Елена Чаус
Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Великий бой» (к 75-летию битвы под Москвой)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогатить духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны.
Задачи:
• образовательные :
- уточнить знания детей о столице нашей Родины;
- сформировать представление о роли победы под Москвой в Великой Отечественной войне, о заслуженном звании «Город-герой»;
- закрепить умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос;
• развивающие:
- развивать речь, мышление, память;
- развивать творческую инициативу, самостоятельность
• воспитательные:
- воспитывать уважение к защитникам Родины;
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности на тему: „Великий бой“ (к 75-летию битвы под Москвой)» размещена в разделах
- вызывать чувство гордости за свой народ.
Предварительная работа: чтение тематической литературы, рассматривание иллюстраций, беседы о подвигах народа во время войны, слушание стихов о битве под Москвой.
Оборудование: иллюстрации с видами Москвы, презентация «Битва под Москвой», песни и марши военных лет.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации с видами Москвы.
- Ребята, посмотрите на эти иллюстрации и скажите, узнаете ли вы этот город? Да, это столица нашей Родины – Москва. Почему про нее говорят так: «Москва – всем городам матушка!», «Москвой-столицей вся страна гордится!». (Предположения детей). Да, Москва – это самый главный город нашей Родины – России, ее столица. Москву еще называют сердцем России.
Москва – это Красная площадь,
Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России,
Которое любит тебя!
- У Москвы есть свой гимн (прослушивание гимна Москвы)
Игра с мячом «Москва какая?»
- Скажите, Москва – какая? (подбор детьми определений).
2. Работа по теме занятия.
- А еще, наша Москва – героический город. У нее даже есть звание: «Город-герой». Не у всех городов есть такое звание, а только у тех, которые проявили настоящий героизм. Сейчас я расскажу вам, как и когда наша Москва стала городом-героем.
Презентация «Битва под Москвой» (Слайды – в соответствии с рассказом воспитателя)
- Давным- давно была война. Завоеватели – фашисты хотели захватить все страны, чтобы всех людей сделать своими рабами. Уже много стран было захвачено, на пути фашистов стояла только наша Россия. И чтобы ее победить, фашистам нужно было захватить ее сердце – Москву. Все ближе и ближе подбирались фашистские войска к Москве, уже много наших городов пало под их бомбами и гусеницами их танков. Вот-вот и Москву захватят! Уже фашистские генералы могли в бинокли видеть башни Кремля, так близко они подошли к нашему городу!
Почему они хотели захватить Москву? (Они хотели захватить Москву для того, чтобы все остальные города сдались. Для того, чтобы победить в войне.)
- Но немцы ошибались. Они не смогли захватить Москву. Кто не дал им это сделать? (Наша армия. А еще на защиту Москвы поднялись все жители города.)
- Все москвичи как один встали на защиту своего родного города. Они говорили так: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва!». Все москвичи, у которых были силы, вышли на оборону Москвы. Они строили на дорогах баррикады, рыли окопы. На заводах днем и ночью делали снаряды, оружие для фронта.
- Давайте посмотрим, как москвичи защищали свой родной город. На высоких зданиях были расставлены зенитные орудия. В часы воздушных налетов москвичи занимали на крышах домов боевые посты. Дети, старики, женщины во время бомбежек спускались в метро. Оно было надежным укрытием.
- Чтобы город был неузнаваем для вражеских летчиков с воздуха, его тщательно замаскировали, например, на здании Большого театра нарисовали кусты, деревья, дороги. По ночам в небо поднимались аэростаты воздушного заграждения.
- Днем и ночью работали московские заводы. Что на них изготавливали? (На заводах делали оружие и боеприпасы для нашей армии.)
- А кто же работал на заводах, если все мужчины ушли на фронт? (На заводах работали женщины, старики, дети.)
- На защиту родного города встали даже те москвичи, которых не призвали в арию из-за плохого здоровья или преклонного возраста.
Физкультминутка «Смелый солдат»
Знают все ребята Шагают
Смелого солдата,
Смелого солдата не сломить.
Знают все ребята, Сгибание рук в локтях – «силачи»
Смелого солдата
Никогда не смогут победить.
- Оборону Москвы возглавил Георгий Жуков. 7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся военный парад. Его участники прямо с парада уходили на фронт. Немцы были очень неприятно удивлены, когда узнали об этом по радио и хотели помешать проведению парада. Догадались, как именно? (Немцы хотели разбомбить Красную площадь.)
- Во время парада по площади прошли колонны бойцов, проехали танки, автомобили, пушки. Сразу после парада они отправились воевать за Москву. Битва была жестокой. Много людей тогда погибло, многие были ранены. Но защитники Москвы сражались стойко и не пропустили врага к городу. И после этой битвы под Москвой фашисты уже не могли, как раньше, наступать на нашу страну, теперь уже наши войска начали свое наступление.
- Многие немецкие генералы (Гудериан, Гот и другие) основной причиной поражения немецких войск считали суровый климат России. Другие генералы винят во всем грязь и распутицу. Наполеон, загубивший свою 800-тыс. армию, тоже ссылался на русский климат. Но в туже самую распутицу и холод тысячи и тысячи москвичей копали противотанковые рвы и окопы, устанавливали надолбы, сооружали противотанковые заграждения.
- Нет, не дождь и не снег остановили фашистские войска. Миллионная группировка отборных гитлеровских войск разбилась о железную стойкость, мужество и героизм советских войск, за спиной которых был их народ, их столица, их Родина.
- Контрнаступление наших войск началось 5 декабря 1941 г.
Мы не дрогнем в бою
За столицу свою.
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной
Опрокинем, отбросим врага.
(Алексей Сурков)
Физкультминутка «Самолеты»
Самолеты загудели, Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками
Самолеты полетели. Руки в стороны, бег по кругу
На полянку тихо сели, Присесть, руки к коленям
Да и снова полетели. Руки в стороны, бег по кругу
- В битве за Москву было совершено много подвигов. Что такое подвиг? (Подвиг – это отважный, героический поступок, совершенный в трудных условиях.)
- Как называют человека, который совершил подвиг? (Человека, совершившего подвиг, называют героем.)
- Очень много настоящих героев не вернулось с того великого сражения. Здесь, защищая не только Москву, но и всю нашу Родину, они остались навсегда. Но их подвиг мы никогда не забудем. За этот подвиг и получила Москва звание «Город – герой».
- Скажите, а благодаря чему мы до сих пор помним имена героев и подвиги, которые они совершили? (Всем героям Великой Отечественной войны установлены памятники. Их именами названы улицы и площади.)
- И этими героями мы будем гордиться всегда. Ведь они защитили Москву и подарили нам жизнь.
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
(М. Лисянский)
3. Продуктивная деятельность. Дети делают рисунки, посвященные победе в битве за Москву. ( Предложить: солдаты, танки, противотанковые «ежи»)
4. Итог занятия.
1. Ребята, чем знаменателен сегодняшний день?
2. Почему было так важно не пустить врага в столицу?
3. Как была защищена Москва от нападения вражеских танков?
4. С какими словами шли москвичи на защиту своего родного города?