Омарова Нарима Гайбатуллаховна
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Волшебные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями, значением для человека.
2. Поддерживать интерес к экспериментированию – закреплять умение обследовать камни, проводить опыты.
3. Воспитывать желание участвовать в совместной деятельности.
Материал: макет летающей тарелки с набором камней. Магнитная доска, карточки со свойствами камней. Шкатулка с украшениями из камня. На каждого ребенка: пробирка с водой, зеркало или стекло, набор камней, кусочек мела, угля; бумага; пипетка, емкости с соком лимона, лупа. Кристалл соли. Набор «Вулкан» (3 шт.) : макет с жидкостью (смесь уксуса и «Фейри») на разносе, мерная ложка, емкость с пищевой содой.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Волшебные камни“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Камни. Знакомство с камнями
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2015
Ход
(Организованная деятельность в зимнем саду – «Лаборатория чудес и открытий»)
- Секретная лаборатория инопланетян исследует тайны космоса. Пролетая мимо планеты Земля, залюбовавшись ее красотой, решили побольше узнать о ее природных богатствах. Приземлившись на летающей тарелке в разных местах нашей планеты, они выбрали интересные образцы для своего музея и просят назвать камни, рассказать все, что о них знаете. Результаты наших экспериментов будут записаны в таблице на доске и переданы на орбиту.
- Ребята, хотите помочь инопланетянам? Но знайте, что им нужны научные, доказанные различными опытами данные. Как мы их можем получить? (провести опыты)
- Тогда предлагаю вам пройти в нашу лабораторию и сесть удобно за столы.
Разминка для ума:
• Когда камень бывает мокрым?
• Блестящим?
• Горячим?
• Шипящим?
• Интересным?
• Привлекательным?
(выслушать все ответы и предложить проверить их в следующих опытах)
Опыт №1
Возьмите камень в руку и поднесите к глазам. Можно ли что-нибудь увидеть сквозь камень? Значит он прозрачный или нет? Запишем первое свойство: непрозрачный
Опыт№2
Возьмите в руку любой камень и сожмите крепко-крепко. Изменил он форму? А почему? (потому что он твердый) Итак, записываем: твердый.
Опыт №3
Возьмите в руки 2 камня и постучите ими друг о друга. Они разбились? Значит, они какие? (прочные) Записываем третье свойство: прочные
Опыт №4
Возьмите камень и опустите его в пробирку с водой. Что произошло? Утонул? Почему? (он тяжелый, тяжелее воды) Записываем: тяжелый
Опыт №5
А теперь проверим, есть ли внутри камня воздух. Поднимались ли пузырьки, когда вы опускали камень в воду? Нет. Что это значит? (Нет воздуха) Записываем: нет воздуха
Опыт №6
Как проверить есть ли внутри камня вода? Для этого нужно погреть камень ладошками, подставить зеркало или стекло – появятся ли капли. Появились капельки? Значит… (в камне нет воды) Запишем и это свойство.
Опыт №7
Могут ли камни издавать звуки? Постучим разными камнями друг о друга. Похожи ли звуки, которые при этом получаются, или чем-то отличаются? А может ли камень шипеть? Возьмем кусочек мела и капнем на него соком лимона. Что происходит? (камень «злится, шипит», ему не нравится лимонный сок) Пишем свойство: звучат
(Переходя от опыта к опыту, дети выкладывают карточки со свойствами камней на магнитной доске)
Физминутка
По дорожке мы пошли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Правым боком мы пошли, серых камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Левым боком пошли, пестрых камешков нашли,
И под горку пошли – белых камешков нашли.
С собой все их принесли.
- Как вы считаете, нужен ли камень человеку? Использует ли человек для своих нужд камень? ( слайды: в строительстве - строят дома, ограды, мосты, выкладывают улицы, площади и т. д.)
- Но не только строительными камнями богата наша планета. Она богата и ценными камнями. Где человек использует их? (для украшения жилища, ювелирных украшений) Полюбуйтесь их красотой (открыть шкатулку, рассмотреть изделия)
- Перед вами – наша коллекция камней, посмотрите какие они разные.
1. Среди них есть камень, который называется солнечный. Возьмите лупу и попробуйте найти его – главное его свойство – он блестит как золото. Этот камень является предвестником залежей золота, то есть, он подсказывает, что рядом с ним можно найти золото.
2. А теперь найдите любимый камень Хозяйки Медной горы - малахит, он напоминает цветом окраску ящерицы. Что Данила-мастер изготовил из него?
3. Я знаю, что один из камней обладает лечебным свойством – лечит кожные болезни. Выглядит он так – гладкий с мелкими блестками. Найдите его. Называется он авантюрин.
- В нашей коллекции не хватает двух камней, отгадайте загадку – и увидите отгадку:
1. С виду – неприглядный камень,
Он в земле лежит пластами.
Чтоб наверх его поднять,
Надо в шахте побывать.
Этот, очень нужный, камень
Отбивают молотками.
Он имеет черный цвет,
Всем дает тепло и свет (уголь, показать)
- Другая загадка:
2. Белый, маленький комочек,
Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте,
Пишут буквы на доске (мел, показать)
- Давайте сравним мел и уголь. Чем они похожи? Прочертите полоску на бумаге (оставляют след)
- Теперь опустим их в пробирку с водой. Что произошло? (вода окрасилась)
- Значит, какой можно сделать вывод? (мел и уголь мягкие, поэтому оставляют след на бумаге и растворяются в воде)
- У меня к вам вопрос: «Можно ли есть камни?» (выслушать ответы) Я знаю, что кристаллики одно камня мы каждый день употребляем в пищу, попробуйте угадать, какого:
Белый камень из горы
Всегда стоит на столе.
Кто его ест.
Тот вкуса не знает (соль, показать)
- Соль – это единственный в природе минерал, который люди употребляют в пищу. Он образуется глубоко под землей. Без соли нет жизни. У всех народов она – символ гостеприимства, радушия. Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей.
- Как вы думаете, где, в природе больше всего можно отыскать камней? Где добывают их? (в горах) Но особенно много можно увидеть их после извержения вулкана, они все появляются на поверхности земли. Вы видели, как извергается вулкан? А хотите увидеть? Предлагаю работать в парах. Осторожно подвиньте к себе макет горы. Возьмите мерной ложкой соду и насыпьте ее в кратер (дырочку сверху). Что происходит? Вот так извергаются вулканы, а жидкость, выходящую наружу называют лава.
- Итак, работа в лаборатории чудес и открытий подходит к концу.
Рефлексия:
- Кому мы сегодня помогли?
- Как нам это удалось?
- Что интересного узнали о камнях?
- Предлагаю результаты наших экспериментов, записанные в таблице, передать на орбиту вместе с образцами камней.
Использованная литература:
1. Н. А. Рыжова “Я и природа”, Москва 1996 г.
2. Н. А. Рыжова “ Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика”, Москва 1999 г.
3. Т. М. Бондаренко “Экологические занятия с детьми 6–7 лет”, Воронеж 2002 г.
4. Т. Н. Зенина “Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами” (подготовительная группа, Москва 2008 г.
5. А. И. Иванова “Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду”, Москва 2007 г.