НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ
Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего возраста
▼ Скачать +Заказ
Цель: приобщать детей к национальным традициям и культуре посредством прикладного искусства, повышать интерес к культурному наследию народа.
Задачи:
Формировать у детей творческие способности в создании кукол-оберегов.
Закреплять умение скатывать ткань, умение наматывать нитки на валик, соблюдая плотность наматывания.
Продолжать упражнять в умении завязывать узелки.
Совершенствовать мелкую моторику.
Обогащать речь детей с помощью пословиц и поговорок о труде.
Расширять словарный запас: оберег, лоскут, безликая кукла.
Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми старшего возраста» размещена в разделах
Воспитывать аккуратность, усидчивость при выполнении работы.
воспитывать в детях чувство любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа;
Предварительная работа: беседа: «Куклы наших бабушек», «Зачем нашим предкам были нужны куклы»; рассматривание иллюстраций: «Кукла – оберег»; просмотр презентаций «Мир кукол наших предков»; слушание и заучивание колыбельных песен, потешек, прибауток, пословиц о труде; сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин игрушек», «Детский сад»; Д. И. «Из чего сделана кукла?»; чтение стихов о куклах В. Приходько, М. А Пожаровой, Ладонщикова, рассказа И. Рюмина «Куклы наших бабушек»; организация мини – музея «Куколки».
Материалы, инструменты, оборудование:
-Кукла в колыбели, завёрнутая в пелёнки;
-Куклы-образцы, выполненные в традиционном народном стиле: «Колокольчик», «Бессонница», «Пеленашка»;
-Аудиозаписи: «Комаринская плясовая», «Детский плач», волшебные звуки.
Материалы для практической работы: подносы на каждого ребё нка с лоскутами ткани: белая, прямоугольной формы-для куклы, цветная, треугольной формы- для платочка кукле, цветная квадратной формы-для пелёнки кукле; нитки и ленточки для завязок, нитки для фиксации.
Ход
Вводная часть.
Организационный момент
Используя куклу Колокольчик, выполненную в традиционном народном стиле, воспитатель собирает детей.
- Ах, девчонки – веселушки, озорные хохотушки.
Ах, ребята - молодцы. Озорные удальцы!
Колокольчик звонит, собираться в круг велит!
Приветствие
Вместе в круг мы соберёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
Ты мой друг и я твой друг,
Стало весело вокруг!
-Ребята, как здорово, что у нас в группе живет кукла Колокольчик -оберег хорошего настроения. Поэтому у нас всегда радостно и весело. Кукла Колокольчик сообщает приятную новость: у нас появилась новая кукла. Это кукла- малышка, зовут её Сонечка. Сонечка завёрнута в пелёночку. Она ещё совсем маленькая, не умеет говорить, только смотрит на нас своими красивыми глазками. Подарим ей приятные слова.
Игровое упражнение «Подбери признак»
-Молоды! Положим её в колыбельку, пусть она поспит.
Дети кладут куклу в колыбель. Раздаётся детский плач.
(воспитатель включает аудиозапись)
-Ребята, Сонечка наша заплакала. Как можно успокоить малышку? Ответы детей.
-Ребята, покачаем ее и споем колыбельную песенку?
Игровое упражнение «Колыбельная для куклы Сонюшки»
-Вот и уснула наша Сонечка. Ребята, а в старину, когда без видимой причины начинал плакать маленький ребёнок, мать, чтобы успокоить его, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куколку- оберег «Бессонница» (Воспитатель достает из корзины лоскутки, сворачивает куклу – оберег «Бессонница».) и ложили её в колыбель, приговаривая: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой.». А рядышком с ребенком мать ложила другую куколку, которая оберегала сон его.
(Воспитатель показывает куклу – оберег «Пеленашка».)
-Это кукла – Пеленашка. Такой куколкой не играли, это кукла – оберег. Её клали в колыбельку детям, чтобы они крепко спали и не болели.
-Как вы думаете, почему ее так назвали? (Ответы детей).
-Раньше маленьких детей туго-туго, крепко-накрепко укутывали в пеленочку и пеленали. Малыша называли пеленашкой, и тряпичную куклу, которую клали в колыбель или люльку, где он спал, тоже называли Пеленашкой».
-Как вы думаете, для чего ребенка пеленали? (Ответы детей).
-А еще считалось, что беспомощного пеленашку из-за пеленок не замечают злые духи, которые могли бы обидеть малютку, навредить ему.
- Положим Пеленашку к нашей Сонечке в колыбельку, пусть ее сон охраняет. Ребята, а у вас такая кукла - оберег есть? Я предлагаю вам сегодня смастерить такую куклу Пеленашку и оставить её себе, или подарить дорогому человеку (маме, бабушке, сестричке, чтобы она оберегала и защищала вас.
Основная часть.
