Сидрат Абдулазизова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Север»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой. Развитие представлений о явлениях неживой природы.
Задачи:
Образовательные: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда. Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности „Север“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие: Развивать познавательный интерес детей, творчество, умение мыслить логически. Закреплять умение подбирать прилагательные. Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Воспитательные: Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.
Методы и приемы
- Показ
- Художественное слово
- вопросно-ответные приемы
- поисково-познавательные
Словарная работа: Поземка, вьюга, буран, студеная, лютая, «мороз щиплет».
Дидактический наглядный материал: иллюстрации северного пейзажа, емкости со снегом и льдом, формочки, одноразовые ложки, пластиковые стаканы, блюдца, пищевые красители, молоко 2, 5 % жирности, пипетки, палитра, моющее средство.
Ход занятия:
Воспитатель спрашивает: уже несколько недель мы с вами знакомились с регионом нашей страны, каким?
Ответ детей: о севере
Воспитатель: молодцы, а сейчас послушайте стихотворение «Все покрыто серебром»
- Как вы думаете, что за тройка скакунов в санях?
- Назовите зимние месяцы?
- Ребята, какие вы зимние явления знаете?
- Как вы думаете, что такое позёмка?
- Посмотрите я сегодня вам принесла волшебную коробку, которую нам прислал профессор с севера, для того что бы мы с вами могли лучше узнать о сказочной стране.
- Я сейчас каждому из вас положу немного снега, посмотрите какой он?
(белый, пушистый, мягкий, холодный)
- Молодцы! А теперь вам раздам по несколько кусочков льда, опишите какой он?
(гладкий, твердый, холодный, прозрачный).
1 опыт. Что тяжелее лед или снег.
Перед детьми стоят емкости с водой, снег и лед.
- Ребята возьмите ложкой снег и положите его в тарелку с водой.
- Что произошло со снегом?
Ответы детей: снег постепенно тает и тонет.
Воспитатель: правильно, значит, какой вывод можно сделать?
Дети: снег это вода, он превратился в воду и он тяжелее воды.
Воспитатель: а сейчас положите в воду лед. Что с ним происходит?
Дети: лед постепенно тает, но не тонет.
Воспитатель: смотрите, лед не тонет из-за того, что при замерзании в нем обычно остаются пузырьки воздуха и трещинки, а ещё у льда плотность меньше, чем у воды, поэтому лед легче воды и плавает на поверхности.
Упражнение «Назови действие»
- Сейчас мы с вами поиграем. Я буду бросать снежок, и говорить предложение, а вы должны назвать как можно - больше слов - действий.
Зимой метель что делает? (метет)
Из снежной тучи снежинки что делают? (падают, летят, кружатся)
Мороз щёки и нос.
Зимой снег всё вокруг.
Иней на ветвях деревьев.
- Молодцы, вы все хорошо справились.
- А теперь мы с вами поиграем в игру «Льдинки, ветер и мороз»
Дети образуют два круга и берутся за руки. Один круг выстраивается вокруг белой снежинки, а другой - вокруг синей. Дети идут по кругу и произносят слова: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки сверкают, звенят «Динь - динь!» по моему сигналу «Ветер!» все разбегаются в рассыпную. По сигналу «Мороз!» нужно быстро построится в круг вокруг своей снежинки, и взяться за руки.
Опыт № 2 «Северное сияние»
- Мы много с вами читали о севере. И всем вам больше всего понравилось северное сияние. Но мало кто знает, что северное сияние можно получить в домашних условия. Сейчас мы с вами попробуем сами сделать своё северное сияние. Возьмите и поставьте перед собой тарелку с молоком. Теперь в вспомните какие цвета присутствуют в северном сияние.
Дети: желтый, зеленый, красный, синий, фиолетовый.
Воспитатель: молодцы ребята, у вас на столе стоят емкости с пищевым красителем, но фиолетовый краситель я найти не могла, а вы не знаете, как можно с помощью других цветов получить фиолетовый цвет?
Рассуждения детей.
Воспитатель: молодцы, а теперь вы можете, взят с помощью пипетки те цвета, которые вы считаете, вам не обходимы для получения фиолетового цвета и попробуйте в палитре смешать цвета и получить фиолетовый цвет.
- Молодцы все справились, а какие цвета вы использовали для получения фиолетового цвета?
Ответы детей: красный и синий.
- Теперь слушайте внимательно. Сейчас каждый из вас должен поочередно пипеткой взять те цвета, которые вы хотите увидеть в своём северном сиянии
- И капнуть в свою тарелку с молоком, когда закончите, позовете меня.
Воспитатель подходит к детям и поверх их орнамента капает одну капельку моющего средства.
Далее идет наблюдение детей за реакцией.
Итог занятия: Дети высказывают свои мысли, свои эмоции, подходят к друг другу смотрят, что получилось у других детей. Делаю вывод, что все северные сияния разные, не похожи друг на друга. Повторяют и зарисовывают последовательность опыта.