Попова Елена Викторовна
Конспект организованной образовательной деятельности в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
Цель: Закрепление и обобщение знаний детей по пройденному материалу за учебный год.
Задачи:
Образовательные :
- закреплять счёт количественных и порядковых числительных в пределах 10, знание цифр.
- формировать умения решать математические задачи.
-упражнять в классификации предметов, определение материала, из которых они сделаны;
- закреплять характерные признаки времен года, названий месяцев, дней недели, суток;
- закрепить умение различать понятия с противоположным значением (антонимы)
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности в форме интеллектуальной игры „Что? Где? Когда?“» размещена в разделах
- Викторины по теме известной телепередачи «Что? Где? Когда?»
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- закреплять умения детей называть слова с заданным звуком; делать звуко-буквенный анализ слов, подбирать схемы к этим словам; упражнять в знании отличать гласные звуки от согласных, мягкие звуки от твёрдых, звонкие звуки от глухих; развивать связную речь детей;
Развивающие:
- вызвать интерес к интеллектуальной деятельности.
- способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
- развивать внимание, логическое мышление,
- развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.
- развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, умение понимать и точно выполнять указания взрослого;
Воспитательные:
- воспитывать в детях интерес к занятиям-играм, мотивацию к обучению; самостоятельность, доброжелательность, выдержку, умение слушать товарищей, не перебивая их.
- предупреждать утомляемость детей;
Предварительная работа: организованная образовательная деятельность по разным образовательным областям в течение года.
Планируемые результаты:
Дети будут принимать активное участие в ходе организованной образовательной деятельности, уметь формулировать ответы на вопросы педагога, владеть диалогической формой речи, активно и доброжелательно вести себя в процессе коллективной деятельности.
Приёмы руководства деятельностью детей :
1. Словесный (чтение, беседа);
2. Наглядный (демонстрация, показ);
3 Игра (познавательная, развивающая, двигательная);
4. Аудиозаписи.
Интеграция образовательных областей :
Познавательное, речевое, физическое, социально-коммуникативное и художественно - эстетическое развитие.
Материалы и оборудование:
Игровое поле с 6 секторами для игры «Что? Где? Когда?»; волчок со стрелкой, конверты с заданиями, мультимедийное оборудование, экран, мольберт, музыкальное сопровождение к игре, сказочные герои
Схема для составления звукового анализа слов, карточки, иллюстрации к составлению предложений.
1 этап. Мотивационно-побудительный (цель – настроить детей на игру, определить цели игры)
Дети входят в зал, встают в полукруг
- Поздоровайтесь с гостями,
-Здравствуйте!
Улыбнитесь всем вокруг,
И скорей вставайте в круг.
Руку дайте другу слева,
А затем соседу справа,
Передай ему тепло, чтоб везде всегда везло.
- Добрый день, уважаемые гости и участники игры!
Наш клуб «Что? Где? Когда?» приветствует вас на заключительной игре весеннего сезона. В заседании клуба принимают участие команда знатоков подготовительной группы №2 (ведущий представляет капитана и членов команд под музыкальную заставку игры). Против команды знатоков играют сказочные герои. Вас оценивает уважаемое жюри (ведущий представляет членов жюри). Итак, команды заняли свои места.
2 этап. Основной – игровой (звучит музыка –фонограмма из игры «Что? Где? Когда?»)
Раунд 1
Против команд знатоков играет пожилая телезрительница, из лесной местности, где находится её жилплощадь на курьих ножках и личный автомобиль марки «Ступа». Кто это? (Баба Яга).
РАЗМИНКА
Если стол выше стула, то стул (ниже стола) .
Если дорога шире тропинки, то (тропинка уже дороги) .
Если линейка длиннее карандаша, то карандаш (короче линейки) .
Если веревка толще нитки, то нитка (тоньше веревки) .
Если сестра старше брата, то брат (младше сестры).
Сколько месяцев в году?
Сколько дней в неделе?
Что больше час или минута?
Назовите дни недели?
Какие геометрические фигуры не имеют углов?
Сколько геометрических фигур имеют четыре угла?
Что длиннее месяц или неделя?
Какое сейчас время года?
Назовите выходные дни?
Спим мы ночью,а зарядку делаем…. (утром)
Когда ваши мамы и папы приходят с работы? …. (Вечером)
Солнце светит днем. А луна…. (ночью)
Завтракаете утром, а обедаете …. (днем)
Раунд 2
Против команд знатоков играет пожилой телезритель, у которого нет проблем со здоровьем, потому что он бессмертен, и нет проблем с деньгами, потому что он сказочно богат. Кто это? Кощей Бессмертный хороший математик, потому что он часто пересчитывает свои богатства и сокровища. Он прислал математическое задание для каждого игрока.
На полу разложить цифры от1 до10 (слева на прав)
Посчитать от 1 до 10.
От 10 до 1.
Проходите за стол
В конверте лежат карточки с пропущенными цифрами.
Задание: заполните пустые клетки, цифры лежат на тарелке.
Назовите соседей.
Запишите в кружках цифры от 1 до 5, от короткой к длинной ленте
Раунд 3 «Задачи»
Против команд знатоков играет телезритель – путешественник. Этот парень с мотором на спине вёл нездоровый образ жизни, ел много варенья и не следил за своим лишним весом. Кто это? Карлсон прислал задание.