-Я приглашаю всех вас в мастерскую. Чтобы туда попасть нужно сказать волшебные слова: «Вокруг себя повернись в мастерской окажись».
Раздаются волшебные звуки. (воспитатель включает аудиозапись)
-А вот и волшебная мастерская. Здесь делают куклы - обереги из ткани.
-Скажите мне, если кукла сделана из ткани – значит это какая кукла? (Ответы детей).
-Если кукла будет сделана из соломы, то она будет какая? (Ответы детей).
А из глины? и. т. д. (Ответы детей).
Игра на словообразование
(из глины, из соломы, из резины, из пластилина, из тряпочки, из фарфора, из бумаги, из пластмассы, из стекла, из железа.)
-Ребята, все что нам необходимо для изготовления куклы Пеленашки мы найдем вот в этой корзине. Посмотрим, что в ней есть?
(Дети рассматривают содержимое корзины, в которой лежат лоскутки, кружева, ленты и нитки.)
-В этой корзине нет ни иглы, ни ножниц. Как вы думаете почему? (Ответы детей).
-Считалось, что кукла потеряет силу оберегать и защищать. Подходите вот сюда, к этому столу, я научу вас мастерить куклу – Пеленашку.
-Для работы нам понадобятся всего лишь три лоскутка и красные нитки.
Объяснение предстоящей работы
Показ способов действия с объяснением
-Берём длинный лоскут белой ткани. Какой он формы?
-Складываем один широкий край лоскутка до середины, а затем скатываем его от себя в тугой жгутик- скатку.
-Затем берём ниточки и перевязываем -обозначаем головку и ножки, с пожеланиями здоровья, счастья, удачи.
-Берём цветной лоскуток. Какой он формы?
-Это платочек Пеленашки. Надеваем ее на головку, подогнув уголки справа и слева. Концы платочка заворачиваем назад- за спинку куколке и обматываеи ниточкой, чтобы платочек не развязался.
-Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы пеленаем её в красивую пелёнку. Какой формы этот лоскут?
-Кладём Пеленашку на пелёнку так, чтобы головка была чуть выше верхнего края пелёнки, затем заворачиваем левую ручку, а потом правую, далее-ножки.
-Что можно сделать, чтобы пелёнка не развернулась? (завязать)
-Лента, которой перевязывали малыша, называлась- свивальником.
-Вот такая у меня получилась куколка (демонстрирует, теперь попробуйте сами сделать куколку – пеленашку. Вам нравиться?
-Предлагаю теперь вам сделать самостоятельно из лоскутов куклы-обереги своими руками. Проходите и садитесь на свои места.
(Дети проходят, садятся за столы, где заранее разложены лоскуты разноцветной ткани.)
-Посмотрите, на доске есть схема изготовления куклы. Она вам поможет в работе. Вспомним, что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла? (скрутить лоскут ткани)
- Что надо сделать потом? (перевязать сначала талию, потом выделить головку)
- Что вы будете делать дальше? (завяжем косынку)
- И в завершении? (запеленаем куклу в пеленку и перевяжем ленточкой)
Хорошо! Подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика:
Наша куколка гуляла (имитация ходьбы указательным и средним пальцам)
И играла, и плясала (средний и безымянный)
До чего ж она устала (безымянный и мизинец)
Забралась под одеяло. (положить ладонь на ладонь)
-Хватит дети, забавляться, пора делом заниматься. Делу –время, а потехе - час. Ребята, помните, куклу-оберег нужно создавать с добрыми мыслями и любовью.
Практическая часть
(Дети мастерят куколку Пеленашку с опорой на схему, в процессе изготовления куклы, дети слушаютнародную песню.)
Заключительная часть
После завершения работы, дети приносят своих куколок на «полянку».
-Сделаем солнышко из наших кукол. Солнышко у русского народа – это тепло и добро.
Дети выкладывают солнышко по кругу.
-Попросим с вами солнце, одарить наших кукол своей теплотой и любовью.
-Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Наших кукол обогрей!
-Все куклы получились разные, каждая по - своему хороша! Возьмите своих кукол, прижмите к себе, и расскажите, что вы почувствовали?
- Ребята, как называется куколка, которую вы смастерили сами?
-Почему она так называется? (Ответы детей).
- Из чего мы делали кукол? (Ответы детей).
-Для чего её мастерили? (Ответы детей).
-Работа для вас была трудной? (Ответы детей).
-Ребята вы сегодня хорошо потрудились. Нам пора возвращаться в детский сад. Чтобы вернуться, нам нужно снова сказать волшебные слова: «Вокруг себя повернись в детском саду окажись».
Раздаются волшебные звуки. (воспитатель включает аудиозапись)
- Вот мы и вернулись. Я очень рада, что теперь у каждого из вас есть кукла – оберег Пеленашка. Пусть будут они в вашем доме жить. Тепло, добро и счастье ваше сторожить.