Марина Каландарова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие.
Виды деятельности : коммуникативная, познавательно – исследовательская,
продуктивная, игровая.
Методы и приё мы:
наглядные (показ, демонстрация);
словесные (художественное слово, беседа, вопрос – ответ);
педагогические технологии: личностно-ориентированные, игровые;
здоровьесберегающие технологии: физкультминутка
Цель:
Систематизировать представление детей о соли и её свойствах.
Задачи:
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности „Удивительная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.
Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
Развивать творческий потенциал детей, через нетрадиционные методы рисования солью.
Воспитывать аккуратность в работе, умение соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования.
Предварительная работа: загадывание загадок, чтение художественной литературы, сказок, знакомство с приметами, пословицами, поговорками о соли, дидактическая игра «Попробуй на вкус», беседы о происхождении, добычи, применении соли, сюжетно – ролевая игра «Семья», проведение опытов – экспериментов по определению свойств соли, поиск информации по теме в интернет ресурсах, библиотеке, в справочниках, энциклопедиях, проектная деятельность ребёнка с родителями.
Оборудование: загадки о соли и цветах; халаты, нарукавники, шапочки, поролоновые губки, мешочки с солью, глубокие тарелки, подносы, салфетки, листы бумаги с изображением цветов – на каждого ребёнка; 2 пол- литровые и 1 литровая банки, 2 сырых яйца; цветная соль для рисования, клей ПВА; синие и жёлтые кружочки на каждого ребёнка для оценки занятия.
Ход занятия:
Доброе утро я вам говорю.
Доброе утро - я всех вас люблю!
Желаю вам хорошо заниматься,
Слушать внимательно, ума набираться!
В круг широкий вижу я встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
Улыбнёмся, подмигнём и к гостям здороваться пойдём!
Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся, подойдем к гостям прикоснёмся ладошками к их ладошкам.
У гостей ладошки теплые? Наши гости добрые и они поделились своим теплом с нами.
Ребята, давайте представим, что наш музыкальный зал превратился в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (учёные).
Вот и мы сегодня будем учёными, которые проводят эти опыты. Согласны? А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать.
Загадка про соль : «Что в воде родится, а воды боится» (дети предлагают свои ответы).
Соль нельзя назвать обычным веществом, потому что ее свойства удивительные и судьба очень интересна. Как вы думаете, когда возникла соль?
Очень, очень давно люди совсем ничего не знали о соли. Знакомство с солью в разных местах происходило по-разному. Существует несколько версий о том, как люди впервые попробовали соль.
Первая версия. Очень, очень, давно, когда у древних людей не было посуды, они жарили мясо над костром. Во время приготовления, кусок упал в золу. Попробовав его, древние люди поняли, что мясо стало вкуснее. С тех пор стали посыпать еду золой. Зола долгое время служила приправой к еде.
Другая версия. Иногда древним людям приходилось пить воду из моря. Они заметили соленый вкус морской воды. Собирали на морских камнях белый порошок и посыпали им еду.
Следующая версия. Древние охотники заметили, как дикий олень лизал в траве прозрачный камень, похожий на лед. Но этот лед не таял ни в руках, ни на солнце. Тогда охотники попробовали этот камень языком, и ощутили соленый вкус. Они отломали кусок камня и унесли его с собой. Это была каменная соль.
Так люди впервые пробовали соль.
Соль считалась большой добычей и очень ценилась.
Потом люди стали учиться сами добывать соль, т. к. поняли, что с солью, еда становится вкуснее. Они собирали соленые растения и варили их в котле. Ждали, когда соль осядет на дно, и собирали её. Вот так соль и вошла в жизнь человека.
Соль в то время очень ценилась, так как люди не знали, где её взять. А сейчас люди знают, где находится соль.
-А вы знаете, где находится соль?
Соль находится в природе в виде гор или толстого слоя на поверхности земли и под землей.
Добыча соли была крайне трудным делом. В соленых озерах, под горячими лучами солнца вода испарялась и исчезала. Образовывалась соленая вязкая масса, которую выкладывали лопатами на большие листы, и солнце вновь принималось за работу. Когда вся вода из соли испарялась, то образовавшуюся соль можно было использовать по назначению. Соль разъедала руки в кровь, а жаркое солнце утомляло людей. Но несмотря на эти трудности соль все добывали и развозили по разным странам, где на верблюдах, где на лошадях, а где и морем – на кораблях. Соль в древности считалась самым дорогим сокровищем. Она была дороже золота.
