Наталья Александровна Лобачева
Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 51 р. п. Сенной Вольского района Саратовской области»
Использование приёмов мнемотехники
и наглядного моделирования
в развитии связной речи дошкольников
Подготовила
воспитатель подготовительной группы:
Лобачева Н. А.
Публикация «Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Использование приёмов мнемотехники и наглядного моделирования в развитии связной речи дошкольников.
К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь
неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно
мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он усвоит их на лету»
Актуальность:
Трудности в развитии речи детей дошкольного возраста :
- скудный словарный запас;
- нарушение звукопроизношения;
- неумение согласовывать слова в предложениях;
- нарушение связности высказывания.
Несовершенное логическое мышление.
Нарушение внимания, памяти.
Дошкольный возраст – возраст образных форм сознания.
Образные средства:сенсорные эталоны. наглядные модели,символы,знаки
Как сформировать речь ребенка, наполнить ее большой палитрой слов, красивых фраз, благозвучных словосочетаний?
Как помочь ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи?
Как способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка, помочь ему научиться коммуникативной речи?- МНЕМОТЕХНИКА
Цель технологии: Развитие памяти, мышления, воображения, внимания, речи, путем образования дополнительных ассоциаций.
Задачи:
1. Способствовать развитию речи и основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);
3. Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения использования средств технологии;
4. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
5. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;
6. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;
7. Способствовать развитие мелкой моторики рук;
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;
9. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира;
10. Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;
11. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;
12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Мнемотехника (мнемоника) – искусство запоминания.
Мнемотехника - совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей).
Мнемотехника – технология развития памяти.
Мнемотехника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.
Подходы в работе с мнемотехникой :
Системный –технология мнемотехника используется в системе обучения
o и воспитания;
Личностный –с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;
Деятельностный- развитие ребенка происходит в деятельности, он читает предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;
Диалогический- процесс обучения происходит в форме диалога;
Культурологический- ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;
Информационный- ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире;
Аксиологический –образовательная деятельность основана на идеях гуманистической педагогики, субъект- субъектное взаимодействие с детьми.
Комплексный – решение в единстве коррекционно – развивающих задач,
o обеспечивающих социально – личностное, речевое, коммуникативное,
o эстетическое, моторное и эмоциональное развитие ребенка, взаимодействие
o специалистов – участников образовательного процесса.
Приемы мнемотехники :
Мнемодорожка
Мнемотаблица
Пиктограмма
Опорное моделирование
Модели, мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей :
Дидактические игры
Пересказ художественной литературы
Отгадывание и загадывание загадок
Заучивание стихов
Обучение составлению рассказов (составление рассказов по картинам и серии картин,описательный, творческий рассказ)
Наглядное моделирование – воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Мнемотаблица – это схема, в которой заложена определенная информация.
Актуальность использования приемов мнемотехники :
Использование наглядного моделирования :
вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости ;
облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала;
учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на качественные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.).
Мнемодорожка - схема, на которой графически изображены герои или отдельные предметы, играющие важную роль в произведении.
Мнемотаблица – таблица, в которую заложена определённая информация.
Пиктограмма - рисунчатое письмо. С её помощью дети обучаются пересказу с опорой на картинку, которую рисует взрослый по мере рассказывания сказки.
Виды моделей :
Предметная- в виде физической конструкции предметов. Аналогия предмета, воспроизведение его главных частей, пропорций.
Предметно-схематическая-компоненты предметов представлены при помощи предметов – заместителей и графических знаков.
Графическая-обобщенно передает разные виды отношений при помощи графиков, схем, формул.
Требования к моделям :
чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;
ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;
быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;
должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель – такая, какую он себе мыслит и представляет;
не нужно злоупотреблять этим методом, использовать его без необходимости, когда свойства и связи предметов лежат на поверхности;
нужно создать такую ситуацию, в которой бы дети почувствовали необходимость создания модели, поняли, что без модели им будет трудно.
Мнемотехникой можно заниматься
с раннего возраста, но рациональнее вводить ее в занятия с 4-5 лет;
Размер мнемотаблицы зависит от возраста детей:
- Средний дошкольный возраст – таблицы 3х3 (9 клеток);
- Старший дошкольный возраст – таблицы 4х4 (16 клеток).
-Младший и средний возраст- необходимо давать цветные мнемотаблицы.
Этапы работы с мнемотаблицами в младшем и среднем дошкольном возрасте
Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.
Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания. При этом пересказ могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах, или пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах).
Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.
Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого эта сказка?»
Последовательность обучения старших дошкольников
приемам моделирования.
1 этап.
Цель: научить ребенка читать модель (мнемотаблицу).
1. Сообщение информации по теме в форме познавательного рассказа, беседы.
2. Рассматривание готовой мнемотаблицы, составленной по содержанию информации. Расшифровка символов, декодирование информации.
3. Пересказ информации детьми с опорой на мнемотаблицу с помощью и без помощи воспитателя.
4. Графические зарисовки мнемотаблицы по желанию детей.
2 этап.
Цель: познакомить с общими моделями кодирования информации о предметах, объектах и явлениях.
1. Сообщение темы.
2. Рассматривание общей схемы кодирования.
Материалом для общей схемы является любое обобщающее понятие (игрушки, животные, растения, времена года, строение человека, профессии, птицы, и т. п.)
3. Составление модели информации о конкретном представителе группы с опорой на общую схему (машинка, медведь, ромашка и т. п.)
Моделирование осуществляется под руководством воспитателя с использованием подводящих вопросов : Что обозначает этот знак на общей модели? Что в связи с этим мы можем рассказать о нашем объекте? Как мы это изобразим в нашей модели?
4. Отгадывание загадок - мнемотаблиц, составленных воспитателем с опорой на общие схемы. (О ком или о чем идет речь)
3 этап.
Цель: научить самостоятельному кодированию полученной информации.
1. Совместное кодирование информации. Обсуждение вариантов знаков, отображающих то или иное свойство кодируемого объекта.
2. Самостоятельное придумывание детьми мнемотаблиц по пройденному материалу.
4 этап.
Цель: отработать навыки кодирования в разных видах деятельности.
Моделирование включается в основную часть познавательных занятий как средство активизации всех детей и в заключительную как средство воспроизведения полученных знаний.
В совместной деятельности дети загадывают друг другу загадки по пройденной теме, читают мини-доклады, выполненные совместно с родителями, с опорой на модель.