оксана киселева
Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы: «Какой материал крепче для строительства»
▼ Скачать + Заказать документы
Методический материал : конспект опытно - экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы №10 : «Поможем лисе построить надёжный дом».
В рамках тематической недели «Дома, строительство домов» были разработаны различные варианты освоения этой темы в деятельности.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности с детьми подготовительной группы: „Какой материал крепче для строительства“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструктивно-строительные игры. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
Решая задачи по ознакомлению детей с процессом строительства домов, предлагаю детям опытно - экспериментальным путем проверить различные материалы на прочность.
Цель: расширение представлений детей о различных строительных материалах.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей со свойствами материалов для постройки дома, доказывая целесообразности их использования опытно - экспериментальным путем;
2. Развивать интерес к камням, сенсорные ощущения, воображение, эмоций.
3. Учить анализировать результаты наблюдений и делать выводы.
4. Воспитывать желание оказывать помощь и уделять внимание нуждающимся в этом.
Материал : игрушка лиса, картинки с изображением домиков 3х поросят,
других домов и строительных материалов; материал для проведения
игры «изготовим бетон» (песок, цемент, камни, вода, формочки,
салфетки, камни, лупы, салфетки, готовая плитка бетона.
Предварительная работа:
1. Чтение художественной литературы: С. Михалков «Три поросёнка», М. Маяковский «Кем быть?».
2. Рассматривание иллюстраций, связанных со строительными профессиями, составление описательных рассказов по ним.
3. Проведение с-р игр «Строители», «Строим дом», д/и «Что лишнее?», «Кому что нужно для работы?».
Ход:
В. звенит в колокольчик.
- Колокольчик, зазвени!
Всех ребяток позови!
Как услышат – прибегут
И со мной играть начнут.
- Ребята, вы знаете в какой стране мы с вами живем? А как называется наш город? Да, правильно, наша большая и красивая страна – Россия, а город называется Искитим. Посмотрите, какой он (слайд на экране, рассматривание слайдов).
- В нашем городе много разных красивых улиц. Посмотрите какие дома есть на наших улицах? (высокие, низкие, многоэтажные, с балконами, деревянные, кирпичные и т. д.)
- А в каком доме живете вы? (рассказы детей)
Предлагаю детям поиграть.
Пальчиковая игра «Строим дом»
Тук да тук - раздается всюду стук (стучим кулачком о кулачок)
Строим дом, дом большой (показываем крышу дома ладонями над головой)
И с крылечком и трубой, (складываем ладошки вместе)
Из трубы идет дымок, (движениями губ показываем дым)
На двери висит замок, (руки в замок)
Кто его открыть бы мог? Потянули, покрутили,
(соответственно словам выполняем движения руками)
Постучали и открыли. Отворяем ворота, проходите все сюда.
(разводим ладони рук в стороны)
Звонит телефон.
В. : Ребята, к нам позвонила лиса, хочет прийти к нам в гости. Доиграем в следующий раз. А вот и она.
Лиса: Здравствуйте! Я Лиса Патрикеевна. Мне нужна ваша помощь: прошлой весной моя избушка растаяла, и теперь я живу у зайчика.
В. : Из какой сказки к нам пришла лиса?
Д. : Из сказки «Заюшкина избушка».
В. : Почему растаял домик у лисы?
Д. : Он был изо льда…
Лиса: Вы не думайте, я зайчика выгонять из его дома не собираюсь. Он мой друг и обещал помочь мне в строительстве нового, красивого дома. Но я не знаю, какой материал использовать, чтобы дом получился крепким и надёжным.
В. : Лисичка, ты правильно сделала, что к нам обратилась. Мы обязательно тебе поможем. Правда, ребята?
Д. : Да!
Лиса: Я слышала, что у нас в сказочном мире 3 поросёнка живут. Говорят, они красивые дома строят из различных материалов.
В. : Ребята, вы помните сказку про 3х поросят?
Д. : Да!
В. : Давайте сядем на стульчики, расскажем и покажем лисичке, какие поросята строители.
Взгляните, вот первый домик, который построил себе Ниф-Ниф. Из чего он построен?
(у в. на столе 3 подложки: с соломой, ветками, камнями).
Д. : Из соломы.
В. : Давайте посмотрим, подойдёт ли солома для строительства дома лисы.
В: Подойдите, ребята, попробуйте разломать солому. Что происходит?
Дети: Она легко ломается.
В. : А какая она на вес?
дети: Лёгкая.
В. : Поэтому, когда волк дунул на домик Ниф-Нифа, он разлетелся в разные стороны.
А вот домик, который построил себе 2ой поросёнок – Нуф-Нуф (выставляет картинку).
Лиса: Из какого материала он построен? Кто мне скажет?
Дети: Из прутиков, веточек.
