Лариса Маслова
Использование метода наглядного моделирования при обучении дошкольников рассказыванию
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из направлений всестороннего развития ребёнка-дошкольника – формирование речевых навыков. Фактором, облегчающим процесс становления связной речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Другим вспомогательным фактором можно назвать создание плана высказывания. Поэтому в качестве средства оптимизации процесса речевого развития используется метод наглядного моделирования.
Публикация «Использование метода наглядного моделирования при обучении дошкольников рассказыванию» размещена в разделах
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа, Глухов В. П. – блоками-квадратами.
Обучая детей связной речи методом наглядного моделирования, можно использовать приёмы мнемотехники.
Мнемоника в переводе с греческого – «искусство запоминания».
Мнемотехника – система методов и приёмов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Примером может служить фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.
Особое место в работе с детьми дошкольного возраста занимает материал в форме мнемотаблиц. Мнемотаблица – это план-схема, в которой заложена определённая информация. В схеме последовательно размещены все элементы высказывания, причём звенья высказывания должны вовремя и последовательно сменяться.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или фразу подбирается картинка. Таким образом, содержание зарисовывается схематически. После чего ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.
Мнемоническое запоминание состоит из следующих этапов:
• перекодирование символов в образы;
• соединение образов;
• запоминание последовательности образов;
• закрепление в памяти.
Приём наглядного моделирования может использоваться при обучении дошкольников рассказыванию, что заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их четкими, связными и последовательными. На первом этапе дети обучаются составлять описательный рассказ, опираясь на готовую схему. Предложенная схема подсказывает ребенку последовательность рассказывания.
Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:
• принадлежность к родовидовому понятию;
• величина;
• цвет;
• форма;
• составляющие детали;
• качество поверхности;
• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
• как он используется;
• эмоциональное отношение.
По данной схеме можно составить описание предмета, загадки-описания, а также заучивать стихотворения. Главное – изобразить схему так, чтобы нарисованное было понятно детям. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы, силуэтные и предметные картинки. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложнять или заменять другой заставкой, изображать персонаж в графическом виде. Например: лиса состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план-схему. По мере обучения ребё нок активно включается в процесс создания своей схемы: дети учатся заменять слова и предложения значками-символами, самостоятельно заполняют схему-модель и используют её как план пересказа.
Наличие зрительного плана вызывает у детей желание пересказывать тексты, делает высказывания более чёткими, связными, полными. Использование приёмов моделирования помогает обогащать словарный запас детей, обучать составлению рассказов, пересказу художественной литературы, упражнять в отгадывании и загадывании загадок, заучивать стихи.
Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Этот вид деятельности позволяет включать не только слуховые, но и зрительные анализаторы: дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
В процессе работы активно используются наглядные модули, опорные схемы, пиктограммы, картинно-графические планы, карточки-символы. Мнемотехника облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, развивает связную речь, ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, воображение. Использование наглядного моделирования позволяет повысить мотивационную готовность ребёнка к обучению.
При работе с детьми, имеющими речевой негативизм, заикающимися и неговорящими детьми особенно эффективен такой приём, как моделирование и проигрывание сказок. Здесь используются элементы пальчиковой гимнастики и теневого театра.
Результатом работы является формирование вербальных средств коммуникации, мотивации речевого общения, формирование первичных произносительных навыков, пополнение и активизация словаря, появление фразы в речи ребёнка, устранение в речи аграмматизмов. Так через использование приёмов моделирования формируется связная речь, которая является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.