А как вы думаете, почему соль считалась дороже золота? Добывать ее было очень трудно. Без золота можно прожить, а без соли нет. А как вы можете доказать, что соль необходима? Где ее можно применять? ( Ответы детей: солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед).
А как добывают соль в наши дни? Об этом нам расскажет Артём Л. (презентанция проекта).
Физминутка
Быстро встаньте – улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну – ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернитесь
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали
Раз – два, раз – два,
Экспериментировать нам пора.
Я предлагаю вам пройти в нашу лабораторию и опытным путём продолжить изучение свойств такого удивительного вещества, как соль. (Дети надевают одежду учёных-халаты, нарукавники, шапочки). Присаживайтесь за столы.
Ребята, вы сказки любите? Сейчас я хочу рассказать вам сказку – загадку.
Слушайте. Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.
Прежде, чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов, при работе с солью :
1. Не трогать руками глаза;
2. Соблюдать тишину;
3. Не толкать соседа во время работы;
4. Сначала посмотри, а потом повтори;
5. Выполни и положи на место.
И так внимание.
Опыт 1.
Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нёс поролон, а который нёс соль, ему было тяжело).
Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. Проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).
Опыт 2. «Подводная лодка из яйца».
Цель: подвести детей к пониманию, что солёная вода тяжелее пресной.
Ход опыта : воспитатель показывает детям 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполняет чистой водой и опускает в неё сырое яйцо. Дети определяют, что в пресной воде яйцо тонет.
Во вторую банку наливает крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 литра воды). Опускает туда второе яйцо и определяют, что в солёной воде оно плавает.
Воспитатель подводит детей к осмыслению, почему в солёной воде легче плавать. Это объясняется тем, что солёная вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
Воспитатель опускает на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться как подвешенное, посредине раствора.
Когда опыт будет проведен, можно показать фокус. Подливается солёная вода – яйцо всплывает. Подливается пресная вода – яйцо тонет. Внешне соленая и пресная вода не отличаются друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.
Вывод: солёная вода тяжелее пресной воды.
Опыт 3. Творческая работа
Тема «Волшебные рисунки» (рисование солью, смешанной с цветными мелками).
Цель: познакомить детей со свойствами соли, как материалом для художественного творчества, вызвать интерес к изображению новым способом рисования.
Ход опыта:
Воспитатель загадывает загадки про цветы:
Хоть не зверь я и не птица,
Но сумею защититься!
Растопырю коготки -
Только тронь мои цветки! (Роза)
Вася в класс принес цветы
Небывалой красоты.
Лепестки как из пластмассы
У цветов Василия.
Дайте поскорее вазу,
Он поставит. (Лилии)
Тот цветок давно в Россию
Завезён из дальних стран.
Алый, стройный и красивый,
Называется. (Тюльпан)
Жёлтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза.
В своих веточках (Мимоза)
Тонкий аромат,
Принц, аристократ,
Весною появляется,
А как он называется? (Нарцисс)
Пышный куст в саду расцвел,
Привлекая ос и пчел.
Весь в больших цветах махровых -
Белых, розовых, бордовых! (Пион)
Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки. (Цветок)
Отгадав загадку, дети получают листок с изображением отгадки. Аккуратно обводят рисунок клеем (необходимо примерно разделить рисунок по цветам, а затем посыпают его цветной солью и ждут несколько секунд. Остатки соли нужно высыпать на поднос. Аккуратно посыпаем каждую часть рисунка! И наслаждаемся результатом!
Итог:
Ребята мы с вами проводили наблюдения, опыты с солью и многое узнали о ней. Что вы можете рассказать про соль. Рассказы детей. Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали. Оцените свою работу на занятии. Если у вас сегодня было хорошее настроение, и у вас всё получилось, поставьте на мольберт кружочек жёлтого цвета, а если у вас возникли трудности во время занятия – кружочек синего цвета.