Татьяна Романова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе в гостях у профессора «Огорода»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить и расширить знания детей о картофеле.
«Познавательное развитие: Познакомить детей с историей появления картофеля на Руси Познакомить с основными компонентами в составе картофеля. Расширять кругозор детей, о пользе картофеля для человека.
Материал для занятий.
• Прозрачные, стеклянные сосуды.
• Пластмассовые формы для муки и крахмала по количеству детей.
• Прозрачные пакеты (маленькие) для муки и крахмала по количеству детей.
• Презентация «Откуда к нам пришла картошка».
Подготовительная часть:
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе в гостях у профессора „Огорода“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Огород. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Старшая группа
- Темочки
1. Несколько детей получают письмо от профессора (договорится с родителями)
- который приглашает к себе в лабораторию
2. Для каждого ребенка изготавливаются визитки (пропуск в лабораторию)
Приглашенные гости – являются профессорами разных наук.
Дети попадают в лабораторию по стрелкам и знакам в сопровождении родителей.
Основная часть
Профессор
- Здравствуйте! :
- кто это ко мне пожаловал?
- Я профессор Огород (показывает визитку) – жду ребят из детского сада Мишутка
- Это мы (отвечают дети) –
-А вы знаете куда попали?
-Правильно, вы попали в научную лабораторию
Здесь происходят удивительные вещи, появляются новые растения, и вообще происходя чудеса науки.
Проходите!
- Я сегодня проводил опыт с одним овощем. Да забыл как он называется
- Поможете мне вспомнить?
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай его немножко-
Под кустом … (Картошка)
Точно, как же я забыл. (достает из кармана картошку)
А кто из вас знает как появился картофель?
Садитесь по удобнее, и слушайте.
Вывешивается на мольберте: Портрет Колумба, карта или глобус показать Америку. Картинки индейцев.
1. Очень давно прибыли из дальнего плавания корабли отважного мореплавателя Христофора Колумба. Прибыли они из страны, называемой Южной Америкой, и привезли самый ценный груз – картофель. В Южной Америке в то время жили племена индейцев, и их основной пищей был картофель. В честь его устраивали даже праздники. Когда картофель привозили в другие страны, то дарили как драгоценность богатым людям. Постепенно картофель перестал быть редкостью, и появился у простого народа. Однако, много трудов надо приложить, чтобы вырастить картофель.
А кто из вас знает что нужно для того чтобы вырастить картофель?
Рассказы детей
Показ клубней картофеля (поэтапно до проросшего) и картинок.
Ребенок с помощью плаката рассказывает об этапах роста картофеля.
– Чтобы посадить картофель, нужно вскопать землю, удобрить ее, потом пропалывать грядки от сорняков. Когда картофель подрастет, его надо окучить. Это делают для того, чтобы взрослый куст не развалился. Картофель, как и всякое другое растение, следует поливать.
А еще бывает так что на картофель нападают разные вредители (показ картинок) и тогда урожая не будет. Для этого и существуют лаборатории в которых и изготавливают разные вещества от вредителей. Подойдите к столу посмотрите какие сорта картофеля бывают (дети рассматривают)
– А теперь возьмите по картофелю в руки (с подноса) и рассмотрите его.
– Какого он цвета?
– Какой формы?
– Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней.
– Какой картофель на ощупь?
– Что есть у картофеля?
Вы наверное устали? Давайте поиграем.
Игра -Хоровод «Овощи»
Маски для детей овощи : картошка, морковь, капуста.
А теперь пройдем в самый центр научной лаборатории.
Будьте очень внимательны и аккуратны.
Здесь нельзя шуметь, и не чего не трогать без разрешения.
- аккуратно обращаться со стеклянными предметами;
- быть предельно аккуратным.
Дети одевают фартуки и проходят в лабораторию
Опыт №1
Прежде чем приступить к работе с картофелем его моют, очищают
- перед вами емкости с тертым картофелем (посмотрите на что похож картофель) на кашицу) и колбы с водой
- вам нужно взять колбы с водой и добавить воду в тертый картофель (кашицу) и размешиваем в воде. (ложки)
-Рассматриваем воду Что получилось (вода (Какого она цвета?
Вода стала беловатой, мутной
Вывод: А вы знаете почему? Потому что в картофеле (в воде) содержится крахмал.
А сейчас мы берем пустую емкость и ситечко.
Выливаем нашу жидкость в ситечко, и хорошо отжимаем картофель. (нужна посуда для использованных емкостей)
- Оставляем жидкость на некоторое время.
Разминка
-А мы немножко отдохнём
Мы с вам знаем что картофель- это овощ
Какие овощи вы знаете?
. Вы любите овощи?
А сможете определить на вкус где какой овощ?
Я сейчас проверю.
Дети закрывают глаза. Каждому в рот кладется разные овощи, и дети на вкус определяют – что это за овощ
1.- Что вы сейчас съели?
- какой на вкус? (кислое или сладкое)
- Мягкое или жесткое? Сочное (хрустит)
2. Раздается огурец.
- А сейчас,что вы съели?
- Какой на вкус? (пресное)
- Мягкое, жесткое, хрустит?
Молодцы! Огурец
3.- раздается картофель вареный
_ а сейчас, что вы съели?
Какое на вкус?
-Какое : мягкое, рассыпчатое?
Молодцы! Картошка.
Ребята! Картофель употребляют в пищу только в вареном виде, сырой картофель не едят.
А вы знаете пословицы о картошке? Кто хочет рассказать.
- Ребята! А картофель обладает лечебными свойствами. Им можно лечится.
- Если простудились хорошо подышать парами отварного картофеля.
При ангине – цветки картофеля заваривают кипятком, настаивают и полощут горло
При ожогах- прикладывают сырой картофель
- Какие блюда из картофеля можно приготовить?
А сейчас мы возвращаемся к нашему эксперименту.
Ребята, очень аккуратно берем наши емкости и потихоньку сливаем воду.
Вывод: посмотрите, что у нас образовалось (белый осадок)- это крахмал.
Аккуратно берем наш полученный крахмал и перекладываем на блюдце.
Когда он высохнет он будет вот таким (потрогайте) показать сухой крахмал
- Дети трогают крахмал. Какой на ощупь (скрипит)
- На что похож крахмал? (на муку)
- Потрогайте муку? Какая она на ощупь? (мягкая)
- Посмотрите внимательно. По цвету отличается? (Да)
-Ребята, крахмал используют для накрахмаливания блузок, рубашек, ажурных салфеток.
А еще его применяют в пище
для приготовления киселя с добавление фруктового сока (для цвета.)
Мы с вами можем сами приготовить фруктовый кисель
У меня емкость с сухим крахмалом и фруктовым соком
Я добавляю кипяток и размешиваю. Посмотрите, что происходит?
Вывод: крахмал растворяется в горячей воде и загустевает.
Ребята вы можете попробовать наш кисель.
Заключение
Вам понравилась работать в лаборатории?
На сегодня опыты с картофелем закончены.
Что интересного вы сегодня узнали о картофеле?
На память о нашей встречи я хочу вам подарить вот такие блокноты в которых вы будете делать зарисовки о своих новых опытах.
Литература:
1. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. ООО ТЦ Сфера, 2010
2. С. Н. Николаева Методика экологического воспитания в детском саду. Москва «Просвещение» 2002
3. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2004.