Назымгуль Кабиева
Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов технологии наглядного моделирования в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия : «МЫШКА И МИШКА»
Программное содержание (цели) :
1. Способствовать развитию речи как средства общения: развивать понимание речи и активизировать словарь, используя формы народного фольклора (потешки, загадки) и элементы технологии наглядного моделирования (картинки – силуэты, геометрические фигуры).
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов технологии наглядного моделирования в первой младшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2018
2. Развивать интонационную выразительность речи детей, способствовать развитию голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания, восприятия (сенсорного, способствовать развитию мелкой моторике пальцев рук, памяти, двигательной активности, способствовать развитию наблюдательности, внимательности.
3. Создать положительный микроклимат: вызывать положительные эмоции у детей во время общения со взрослым (воспитателем) и сверстниками.
Задачи:
1. Приучать детей слушать потешки, стишки, загадки: предоставить возможность повторять вслед за воспитателем слова, фразы стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтических произведениях.
2. Упражнять детей в рассказывании потешки, стихотворения, сопровождая показом картинок – силуэтов, геометрических фигур, т. е. учить детей моделировать.
3. Закреплять понятия величины, формы. Учить различать геометрические фигуры по величине: «большой – маленький», по форме: круг, квадрат. Знакомство с новыми цветами: серый, коричневый.
4. Совершенствовать знания об окружающем мире: закреплять знания о животных, звукоподражать им, узнавать (отгадывать загадки, показывать их (картинки).
Дидактический материал:
Фланелеграф, игрушки настольного театра: мышка, медведь; карточки с изображением животных: мышки, медведя; картинки – силуэты этих животных (по количеству детей, геометрические фигуры из фетра разной величины и цветов (круг, квадрат, конфеты «петушок на палочке» в мешочке (по количеству детей).
Методы, приё мы:
Рассматривание и выкладывание картинок – силуэтов, геометрических фигур на фланелеграфе; рассказывание потешек, чтение стихотворений, загадок, сопровождая показом на фланелеграфе; чтение потешек, сопровождая игровыми действиями; вопросы – ответы.
Предварительная работа: с детьми
чтение и разучивание потешек, стихотворений, выполнение игровых действий: «Мишка – косолапый» (народная, «Вышли мыши…» (С. Маршак, рассматривание картинок.
Предварительная индивидуальная работа:
Изготовление фланелеграва, центра «В гостях у сказки», создание картинок – силуэтов, карточек, геометрических фигур из фетра.
Ход занятия:
Воспитатель входит в группу с куклой Машей. Обращает внимание детей на неё, гостей в группе.
Воспитатель: «Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл. Это кукла Маша. Давайте с ней поздороваемся. Как мы умеем здороваться».
Воспитатель и дети выполняют движения в соответствии с текстом.
«Здравствуй, солнце золотое» (руки поднимаем вверх)
«Здравствуй, небо голубое» (руки вверх, встаем на носочки)
«Здравствуй, лёгкий ветерок» (руки вверх, слегка покачиваемся)
«Здравствуй, маленький дубок» (приседаем)
«Здравствуй, утро, здравствуй день» (руки перед собой)
«Нам здороваться не лень!» (хлопаем в ладоши)
«Здравствуйте» (3 раза)
Воспитатель приглашает детей подойти к центру «В гостях у сказки» (фланелеграфу). Дети садятся на стульчики, перед ними на столе лежат картинки животных (мышки, медведя, петушка, курочки, белки и других, геометрические фигуры разных цветов и величины (круг, квадрат).
Воспитатель: «Молодцы! Садитесь на стульчики. Ребята, кукла Маша хочет с вами поиграть, она будет загадывать загадки, а мы с вами будем отгадывать их, рассказывать потешки, стишки».
Кукла Маша (воспитатель) : «Ребята, я загадаю вам загадку, а вы её отгадайте»
«Маленькие зверьки, Живёт в норке, Что за серенький зверёк,
Серенькие шубки, Грызёт корки, Хвостик тонкий,
Длинные хвосты, Короткие ножки Голос тонкий…
Черненькие глазки, Боится кошки. «Пи- пи-пи»- поет звонко
Остренькие зубки». Только кошку увидал,
Сразу в норку убежал?
Дети отгадывают загадку, показывая картинку, воспитатель читает загадки, пока все дети не отгадают загадку; картинку – силуэт (мышка) прикрепляют на фланелеграфе.
Воспитатель: «Молодцы! Это мышка»
Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают, помогает с ответами.
Воспитатель: «Мышка какая?» - Дети: «Маленькая»
«Какого цвета?» - «Серенькая»
«как мышка «говорит?» - «Пи – пи – пи»
Воспитатель показывает маленький круг серого цвета, прикрепляет на фланелеграфе и объясняет детям: «Пусть это будет мышка» Просит детей найти такой же круг и прикрепить на фланелеграфе.
Воспитатель: «Где живёт мышка?» - Дети: «В домике, норке»
«Какой домик – норка - «Маленький»
У мышки?»
Воспитатель показывает маленький квадрат зелёного цвета, прикрепляет на фланелеграфе и объясняет детям: «Пусть это будет мышкин домик» Просит детей найти такой же квадрат и прикрепить на фланелеграфе ( должна получиться такая цепочка: картинка – круг – квадрат).
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Давайте, расскажем и покажем кукле Маше, стихотворение про мышек».
Воспитатель и дети выполняют движения в соответствии с текстом (физ. минутка). Воспитатель читает стихотворение «Вышли мыши…» С. Маршака, ( с небольшим изменением слов: «Звон – гром, вон – дом»).
«Вышли мыши как-то раз, (шагаем на месте или по кругу)
Поглядеть, который час, (смотрим на ручки)
1, 2, 3, 4. ( проговариваем:1,2, 3,4)
Мыши дёрнули за гири, (пальчики сжаты в кулачки)
Вдруг раздался страшный гром! (звон) (хлопаем в ладошки – «Гром!»)
Убежали мыши в дом (вон)» (показываем «дом» над головой)
Кукла Маша (воспитатель) : «Молодцы, ребята! А теперь другая загадка, отгадайте её»
Неуклюжий, косолапый Он зимой в берлоге спит,
Когда спит, сосёт он лапу, Потихонечку храпит,
Ест малину, любит мёд, А проснётся, ну, реветь.
Он в берлоге живёт. Как зовут его (медведь).
Дети отгадывают загадку, показывая картинку, воспитатель читает загадки, пока все дети не отгадают загадку; картинку – силуэт (медведь) прикрепляют на фланелеграфе.
Воспитатель: «Молодцы! Это мишка – медведь»»
Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают, помогает с ответами.
Воспитатель: «Мишка какой?» Дети: «Большой»
«Какого цвета?» «Коричневый»
«Как мишка рычит?» «Р – Р – Р»
Воспитатель показывает большой круг коричневого цвета, прикрепляет на фланелеграфе и объясняет детям: «Пусть это будет мишка» Просит детей найти такой же круг и прикрепить на фланелеграфе.
Воспитатель: «Где живёт мишка?» Дети: «В домике, берлоге»
«Какой домик – берлога «Большой»
У мишки?»
Воспитатель показывает большой квадрат зелёного цвета, прикрепляет на фланелеграфе и объясняет детям: «Пусть это будет мишкин дом» Просит детей найти такой же квадрат и прикрепить на фланелеграфе ( должна получиться такая цепочка: картинка – круг – квадрат).
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Давайте, расскажем и покажем кукле Маше, потешку про мишку» ( потешка: «Косолапый мишка»)
Воспитатель и дети выполняют движения в соответствии с текстом
«Мишка косолапый (шагаем, «вперевалочку»)
По лесу идёт
Шишки собирает, (наклоны)
В корзиночку кладёт,
Вдруг упала шишка, («стучим» кулачком в лоб)
Прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился (показываем «Как мишка рассердился»
И ногою – топ- топ – топ» (топаем ножкой – 3 раза).
Кукла Маша (воспитатель) : «Молодцы, ребята! Я хочу рассказать вам стихотворение про Мышку и Мишку»
Воспитатель рассказывает стихотворение, сопровождая показом геометрических фигур (кругов, квадратов) на фланелеграфе:
«Какой большой у Мишки дом,
Чтоб поместился Мишка в нём,
Р – Р – Р – Р – Р,
У Мышки домик маленький,
Лишь для неё удаленький
Пи – Пи – Пи – Пи – Пи
Любит Мишка ходить к Мышке,
Нет совсем, наоборот,
Он же к ней не попадёт!
Мышка ходит в гости к Мишке!
Воспитатель: «Почему, ребята, Мишка не может попасть к мышке?»
Дети: «Мишка – большой, а мышка – маленькая, дом у мишки – большой, а мышки домик – маленький»
Воспитатель: «Правильно, Мишка – большой, мышка – маленькая»
Воспитатель показывает ещё раз геометрические фигуры на фланелеграфе: большой коричневый круг, маленький серый круг, большой зелёный квадрат, маленький зелёный квадрат. Затем воспитатель вместе играют в игру: «Мышка и Мишка»
Подвижная игра: «МЫШКА И МИШКА»
Какой большой у Мишки дом (выпрямиться, встать на носки)
Чтоб поместился Мишка в нём (поднять руки вверх)
«Р –Р – Р – Р – Р» («Порычать»)
У Мышки домик маленький (присесть, обхватить руками)
Лишь для нее, удаленький (колени, опустить голову)
«Пи – пи – пи – пи – пи» («Попищать»)
Любит Мишка ходить к Мышке (походить по комнате)
Нет, совсем, наоборот, («погрозить указательным пальцем)
Он же к ней не попадёт! («пожать» плечами)
Мышка ходит в гости к Мишке» (походить по комнате, на носочках)
Воспитатель: «Кукла Маша, тебе понравилось стихотворение про Мишку и Мышку?»
Воспитатель смотрит на место, где должна быть кукла. Вместо куклы лежит «волшебный мешочек», воспитатель обращает внимание детей на исчезновение куклы и появление мешочка.
Воспитатель: «Кукла Маша спешила к дедушке и бабушке, она ушла, когда мы играли, но оставила нам «волшебный мешочек». Давайте, посмотрим, что в нём».
Дети смотрят, достают из мешка «Петушка на палочке». Занятие окончено.