В. : Веточки и прутики прочный материал? Давайте проверим?
В: попробуйте погнуть, поломать веточки, раздуть их. Можно использовать этот материал для строительства?
Дети: Нет.
В. : Почему?
Дети: Непрочный.
В. : Ребята, может, вы мне подскажете, чей это дом?
Дети: Наф-Нафа.
В. : Что можно рассказать о нём лисе? Из чего он построен?
Дети: Из камня.
В. : Подойдите, потрогайте камушки, испытайте их на прочность. Можно их сломать?
Дети : Нет.
В. : Какой же домик получился у Наф-Нафа?
Дети: Прочный, надёжный.
В. : Ребята, из какого же материала вы посоветуете лисе строить дом?
Дети: Из камня.
В. : А чтобы ты, лиса, не сомневалась, мы докажем тебе, что это лучший материал. Пройдёмте в нашу лабораторию. Посмотрите, здесь много камней. Где чаще всего они где встречаются?
Дети: В горах.
В. : А где ещё можно встретиться камни?
Дети: В море, на реке, на дороге…
В. : Предлагаю вам сесть за стол для проведения опытов. А ты, лиса, посмотри и послушай.
1 опыт :
В. : Рассмотрите камни, лежащие перед вами. Одинаковы ли они? Чем отличаются?
Получить полный текст
Дети: Формой, размером, цветом.
В. : Значит, камни бывают разные.
2 опыт :
В. : А теперь возьмите в руки лупы и посмотрите на камни через них. Что вы видите?
Дети: Трещинки, царапинки, ямки.
В. : Значит, какая поверхность?
Дети: Поверхность неровная…
3 опыт :
В. : Возьмите в одну руку пластилин, а в другую – камень. Сожмите обе ладони. Сравните, что произошло с камнем, а что с пластилином. Почему?
Вывод: значит, камень твёрдый, а пластилин мягкий.
Постучите комочкам пластилина о камень, что слышите?
Дети: Ничего.
В. : А теперь двумя камнями друг о друга.
Вывод: камни издают звуки.
4 опыт :
В. : Как вы думаете, что случится, если мы поместим камень в воду? Возьмите камешек и опустите в воду.
Дети: Камень тонет.
В. : Почему?
Дети: Он тяжелый.
В. : Растворился он в воде?
Дети: Нет.
В. : Вывод: камни не растворяются и они тяжелые.
5 опыт :
В. : А сейчас я попробую забить в камень гвоздь. Не получается. Значит, камень какой?
Д. : Прочный.
В. : Вот как много интересного мы узнали о камнях. А Наф-Наф оказался самым сообразительным и трудолюбивым, поэтому его домик получился надёжным и крепким.
Ребята, мы с вами засиделись. Вставайте, проведём небольшую разминку «Строим дом».
Разминка под музыку.
Лиса: Ну, всё я поняла, пойду строить дом из камней.
В. : Подожди, лиса, а как ты будешь строить, ведь ты ещё не всё узнала! Если просто положить камень на камень, дом у тебя развалится.
Лиса: А что же мне ещё надо знать?
В. : Чтобы камни не распались, их необходимо скреплять цементным раствором. А ещё люди придумали, используя цемент и камни, делать огромные бетонные плиты, из которых быстро строят крепкие и надёжные дома.
Лиса: Я тоже хочу жить в таком доме.
В. : Думаю, тебе, лиса, будет интересно узнать, как получается этот материал. Для этого проведём игру-эксперимент «Изготовим бетон».
Давайте подойдём к столу и рассмотрим, что у нас есть ( дети называют: песок, вода, камни). А вот это – цемент.
Посмотрите на него, какой он?
Дети: Сухой, сыпучий, как и песок.
В. : Давайте повторим название этого материала : цемент.
Чтобы сделать бетонную плиту, необходимо смешать эти материалы. Давайте, аккуратно насыпайте всё в большую форму, зальём водой и перемешаем. Вот у нас получился бетон, и пока он жидкий, давайте разольём его по формам. Чтобы бетон стал прочным, необходимо дать ему время для застывания. А когда он застынет, мы отдадим эти плитки лисе для дома.
У меня уже есть готовая бетонная плитка. Давайте рассмотрим её, передавайте по кругу. Назовите свойства бетона, какой он?
Дети: Твёрдый, прочный, крепкий…
Лиса: Молодцы! Много свойств бетона назвали. Ну, что ж, потороплюсь в свою сказку, хочется поскорее строить свой дом. До свидания!
Дети: До свидания, лиса!
В. : Я провожу лису, а вы, ребята, садитесь на стульчики.
(в. уносит лису)
Ну, вот, какие мы с вами молодцы, помогли лисе.
А вы, ребята, узнали сегодня что-то новое?
Чем понравилось заниматься?