Лучший педагог года

Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей и мелкой моторики

Евгения Сюткина
Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей и мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы

Игры с мячом известны с древних времен. Они встречаются практически у всех народов мира.

В России в старину в простонародье мячи делали из тряпья и тряпьем же набивали. В северных губерниях мячи плели из лыка – ремешков, сделанных из коры березы, липы или ивы. Такие мячи внутри были пустыми или набивались песком.

В некоторых областях мячи делали из овечьей шерсти. Клок шерсти сначала скатывали до плотного состояния, а потом бросали в кипяток и просушивали. Такой мяч был легким и по упругости не уступал резиновому.

Сейчас в продаже огромный выбор мячей: пластмассовые, резиновые гладкие и колючие, надувные и т. д.

Темочки:

Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим 3 качества. Лучший мяч для них – это мяч яркий, легкий и прыгучий.

Из опросов родителей известно, что играм с мячом уделяется в семье мало внимания. В основном родители называли только одну игру – футбол.

Между тем логопедам хорошо известно, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом, поскольку игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению, помогают разнообразить виды деятельности при коррекции речи, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность движений. Движение мяча активизирует непроизвольное внимание и формирует произвольное, ведь мяч может быть брошен любому ребенку. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипердинамичных детей, развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции, развивают мышечную силу, улучшают обмен веществ и работу основных органов.

Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Предлагаю вниманию родителей игры и упражнения с мячом, которые можно использовать для развития речи детей. Такие игры могут быть элементом домашнего логопедического занятия, что сделает его более интересным и динамичным, а могут использоваться как самостоятельные игры в семье с детьми разного возраста.

Все игры и упражнения с мячом, используемые в логопедической работе, можно разделить на следующие виды:

• игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики

• игры и упражнения с мячом, направленные на развитие мелкой моторики

• игры и упражнения с мячом, направленные на развитие ориентировки

• игры и упражнения с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия и закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков

• игры и упражнения с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запасаи развитие грамматического строя речи.

1. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей и мелкой моторики

Для полноценного формирования устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук, так как идущие в кору головного мозга импульсы от движущихся пальцев рук стимулируют активную деятельность речевых зон.

Можно:

• использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука

• подбирать их по цвету

• вводить с их использованием элементы самомассажа

Упражнения:

• сжимание мячика

• обхват пальцами

• прокатывание

• прокатывание между пальцами

• разминание между ладонями

Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений с можно использовать теннисные мячики и колючие шарики су-джок:

1. «Разноцветные шары» - прокатывание шариков снизу вверх разными пальцами правой и левой руки.

2. «Дождик» - прокатывание шариков

3. «Парашютисты» - прокатывание шариков с пропеванием гласных

4. «Плывет, едет, скачет» - прокатывание шарика по дорожкам усложненной конфигурации

5. «Спираль»

6. «Кто быстрее?»

7. «Снежинки»

8. «Время года» - закрепление лексики по теме «Календарь»

9. «Перевертыши» - прокатывание шариков с чтением слов

10. «Угощение» - использование съемных картинок

11. «Машина и стрекоза»

12. «Путешествие колобка» - закрепление навыков пространственной ориентировки

2. Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве

• используются для профилактики нарушений пространственной ориентировки, приводящей к дисграфии

• применяются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи

Упражнения:

• прокатывание мяча от ребенка к ребенку в определенном направлении

• выполнение инструкций («В правую руку мячик возьми, над головою его подними…»)

• попадание мячом в ворота, расположенные в разных направлениях

• рисование мячом фигур на полу

3. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

Упражнения и игры:

• «Повторяем дружно звук» - услышишь звук А, стукни мячом об пол

• «Гласный звук услышат ушки – мяч взлетает над макушкой» - услышишь звук А, подбрось мяч вверх

• «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» - развитие длительного речевого выдоха

• «Разноцветные мячики» - дифференциация гласных и согласных – назови слово

• «Тихо – громко»

• Игры с передачей мяча: «Мяч передавай, слово называй» (на заданный звук, с определенным количеством слогов, звуков, «Звуковая цепочка»

• Игры с перебрасыванием мяча: «Сто вопросов, сто ответов с буквы А - и только с этой» - все ответы начинаются на звук А; «Слог да слог и будет слово» - добавление слогов; «Мяч поймай – слово составляй», «Встречу слово на дороге – разобью его на слоги».

4. Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи

Упражнения и игры:

• «Мяч бросай и животных называй»

• «Я знаю 3(5) названий животных» …

• «Животные и их детеныши»

• «Кто как разговаривает», «Кто где живет», «Кто как передвигается»

• «Подскажи словечко»

• «Скажи ласково»

• «Составь предложение»

• «Горячий – холодный» (антонимы)

• «Из чего сделано»

• «Лови да бросай – цвета называй»

• «Третий лишний»

• «Какой по форме»

• «Один – много» (множественное число, «Один – много – Чего нет»

• «Бывает – не бывает»

• «Кто кем был»

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие мелкой моторики и сенсорных способностейДидактические игры на развитие мелкой моторики и сенсорных способностей Доброе время суток уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами новыми играми которые я сделала для своих ребятишек. Они связанные с зимней.

Игры на развитие мелкой моторикиИгры на развитие мелкой моторики «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Развивать мелкую моторику малыша - это очень полезно! Развитие мелкой моторики.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей и мелкой моторики
Опубликовано: 17 февраля 2025 в 06:26
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей и мелкой моторики» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Сюткина (УИ 1207971) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 февраля 2025 пятница
Родной язык - народа достоянье!
Идем на экскурсию!
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД