Татьяна Ильницкая
Конспект опытно-экспериментальной НОД в старшей группе «Вода — источник жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно-образовательной опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе № 4 «Ромашки»
Тема: «Вода — источник жизни»
Цель: Дать детям представление о том, что вода очень важна для всех живых существ: вода – источник жизни.
Задачи:
• Продолжать знакомить детей со значением воды в жизни человека.
• Дать знания о том, что вода, которую употребляют люди, обязательно должна пройти очистку.
• Познакомить детей с элементарными способами очистки воды – фильтрацией.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Старшая группа
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
• Подвести детей к выводу, что безопасно использовать можно только очищенную воду; что воду нужно беречь и не загрязнять.
• С помощью опытно-экспериментальной деятельности подвести детей к выводу, что сладкая газированная вода вредна для детского организма, а минеральная полезна.
• Стимулировать любознательность, наблюдательность и самостоятельность.
• Формировать умение работать в группе, договариваться. Развивать связную речь.
• Ввести в словарь детей слова и выражения: экономить, очистка, очистные сооружения, фильтр, фильтрация, загрязнение и т. п.
Предварительная работа: наблюдения; опытно-экспериментальная деятельность; беседы по расширению кругозора по теме «Вода»; работа с загадками, чтение литературы; разучивание стихов; рисование.
Ход НОД:
1. Организационный момент: игра «Комплименты»
В: Ребята, вы знаете, о чем мы сегодня поговорим?
- Послушайте стихотворение, которое прочитает нам Настя.
Стихотворение «Вы слыхали о воде?»
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде -
В луже, в речке, в океане, и в водопроводном кране.
На плите у вас кипит, паром чайника шипит.
Вы ее в пруду найдете и в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда, наша спутница - вода!
Без нее вам не умыться не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить - без нее вам не прожить!
Мы привыкли, что вода - наша спутница всегда.
В. : - О чем говорится в стихотворении? (О воде)
(СЛАЙД)
В: Встретились три капли: простая, газированная и минеральная и стали спорить, какая из них полезней.
- А вы, ребята, как думаете, где можно найти правильный ответ? (в интернете, энциклопедии, в книгах, журналах, библиотеке, получить информацию от взрослых, ведущих здоровый образ жизни).
- Я предлагаю вам найти ответ вместе. А для этого сейчас мы с вами отправимся в путешествие вместе с нашими капельками. И, поскольку нам предстоит плыть по реке, давайте выберем какой-нибудь вид водного транспорта.
- Какие виды водного транспорта вы знаете? (пароход, лодка, яхта, катер, катамаран и т. п.)
- Давайте сами построим корабль и отправимся на нем в наше путешествие!
(Дети строят из стульчиков, подставляют нос и мачту мачты и носа корабля).
(СЛАЙД)
- Какой красивый корабль у нас получился!
- А теперь усаживайтесь. Закройте глаза и послушайте, как плещется вода за бортом. Нас ждет путешествие с несколькими остановками, вот и первая пристань.
Пристань «Где вода – там жизнь»
Мы остановимся и вспомним, что мы знаем о воде.
(СЛАЙД) с каплей простой воды
Капля воды: - Ребята, а вы знаете, для чего мы ежедневно используем воду?
- Почему нужно часто поливать комнатные растения? (Чтобы не засохли)
- Как вы думаете, сколько дней человек может прожить без воды? (от трех до семи).
(СЛАЙД)
В: Взгляните на эти две картинки. Так выглядит пустыня, где нет воды, а вот так выглядят берега реки или озера. (Показ картинок.)
- Какой можно сделать вывод?
(СЛАЙД)
Дети: Всему живому, в том числе растениям и животным нужна вода. Без нее все гибнет.
В: Теперь вам понятно, какую пользу приносит простая вода?
- А сейчас познакомимся с водой поближе, проделаем с ней несколько опытов.
(СЛАЙД)
Возьмите стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте и ответьте, имеет ли вода запах, цвет и вкус? Какая она? (Безвкусная, безцветная, без запаха)
- А всякую ли воду можно пить? (Только чистую)
- Почему? (В грязной воде много микробов и вирусов)
Откуда берется вода у нас в доме? (из крана).
— Как она попадает к нам в дом? (по трубам, из реки; из подземного источника).
— Ребята, вы видели, какая вода течет в реке? (мутная, грязная, темная).
— А из крана течёт какая вода? (чистая, прозрачная).
— Что же за превращение происходит с водой? (её очищают).
- Предлагаю вам посмотреть, как попадает вода в наш дом
(СЛАЙД) Показ видео «Откуда в нашем доме вода?»
К нам поступает чистая вода из подземной водозаборной скважины с местечка Рассошино. Но и такая вода подвергается очистке. Таким образом, мы с вами пьем какую воду? (чистую воду).
(СЛАЙД)
- А в других городах в кранах вода даже после очистки течет мутная. Пригодна она только для стирки и мытья, а чистую питьевую воду людям приходится покупать в магазинах.
В: Предлагаю вам провести опыт по очистке воды.
— Посмотрите, перед вами в стаканах вода из нашей реки Амур. Через стенки стаканов видно, что вода какая? (грязная). Давайте мы с вами постараемся в очистить эту воду.
1. Первое, что мы сделаем - смастерим фильтры. Для этого возьмем кусок ваты и марлю, свернутую в четыре слоя. Уложим вату и марлю в воронку. Воронку установим в чистый стакан. Тонкой струйкой будем вливать грязную воду в воронку с фильтром. Чтобы увидеть результат нашего опыта, мы оставим в одном стакане грязную воду.
— Давайте сравним воду до- и после фильтрации.
Дети: - Сквозь прозрачные стенки стакана видно, что вода стала чище.
В: - Но такую воду еще пить нельзя. А чтобы добиться еще более хорошего результата при очистке воды, можно добавить в стакан с очищенной водой, например активированный уголь. Оставить на некоторое время и снова профильтровать воду. Такая вода будет считаться хорошо очищенной.
- Но как много времени мы затратили на очистку всего нескольких стаканов воды. А взрослым людям, тем, которые трудятся на очистных сооружениях, приходится затрачивать много сил, средств и времени для получения чистой воды.
Какой можно сделать вывод? Да, вода прозрачная, без вкуса и запаха. Воду можно ее очистить. Ее нужно беречь и не загрязнять.
-Молодцы!
В: делать научные открытия – дело не из легких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. А вы согласны немного отдохнуть?
Веселая разминка «Капитан Краб» (электронная)
От разминки польза есть! Что ж, пора на место сесть.
- Молодцы! Продолжим наше путешествие!
Следующая пристань «Газировочная»
Капля газировки. Приглашаю вас на самую сладкую станцию
(СЛАЙД)
Капля газировки: - Ребята, кто из вас любит пить сладкую газированную воду?
- Какую сладкую газированную воду продают в магазине? (Лимонад, фанту, крем-соду, пепси- и кока-колу и др.)
В: - Да, все дети любят сладкую газированную воду. А заслуживает ли она такого внимания? Полезна или вредна сладкая газированная вода?
(СЛАЙД) – Кто нам может рассказать,
Что такое газировка?
ГЛЕБ: - Сладкие газированные напитки состоят из воды, углекислого газа и большого количества сахара. Сладкой газировкой невозможно напиться. Жажда приглушается на короткий срок, но через некоторое время возникает снова.
В: - Чтобы проверить, на самом деле полезна или вредна газировка, мы проведем опыты.
Практическая часть
Для опытов мы взяли газированную, простую воду (Кока-колу) и два надувных шарика.
Опыт №1
На только что открытую бутылку наденем воздушный шарик. Потрясем бутылку.
- Что мы видим? (шарик на бутылке с газировкой мгновенно надулся, а с простой водой – нет.)
- Почему надулся шарик? (Газы поднялись вверх и надули шарик)
Вывод: в газировке содержится газ, который вызывает отрыжку, вздутие живота и газы. Это может привести к заболеванию желудка.
В: Ребята, когда мы пьем сладкую цветную газированную воду, то первым делом она попадает нам в рот и на зубы. В следующем опыте мы решили определить влияние газировки на эмаль зубов. Для этого провели следующий опыт :
Опыт № 2
- Вчера мы положили в газировку и в простую воду по одному яйцу. Сегодня, мы посмотрим, что с ними произошло.
- Что мы видим? (Скорлупа яйца окрасилась, стала более хрупкой).
Вывод: Яйцо окрасили красители, содержащиеся в газировке, ведь это химические вещества. Если часто пить газировку, то на зубах останется такой же налет, появится кариес и зубы начнут болеть.
Результат работы, выводы
Проведя ряд опытов, мы увидели, что сладкие газированные напитки вредно действуют на организм человека. Они вызывают:
расстройство желудка.
окрашивают и разрушают зубы.
Воспитатель: - Что же делать, если очень хочется пить? Чтобы ответить на этот вопрос, продолжим путешествие к следующей остановке!
Пристань «Минеральная»
Слайд. Капля минералки: - Выход из этой ситуации - минеральная вода, которая очень полезна для нашего организма. Я приглашаю вас в гости к себе на Минеральную станцию.
В. : -Ребята, кто может нам рассказать о минеральной воде?
(СЛАЙД) (Источник минеральной воды)
Руслана: - Минеральная вода происходит из природных источников. Когда она проходит сквозь глубокие слои почвы, в нее постепенно поступают минералы: железо, магний, натрий и многие другие, которые очень полезны для нашего организма.
Воспитатель: - Я приглашаю вас выпить стаканчик минеральной воды. Минеральная вода не содержит приторных подсластителей, а лишь минеральные соли в небольшой концентрации.
Минеральную воду делят на две группы в зависимости от содержания в ней солей:
- лечебная – с высокой минерализацией. - Ее назначает врач больным людям
- столовая – с низкой минерализацией. Продается в магазинах
В: Столовая минеральная вода хорошо утоляет жажду, что делает её вклад в борьбу с жарой просто неоценимым. Ее можно пить каждый день.
Вывод: Минеральная вода бывает лечебная и столовая. Столовую минеральную воду можно пить каждый день, а лечебную назначает врач.
Минеральная и простая вода в полезна для организма
ИТОГ
В: Вот и закончилось наше путешествие и нам пора возвращаться к нам в детский сад.
- Вам понравилось наше путешествие?
- Так какая вода полезная, а какая вредная для здоровья?
- А как мы это определили? (с помощью опытов)
Вы, ребята, молодцы! Мне очень понравилось, как вы сегодня поработали! Спасибо вам!
А сейчас попробуйте нарисовать капельки, чтобы показать их своим родителям и рассказать о пользе и вреде каждой из этих капелек.