МААМ-картинки

Использование метода наглядного моделирования при обучении дошкольников рассказыванию

Лариса Маслова
Использование метода наглядного моделирования при обучении дошкольников рассказыванию
▼ Скачать + Заказать документы

Одно из направлений всестороннего развития ребёнка-дошкольника – формирование речевых навыков. Фактором, облегчающим процесс становления связной речи, является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Другим вспомогательным фактором можно назвать создание плана высказывания. Поэтому в качестве средства оптимизации процесса речевого развития используется метод наглядного моделирования.

Публикация «Использование метода наглядного моделирования при обучении дошкольников рассказыванию» размещена в разделах

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями, Ефименкова Л. Н. – схемой составления рассказа, Глухов В. П. – блоками-квадратами.

Обучая детей связной речи методом наглядного моделирования, можно использовать приёмы мнемотехники.

Мнемоника в переводе с греческого – «искусство запоминания».

Мнемотехника – система методов и приёмов, облегчающих запоминание, сохранение и воспроизведение информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Примером может служить фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Особое место в работе с детьми дошкольного возраста занимает материал в форме мнемотаблиц. Мнемотаблица – это план-схема, в которой заложена определённая информация. В схеме последовательно размещены все элементы высказывания, причём звенья высказывания должны вовремя и последовательно сменяться.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или фразу подбирается картинка. Таким образом, содержание зарисовывается схематически. После чего ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.

Мнемоническое запоминание состоит из следующих этапов:

• перекодирование символов в образы;

• соединение образов;

• запоминание последовательности образов;

• закрепление в памяти.

Приём наглядного моделирования может использоваться при обучении дошкольников рассказыванию, что заметно облегчает составление описательных рассказов, делает их четкими, связными и последовательными. На первом этапе дети обучаются составлять описательный рассказ, опираясь на готовую схему. Предложенная схема подсказывает ребенку последовательность рассказывания.

Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

• принадлежность к родовидовому понятию;

• величина;

• цвет;

• форма;

• составляющие детали;

• качество поверхности;

• материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

• как он используется;

• эмоциональное отношение.

По данной схеме можно составить описание предмета, загадки-описания, а также заучивать стихотворения. Главное – изобразить схему так, чтобы нарисованное было понятно детям. В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера: геометрические фигуры, символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы, силуэтные и предметные картинки. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная. Позже – усложнять или заменять другой заставкой, изображать персонаж в графическом виде. Например: лиса состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. На начальном этапе взрослый предлагает готовый план-схему. По мере обучения ребё нок активно включается в процесс создания своей схемы: дети учатся заменять слова и предложения значками-символами, самостоятельно заполняют схему-модель и используют её как план пересказа.

Наличие зрительного плана вызывает у детей желание пересказывать тексты, делает высказывания более чёткими, связными, полными. Использование приёмов моделирования помогает обогащать словарный запас детей, обучать составлению рассказов, пересказу художественной литературы, упражнять в отгадывании и загадывании загадок, заучивать стихи.

Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с памятью. Использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Этот вид деятельности позволяет включать не только слуховые, но и зрительные анализаторы: дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова.

В процессе работы активно используются наглядные модули, опорные схемы, пиктограммы, картинно-графические планы, карточки-символы. Мнемотехника облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, развивает связную речь, ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, воображение. Использование наглядного моделирования позволяет повысить мотивационную готовность ребёнка к обучению.

При работе с детьми, имеющими речевой негативизм, заикающимися и неговорящими детьми особенно эффективен такой приём, как моделирование и проигрывание сказок. Здесь используются элементы пальчиковой гимнастики и теневого театра.

Результатом работы является формирование вербальных средств коммуникации, мотивации речевого общения, формирование первичных произносительных навыков, пополнение и активизация словаря, появление фразы в речи ребёнка, устранение в речи аграмматизмов. Так через использование приёмов моделирования формируется связная речь, которая является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Публикации по теме:

Использование метода наглядного моделирования в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ учителя-логопеда МБДОУ № 43 «Теремок» п. Красногорняцкий Неговора Н. Н. «Использование метода наглядного моделирования.

Презентация «Мастер-класс для педагогов на тему «Использование карт Проппа в обучении детей творческому рассказыванию» «Мастер – класс для педагогов»Тема: «Использование карт Проппа в обучении детей творческому рассказыванию» Среди всех видов связной монологической.

Формирование речевых навыков у дошкольников с использованием наглядного моделирования Одно из направлений всестороннего развития ребёнка – дошкольника – это формирование речевых навыков. Речь выполняет в жизни человека самые.

Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста Метод мнемотехники как один из ведущих способов развития у детей связной речи. Данная технология обеспечивает успешное освоение детьми знаний.

Использование метода моделирования в систематизации экологических знаний детей старшего дошкольного возраста Отношение между человеком и миром природы – острый и тревожный вопрос современности. В настоящее время эти отношения становятся «кризисными».

Использование метода моделирования в трудовом воспитании детей старшего дошкольного возрастаИспользование метода моделирования в трудовом воспитании детей старшего дошкольного возраста Авторы: Нутикова Евгения Александровна, Суевалова Кристина Александровна Труд — это могучий воспитатель в педагогической системе воспитания.

Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников Использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы по преодолению ОНР у дошкольников “Чтобы обучить другого, требуется.

Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 51 р. п. Сенной Вольского района Саратовской области» Использование.

Конспект ОД по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в младшей группе «Путешествие в сказку» КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В младшей ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В.

Презентация «Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования» Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования. Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование метода наглядного моделирования при обучении дошкольников рассказыванию
Опубликовано: 29 октября 2018 в 19:55
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода наглядного моделирования при обучении дошкольников рассказыванию» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Маслова (УИ 715405) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД