Ольга Юрьевна Захарова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойства песка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Свойства песка»
Программное содержание: - повышать уровень развития ребёнка
1. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей путём ознакомления со свойствами песка : сыпучесть, изменения плотности и веса при взаимодействии с песком, способность пропускать воду. - учить анализировать, сравнивать, обобщать;
2. Обогащать словарь за счё т слов: сыпучий песок, песчинки, песок пропускает воду, лупа.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности „Свойства песка“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший фотоотчет» апрель 2018
3. Закреплять умение самостоятельно выполнять поручения, соблюдать порядок и чистоту в работе с песком.
4. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Предварительная работа: рассматривание через лупу мелких игрушек из киндера.
Материал: песок, одноразовые стаканчики – прозрачные и красные, ложечки, деревянные палочки, тарелочки, лупы, бутылочки, баночки с воронками, иллюстрации с изображением песка, фартуки, подносы по количеству детей.
Ход.
Воспитатель: Поиграем мы с утра
Заниматься нам пора
Но не лепкой и не чтеньем
Ждёт нас опыт и игра.
Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждут интересные опыты и исследования. А вот чем мы будем заниматься, вы узнаете, если отгадаете мою загадку:
«Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже»
Воспитатель: Правильно, эта загадка о песке. И сегодня я хочу предложить вам поговорить о песке и узнать, какой он бывает, и как его используют люди.
Воспитатель: Кто мне скажет, что же такое песок?
Дети: Песок – это природный материал.
Песок относится к неживой природе.
Воспитатель: Ребята скажите мне что же такое лаборатория?
Дети: Это то место, где проводят разные исследования и опыты.
Воспитатель: Верно! А сейчас предлагаю вам надеть рабочую форму и пройти в нашу научную лабораторию, где мы путём опытов и исследований узнаем об интересных свойствах песка.
Воспитатель: Прежде всего, давайте вспомним основные правила при работе в лаборатории.
1. Внимательно слушать инструкции.
2. Четко выполнять указания.
3. Аккуратно работать с веществами и оборудованием.
4. Быть наблюдательными.
5. По наблюдениям сделать выводы.
Воспитатель: Молодцы. Отлично знаете правила, а значит, мы можем приступить к работе. Для начала мы внимательно рассмотрим, из чего состоит песок.
Опыт 1.
Давайте с вами посмотрим, что же такое песок, из чего он состоит? Поставьте перед собой тарелочку. Кончиком ложки наберите чуть-чуть песка и высыпьте её на тарелочку.
-Легко ли сыплется песок (легко)
-Почему он легко сыплется (сухой, сыпучий).
-А если бы он был мокрый, он сыпался бы (лепится).
А теперь возьмите вот такое приспособление, кто знает, как оно называется, (увеличительное стекло, лупа). Правильно оно так называется, потому что увеличивает, а ещё можно сказать лупа.
Возьмём лупу и внимательно рассмотрим песок. Из чего он состоит? (Зёрнышки, камешки). Эти маленькие камешки называются песчинки, которые не прилипают друг к другу. Как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные (или белые, желтые, в зависимости от разновидности песка). Похожи ли песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются? Важно, чтобы в процессе сравнения ребята внимательно рассмотрели песчаные зернышки.
Опыт 2
Теперь возьмите два стаканчика с песком. В один стаканчик налейте воды из маленького стаканчика. Какой стал песок? (мокрый) Возьмем палочку и воткните её по очереди в стаканчики с песком и с глиной. Представим, что мы сажаем маленькое деревце. Во что легче его поместить? В мокрый песок, палочку воткнуть трудно. А вот в сухой песок палочка расталкивает песчинки, которые «не держатся друг за друга», и поэтому ее воткнуть легче. Мы ведь уже выяснили, что песок — рыхлый.
Опыт 3
Вытащите палочку из стаканчика, и положите на поднос. Возьмите стаканчики на руки. Какой стаканчик тяжелее, где мокрый песок или где сухой? Давайте проверим. – точнее вес определить с помощью весов. На весах взвешиваем чашечки с песком и определяем, что мокрый песок тяжелее сухого.
Опыт 4.
-Ребята, как вы думаете, песок может пропускать воду? Давайте это проверим.
Возьмите баночки с воронками. В воронку насыпьте сухой песок из прозрачного стаканчика, А теперь налейте из бутылочки воду в песок. Что происходит с водой (она проходит через песок)
Ребята, сегодня, при помощи опытов, мы с вами узнали много интересного о песке. Что мы узнали:
1. Песок состоит из песчинок;
2. Сухой песок сыпучий;
3. Мокрый песок тяжелее сухого;
4. Песок пропускает воду.
Ребята, давайте с вами подумаем и вспомним, для чего нужен песок.
- Песок нужен в строительстве. Из него делают раствор, которым скрепляют кирпичи и камни при постройке зданий.
-песок используется в гололёд, для посыпания дорожек чтобы не было скользко.
В давние времена, когда еще не было других часов, именно песочные помогали людям отмерять время.
-Песок используется для детских игр;
-А ещё с песком играют не только дети, но иногда и взрослые. Оказывается взрослые художники тоже любят рисовать на песке. И мы сейчас с вами тоже попробуем нарисовать на песке как маленькие художники. Возьмите тарелочки, насыпьте в них песок. Разровняйте песок пальчиками, а затем пальчиками нарисуйте весеннее солнышко, чтобы оно нам ярче светило, скорее растопил наш снег и мы с вами пошли гулять на наш участок и играть в песочницу.
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побывали в научной лаборатории, где изучили удивительные свойства обычного песка. Давайте вспомним их.
- Прежде всего, скажите мне, что такое песок? (Песок – это природный материал, состоит их мелких камешков, которые имеют разную форму, окраску, размер. Песок может содержать частички металла).
- Какими свойствами обладает песок? (Сыпучий, рыхлый, рассыпчатый, может пропускать воду, двигаться, изменяет свои свойства под воздействием воды.)
- Где применяется песок? (В строительстве, для изготовления бетона, цемента, для изготовления стекла, при тушении пожара, в гололёд, для игр, песком можно рисовать.).
- При помощи чего мы узнали о составе песка и его свойствах? (Провели исследования при помощи специального оборудования, ставили разные опыты).
Наша образовательная деятельность подошла к концу. Вы были все внимательны и активны. Сейчас я предлагаю пройти помыть руки после работы с песком.