Марина Сергеевна Дубенцова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Чудесная вода»
▼ Скачать +Заказ
Разработала: Дубенцова Марина Сергеевна, воспитатель МБДОУ ДС № 68 «Ромашка» Старооскольского городского округа Белгородской области.
Цель: расширение представлений детей о свойствах воды путем экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
углублять, обобщать и систематизировать знания детей о свойствах воды (запах, цвет, вкус);
уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни;
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности в средней группе „Чудесная вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
формировать интегративные качества: любознательность, активность, способность решать интеллектуальные задачи, путем включения детей в опытно – экспериментальную деятельность.
Развивающие:
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение к воде;
воспитывать доброе, чуткое отношение друг другу и к окружающему миру, желание помогать тем, кто оказался в беде.
Предполагаемый результат:
в результате исследовательской работы у детей сформированы представления о свойствах воды;
дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности : анализировать и делать выводы, фиксировать результат;
повысился интерес к познанию окружающего мира;
появились навыки тесного общения со взрослыми и сверстниками.
Виды деятельности : познавательно–исследовательская, опытно-экспериментальная, коммуникативная, двигательная, музыкальная,
игровая, изобразительная.
Формы организации совместной деятельности : дидактическая игра «Где есть вода», дидактическая игра «Что за звук?», беседа «Кому нужна вода, для чего?», обсуждение ситуации «Загрязнённая речка», экспериментальная деятельность в лаборатории «Выявление свойств воды», изобразительная деятельность «Льдинка», танцевальные движения под песенку «Если спросишь ручеёк…».
Предварительная работа:
беседа с детьми о значении воды для всего живого;
дидактическая игра «Кому нужна вода»;
рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;
чтение художественной литературы о воде.
Используемый материал:
Карточки с изображением свойств воды (запах, вкус, цвет).
Одноразовые стаканы: с водой, с апельсиновым соком, с молоком; чайные ложки (по количеству детей).
Карточка – схема (правила поведения в лаборатории).
Ход ОД
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга и расскажем нашим гостям о том, какие мы ребята. (Все встают в круг)
Все мы дружные ребята,
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем,
А друг с другом мы играем.
Пусть всем будет радостно,
Светло и хорошо!
Воспитатель: Ребята сегодня утром, когда я пришла в детский сад, в двери
было посмотрите, вот это… Что это такое?
Дети: Письмо.
Воспитатель: Не написано от кого письмо, просто написано: «Для ребят средней группы №11 «Фантазёры». Давайте его откроем и прочитаем, что в нём написано. (Воспитатель открывает конверт, читает.)
«Здравствуйте ребята, сегодня ждите меня в гости! А кто я вы узнаете, если отгадаете загадку.
Очень холодно, не так ли?
Все дорожки замело.
Лишь вчера была я каплей,
А сегодня - как стекло.
Я Снежинкина сестрица,
Затвердевшая водица.
( Ответ детей: Льдинка)
Воспитатель: Правильно, ребята, посмотрите, кто к нам в гости пожаловал?
Дети: Это льдинка.
Воспитатель: Здравствуй льдинка, а что ты плачешь?
Ребята, вы не знаете, почему на моей ладошке вода?
Дети: Льдинка тает, потому что в нашей группе тепло, а в тепле лёд тает.
Воспитатель: Правильно ребята, с льдинкой происходит чудесное превращение в тепле, лёд тает и получается вода.
Ой, посмотрите, да вот же наша гостья ребята. Кто это?
(Звучит звук - капает вода)
Дети: Капелька.
Воспитатель: Да, это капелька. А какое у неё настроение?
Дети: Капелька грустная.
Воспитатель: Ребята, капелька только что появилась на свет, и она совсем ничего о себе не знает. Она очень просит нас, рассказать ей о том, какая она и
для чего нужна.
Воспитатель: Ребята, правда, грустно жить, когда ничего о себе не знаешь.
Дети: Грустно.
Воспитатель: Ребята, расскажем капельке про неё?
Дети: Расскажем.
Воспитатель: Из чего состоит капелька?
Дети: Из воды.
Воспитатель: А где живёт вода?
Дети: В кране, в облаке, в реке, в море, в ручейке.
Воспитатель: Вы слыхали о воде?
Говорят она везде.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Мы привыкли что вода
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться,
Смею Вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Воспитатель: Капелька спрашивает, кому нужна вода и для чего она нужна?
Расскажите, кому нужна вода?
Дети: Вода нужна всем : людям, животным, птицам, рыбам, растениям.
Воспитатель: Для чего нужна вода?
Дети: Вода нужна для того, чтобы её пить, готовить еду, стирать в воде.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, наша капелька стала какой-то другой, что изменилось?
Дети: Настроение капельки. Она стала весёлой.
Воспитатель: Молодцы, ребята, многое капельке рассказали и ей сразу стало
радостно, но мы ещё много расскажем ей, правда, вы же поможете мне? А вы знаете, что с водой можно играть? (ответы детей)
А чтобы ещё больше рассказать капельке о ней, я предлагаю вам поэкспериментировать, приглашаю вас и капельку в нашу небольшую лабораторию. Хотите? (ответы детей)
Воспитатель: Подойдите все к столу. Я предлагаю вам первый эксперимент, чтобы больше узнать о воде. Посмотрите, что в этой миске? ( ответ детей: вода)
Я беру банку и наливаю в неё воды. Посмотрите, какой формы стала вода? ( ответ детей: формы банки) А теперь я наберу воду в стакан, посмотрите, какой формы стала вода? ( ответ детей: формы стакана) У меня есть ещё тарелка, я наберу и в неё воду. Какой формы стала вода? ( ответ детей: формы тарелки).
Какой мы можем сделать вывод? У воды есть форма? ( ответ детей: нет, у воды нет формы)
Посмотрите, у меня есть такая карточка, на ней показано, что у воды нет формы. Скажите: вода квадратная? Она круглая? ( ответ детей: нет)
Правильно, у воды нет формы, она принимает форму сосуда, в который её наливаешь. Давайте вместе скажем: «У воды нет формы». Воспитатель прикрепляет схему на доску. Ребята, как вы заметили вода падает или льётся? (льётся)
Можно сказать, что «вода течёт». Вот мы с вами провели первый эксперимент. Например, в ручейке и в реке вода течёт.
Воспитатель: Ребята, вы немного устали, предлагаю вам отдохнуть и выполнить движения под музыку. Выходите на ковёр, берите ленточки – ручейки.
Дети выполняют движения под песню «Если спросишь ручеёк, ты куда бежишь».
Воспитатель: Молодцы ребята, посмотрите, мы пришли с вами к речке, а что с ней случилось?
Дети: Её загрязнили?
Воспитатель: Кто загрязнил реку?
Дети: Люди.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы вода в реке была чистая?
Дети: Не бросать мусор и не выливать в реку ничего.
Воспитатель: Правильно, ребята, воду нужно беречь и охранять, так как вода очень нужна всем - всем на Земле.
Воспитатель: Предлагаю вам следующий эксперимент. Подходите к столам. Посмотрите, перед вами две ёмкости. Возьмите в руки стакан с цветной жидкостью, понюхайте. Чем-то пахнет?
Дети: Пахнет соком.
Воспитатель: Правильно, это сок. Каким соком пахнет?
Дети: Пахнет апельсиновым соком.
Воспитатель: Почему этот сок апельсиновый?
Дети: Он из апельсина сделан.
Воспитатель: Поставьте стаканчик и возьмите другой стакан с жидкостью, понюхайте жидкость. Чем-то пахнет?
Дети: Нет, не пахнет ничем.
Воспитатель: Дети, вот мы с вами провели ещё один опыт. Скажите, у воды есть запах?
Дети: Нет у воды запаха.
Воспитатель: У меня есть ещё такая карточка. Посмотрите, что здесь изображено?
Нос, он перечёркнут.
Давайте вместе скажем второе свойство воды: «У воды нет запаха»
Дети вместе с воспитателем повторяют свойство воды.
Воспитатель: Проведём следующий эксперимент. Нам нужно проверить, какой вкус у воды. Возьмите стаканчик с жёлтым соком и сделайте глоток. Скажите, какой вкус у этой жидкости.
Дети: Сок кисленький, сок сладкий.
Воспитатель: Правильно, можно сказать, что у сока есть вкус.
А теперь возьмите в руки стакан с водой, попробуйте один глоток. Скажите,
какой вкус у воды?
Дети: У воды нет вкуса.
Воспитатель: Вот, посмотрите, какая карточка у меня есть. Что тут изображено?
Дети: Рот перечёркнут.
Воспитатель: Правильно, давайте вместе скажем: «У воды нет вкуса». Как по-другому сказать? ( ответ детей: вода безвкусная)
Воспитатель прикрепляет на доску карточку со свойством воды.
Воспитатель: Проведём ещё эксперимент. Посмотрите, на тарелочках лежит какое-то вещество. Поднимите тарелочку и пересыпьте содержимое в кружку с водой, размешайте ложкой.
Ребята, скажите, изменился цвет воды? ( ответ детей: цвет не изменился)
Теперь возьмите кружку и сделайте маленький глоток. Изменился вкус у воды? ( ответ детей: вкус воды изменился) Каким стал вкус у воды?
Дети: Вкус стал солёным, сладким.
Воспитатель: Что изменилось у воды?
Дети: Вкус изменился. Правильно, вода изменила вкус и стала того вкуса, какое вещество в неё добавили. Если стала солёной, значит, добавили что в воду? ( ответ детей: добавили соль) Если вода стала сладкой, значит, в воду добавили что? ( ответ детей: сахар добавили)
Ребята, посмотрите, вещества растворились воде, значит можно сказать, что
вода – растворитель для некоторых веществ. Ну, не всё растворяется в воде. Например, ложечка металлическая, видите? Не растворилась.
Воспитатель: Переходите за следующий стол. Присаживайтесь на любой стул. Сейчас мы ещё одно свойство воды выявим.
Посмотрите, перед вами стоит да стаканчика с жидкостями. Как вы думаете, что это? ( ответ детей: молоко) А в другом стаканчике что? ( ответ детей: вода)
Давайте поиграем, закройте глаза, только по-честному.
Воспитатель добавляет в молоко желейную конфетку.
Воспитатель: Откройте глаза, ребята. Посмотрите на жидкости в стаканчиках, что-то изменилось? ( ответ детей: нет)
Возьмите ложку и помешайте, неспеша, молоко. Что вы заметили?
Дети: В молоке конфетка.
Воспитатель: Почему не видно было конфетки?
Дети: Молоко непрозрачное.
Воспитатель: Сейчас я добавлю конфетки в стаканчик с водой. Что мы видим?
Дети: Конфетка в воде лежит.
Воспитатель: Конфетка видна, значит, что можно сказать, ребята? Вода, какая? ( ответ детей: прозрачная)
Вот, мы ещё одно свойство воды выявили. Ребята, мы проверили и увидели, что «Вода прозрачная». Посмотрите, какая карточка у меня есть. (Воспитатель прикрепляет карточку к доске)
Воспитатель: Ребята, капелька мне говорит, что очень много о себе узнала. Вы помогли ей в этом. Она хотела бы вернуться туда, откуда пришла к нам – на улицу. На улице зима – мороз, она снова превратится в льдинку.
А вам понравилось сегодня играть и экспериментировать с капелькой? (ответы детей).
Капельке очень хочется, чтобы вы взяли по одной льдинке и прикрепили к ширме, но сначала нарисуйте на льдинке улыбку, если вам сегодня было
интересно, а если вам было грустно и неинтересно – не рисуйте тогда ничего.
(дети рисуют улыбку и прикрепляют к ширме льдинки)