Елена Сатаева
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Загадка листа бумаги»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект опытно- экспериментальной деятельности
Тема "Загадка листа бумаги"
старшая группа
подготовила Сатаева Е. К.
воспитатель
Цель:. Систематизировать и пополнить знания детей о бумаге;
познакомить с процессом изготовления бумаги своими
руками.
Совершенствовать умения пользоваться моделью «системный
оператор».
Развивать внимание, мышление, познавательные способности.
Поддержать интерес к окружающему миру и желание познавать
его.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности „Загадка листа бумаги“» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2018
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование. «Чёрный ящик», лист ватмана, листы бумаги разного вида, разноцветный сундучок, крахмал, одноразовые ложки, тарелки, стаканчики с тёплой водой, салфетка, туалетная бумага, клестер, миксер, сито, марля, музыкальный центр, блокнотики.
Предварительная работа. Рассказы родителей детям: «На чём писали древние люди». Рассматривание коллекции бумаг. Беседа на тему «От дерева до бумаги длинный путь». Опыты : «Свойства бумаги», «Свойства крахмала».
Ход
1. Вводная часть.
(Дети входят под музыку, здороваются с гостями.)
- Ребята, вы хотите быть исследователями?
-Да!
-Кто такие исследователи?
- Люди, которые проводят опыты, эксперименты с разными предметами окружающего мира, изучают их тайны.
- Верно. Превращаемся в юных исследователей:
Раз, два, три – повернись!
В юного исследователя превратись!
(Дети рассаживаются на стульчики.)
- Предмет, который мы будем исследовать в «чёрном ящике».
• Игра «Да- нет»
Подсказка: этот предмет необходим ученику.
(Дети задают вопросы, воспитатель отвечает одним словом: «да» или «нет»)
- На нём можно писать?
- Да.
- Он толстый?
- Нет.
- Он тонкий?
- Да.
- Он белый?
- Да.
- Он гладкий?
- Да.
- Это лист бумаги?
- Да.
2. Основная часть.
• Беседа о бумаге
- Как вы думаете, бумага всегда была?
- Нет.
- В те далёкие времена, когда люди не умели ни читать, ни писать, так как не было ещё ни букв, ни бумаги, самые важные события хранила человеческая память. От человека к человеку передавались истории, но при этом что- то забывалось, что- то прибавлялось. Человек придумал делать зарубки для памяти на палке, которую всегда носили с собой. Но если зарубок было много, то тяжело было вспомнить суть каждой. Поэтому человек придумал вместо зарубок делать простейшие рисунки. Из рисунков, как из писем из прошлого, можно узнать о густых лесах, о животных. В дальнейшем рисунки превращались в буквы.
- На чём же писали древние люди?
- На бересте, на камнях, папирусе, на тонкой коже – пергамент.
- Переходя с одного материала на другой, буквы изменяли свой вид. Самым удобным материалом для письма букв стала бумага. В наше время без неё прожить просто невозможно. Где делают бумагу?
- На бумажной фабрике.
• Игра «Назови бумагу»
(Дети встают в круг. Ведут хоровод.)
Я листочки положила
В разноцветный сундучок.
Ну- ка, Миша, загляни-ка
Вынь листочек, назови-ка.
(Ребёнок вынимает лист, называет вид бумаги.)
- Вывод.
- Бумага бывает разного вида.
- Молодцы!
• Работа с «системным оператором»
- Продолжим наше исследование.
(На доске лист ватмана, расчерчен на девять прямоугольников, в центре- прикреплён лист бумаги, который лежал в «чёрном ящике».)
лес альбом
тетрадь
мусор
дерево
ЛИСТ
БУМАГИ
порвётся
помнётся
корень
ствол
ветки
листья
волокна
кусочки
- Чем в прошлом был лист бумаги?
- Деревом.
- А что с ним будет в будущем?
- Он порвётся, помнётся.
- Из чего состоит лист бумаги?
- Из волокон.
- Где может быть лист бумаги?
- В тетради, альбоме.
- Какие части есть у дерева?
- Корень, ствол, ветки, листья.
- Где можно встретить дерево?
- В лесу, парке, саду.
- Из чего состоит порванный лист бумаги?
- Из кусочков.
- Где можно встретить порванную, помятую бумагу?
- В мусоре, на свалке.
- Какой вывод делаем?
- Бумага состоит из волокон, делают из дерева.
• Физминутка
(Песня из мультфильма «33 попугая», сл. Г. Остера, муз. Г. Гладкова «Ужасно интересно».)
• Экспериментальная деятельность
- Ребята, есть научные доказательства того, что около двух тысяч лет тому назад, когда греки и римляне писали на папирусе, китайцы уже изобрели бумагу. В каменной ступе из волокон бамбука, травы и старого тряпья, измельчая и перемешивая их с водой, получали кашицу. С помощью рамки, на которой была натянута сетка, из кашицы «отливали» бумагу. Её долго отжимали, сушили, разглаживали и получали замечательный материал для письма – бумагу.
- Юные исследователи, можно ли сделать бумагу сейчас своими руками?
(Ответы детей.)
- Пройдите в нашу лабораторию. (Дети рассаживаются на рабочие места.)
- Ребята, бумагу можно сделать и из старой бумаги. Когда я училась в школе, мы собирали макулатуру: старые журналы, газеты и сдавали её, а потом её увозили на бумажную фабрику и делали бумагу. Какая бумага лежит перед вами?
- Салфетка и небольшой кусок туалетной бумаги.
- Разорвём их на кусочки. (Дети выполняют.)
- Получилась бумага?
- Нет.
- Что надо делать?
- Опустим кусочки в стакан с водой.
- Какая вода?
-Тёплая.
- Почему?
- Чтобы быстрей размокли.
- Если мы сейчас достанем все наши бумажки- промокашки, бумага готова будет?
- Нет.
- Что нам туда надо добавить? (Дети размышляют.)
- Чем нам соединить все эти кусочки, чтобы они не разваливались?
- Что- нибудь склеивающее.
- Какой продукт насыпан в тарелочке? (Дети щупают – это крахмал.)
- Насыпьте 2 ложки крахмала в стаканчик и размешайте.
(Дети выполняют.)
- У каждого стоит клестер. Налейте в ложечку и тоже в стаканчик. Размешайте. (Дети выполняют.)
- Можно ли, мешая ложечкой, получить однородную массу, например, как манную кашу.
- Нет.
- Будем мешать миксером. Вылейте содержимое из своего стаканчика в общую ёмкость. (Воспитатель перемешивает всё миксером.)
- Получилась …бумажная каша. Пусть остаётся в воде?
- Нет. Надо, чтобы вода стекла.
- Как это сделать?
(Воспитатель показывает сито. Дети предлагают вылить всё туда. Наблюдают, как стекает вода.)
- Теперь высохнет? Что делает стиральная машина, когда постирала, прополоскала бельё? Начинает…выжимать
- Вот и мы давайте разгладим руками, накроем сверху марлей и прижмём.
Зачем мы так сделали?
- Чтобы быстрей высох.
- Вот теперь пусть сушится. Сушится он, будет долго – 2 дня. Но ещё надо положить на лист что- то тяжёлое. Зачем? (Дети размышляют.)
- Можно посушить феном, прогладить утюгом. Ребята, вам интересно, какая бумага получится?
- Да.
- Поэтому я проделала этот опыт заранее и вот результат.
(Дети рассматривают листы.)
- Какой вывод из нашего эксперимента?
- Бумагу можно сделать в домашних условиях.
- Исследования наши закончились, возвращаемся в группу.
Раз, два, три – повернись и в группу возвратись!
Ребята, чтобы сделать бумагу, можно использовать и старую, ненужную бумагу, а это значит, можно сохранить ни один десяток деревьев, которые очищают воздух от загрязнений. У нас в Сергаче ежегодно проходит акция «Посади дерево и сохрани его!»
2. Заключительная часть.
- Что мы сегодня узнали нового?
- Чем занимались?
- Что запомнилось больше всего?
- Вы были настоящими исследователями.. Вас ждёт награда – блокнотики. Где будете вести записи новых открытий.
Список использованной литературы
1. Шапиро, А. И. Секреты знакомых предметов. Бумага. –М. : Сфера,2011.-64с.
2. Дыбина, О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. –М. : ТЦ Сфера,2002.-192с.
3. Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. -М. :2008.-144с.