Сейчас решим задачи
Задачи:
1. В первом классе нашей школы
Учатся Егорка, Коля,
Шесть Сергеев, две Наташи.
Скажет кто-нибудь сейчас,
Сколько девочек у нас? - (2)
2. Под кустами у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать.
Кто их может сосчитать? - (4)
3. У бабушки Даши внучка Маша,
Кот Пушок, собака Дружок.
Сколько у бабушки внуков?
4. Пять цветочков у Наташи
И еще два дал ей Саша.
Кто тут сможет посчитать,
Сколько будет два и пять? (7)
5. Привела гусыня-мать
Шесть детей на луг гулять.
Все гусята, как клубочки:
Три сынка, а сколько дочек? (3)
Раунд 4 «Здоровье»
Против знатоков играет следующий телезритель, заслуженный работник медицины, ветеринар, который умудрился провести уникальную операцию, а именно пришить зайчику отрезанные ножки так, что пациент снова побежал по дорожке. Кто это?
Физкультминутка
задача : активно изменить деятельность детей, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.
Игра «Назови противоположное слово»
Цель: развивать у детей умение подбирать противоположные по смыслу слова.
Черный, белый.
Добро, зло.
Бедный, богатый.
Быстро, медленно,
Сладкий, кислый.
Грусть, радость
Глупый, умный.
Сильный, слабый.
Правда, ложь.
Зрительная гимнастика
Задача: снять зрительное напряжение, повысить зрительную работоспособность, улучшить кровообращение.
Раунд 5 «Ориентировка на листе бумаги»
Задача: учить проводить прямые линии определённой длины в заданном направлении;
- развивать зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, умение понимать и точно выполнять указания взрослого;
Против команд знатоков играет маленькая телезрительница, которую мама нарядила в яркую шапочку и безответственно послала через лес к бабушке. Сообразительный ребёнок так прекрасно ориентировался на местности, что не заблудился и добрался до домика бабули. Кто это? Красная шапочка предлагает вам задание по ориентировке, но не на местности, а на листе бумаги.
Раунд 6 «Грамота»
Против знатоков играет мудрая лесная птица из научного дупла, имеющая проблемы со зрением из – за большой любви к книгам. Кто это?
Тётушка сова предлагает Ребята, чтобы хорошо уметь разговаривать красиво и внятно, мы должны тоже уметь хорошо выговаривать все слова на свете. Повторяйте за мной. Сначала медленно –
Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Тётушка сова принесла полоски разного цвета и хочет с вами поиграть. На полосках с обратной стороны написаны задания.
-Но чтобы открыть каждую полоску надо отгадать загадку.
Много слов я соберу.
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение.
То получу я (предложение).
1
- Открываем полоску синего цвета, что написано? (Дети читают).
-Предложение.
-Ребята, расскажете все, что вы знаете о предложении.
(Дети рассказывают, что предложения состоят из слов, которые располагаются в определенном порядке. Предложения бывают короткие (из 2-3 слов) и длинные.
Посмотрите, у вас на столе разложены карточки с картинками. (работа с раздаточным материалом)
- Надо составить предложение из 3-4 слов.
Теперь понятно, что такое предложение. Дети успешно справились с заданием.
2
Предлагаю открыть на доске следующую полоску – красную.
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту (слово).
( Переворачиваем полоску и вместе с детьми читаем: СЛОВО)
Слова бывают разные, а какие –мы узнаем в игре «Назови слова». Слушайте задание:
-кто больше назовет радостных и красивых слов (мама, солнце, радуга.);
-кто больше назовет теплых слов (печь, солнце, огонь);
-назови страшные слова;(вулкан, гроза, молния, взрыв, пожар)
-кто вспомнит громкие слова (барабан, взрыв, гром, стук, бубен).
Следующая игра «Делим слово на части»
Слова бывают длинные и короткие. Как это определить? (Дети отвечают, что для определения длины слова делим слово на части и считаем хлопками в ладоши или по коленям, или приставляем ладошку к подбородку: сколько раз подбородок коснется руки, сколько и частей в слове.
Детям раздаются карточки с картинками.
Названия предметов на слоги поделите,
И сколько в слове том частей - скорее вы скажите!
3
-У нас осталась еще одна не открытая полоска.
Один мягкий и свистит
Другой твёрдый и шипит
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук)
( Переворачиваем полоску и вместе с детьми читаем: ЗВУК)
-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)
-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)
-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)
-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)
-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)
-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).
Задание: Возьмите карточки и найдите схематическое изображение звуков.
Дети, вы очень подробно рассказали, что вы знаете о предложении, слове, звуке. Молодцы!
3 этап Заключительная часть
- Игра подошла к финалу.
Какое задание было, по-вашему, самым лёгким?
А какое самым трудным?
Время назвать победителя. Слово предоставляется уважаемому жюри
(члены жюри называют команду – победителя). Поприветствуем команду – победителя! Наша игра сегодня - это не только победа одной команды, но и победа всей группы, потому что вы все, ребята, показали великолепные знания. Состязание выиграли знатоки!
А теперь мы улыбнемся
Крепко за руки возьмемся
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья
(здоровья, счастья, удачи, добра, мира, солнца, уюта, любви)
Приз в студию!