Алена Домрачева
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие дошкольников в Мир науки» (подготовительная к школе группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Привлечь внимание детей и воспитателей к такому виду деятельности, как экспериментирование.
Задачи:
Обучающие: Закрепить знания детей о некоторых свойствах воды, соды и уксуса, продолжать учить проводить несложные опыты с использованием подручных средств и предметов, рассуждать, делать выводы и объяснять «чудеса» с научной точки зрения;
Развивающие: Развивать любознательность, память, познавательный интерес. Воспитывающие: Воспитывать аккуратность во время опыта, дать детям почувствовать радость открытий.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности „Путешествие дошкольников в Мир науки“ (подготовительная к школе группа)» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Оборудование и материалы: столы, белые халаты или фартуки и нарукавники, одноразовые шапочки, 2 баночки с водой, ведерко с водой, большая чашка с водой, краситель, моющее средство, соль, сахар, ложечки, влажные салфетки, Стеклянная банка (необычной формы, краски для рисования на стекле, растительное масло, Вода с красителями цвета осенних листьев: желтая, оранжевая, красная,пипетки.
Предварительная работа: рассматривание объектов живой, неживой природы, знакомство со свойствами воздуха, закрепление знаний о свойствах воды, о состоянии воды, проведение несложных опытов с водой, воздухом.
Ход
в группе на видном месте стоит глобус, рядом письмо.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, вы видите что-нибудь то, чего раньше в группе не было? Верно у нас появился глобус, давайте посмотрим на него, ой, а вот письмо интересно, от кого же письмо, давайте почитаем.
Чтение письма: "Доброе утро, ребята! Вы меня хорошо знаете. Вместе со мной вы начинаете и заканчиваете день. Не раз в течение дня мы с вами встречаемся. Обычно я веселая, озорная, спокойная, но иногда бываю сердитой, недовольной, особенно когда дует сильный ветер, гремит гром, сверкают молнии. Тогда я становлюсь грозной и опасной. Но если выйдет солнышко, я снова веселая и жизнерадостная. А если становится холодно, я буду твердой, как камень. Я всем очень нужна! Кто же я?
Воспитатель: Да, дети, это вода. Вода - это часть неживой природы.
Воспитатель: Вода очень нужна человеку. Для чего?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на глобус. Вы знаете, что синим цветом обозначены реки, озера, моря, океаны. Воды на Земле в 3 раза больше, чем суши.
Первое задание "Где же вода?"
Сейчас я буду называть разные слова. Если вы услышите слово, которое имеет отношение к воде, вы хлопните в ладоши.
Дерево, снег, дождь, камень, ручей, машина, болото, град, море, песок, водопад, туман, ветер, пар, мяч, иней, бумага, лед, роса, одеяло, стол, сель, кормушка, туча, радуга, айсберг, телефон, река.
Молодцы!
Опыт № 1 «Ледяные украшения»
Воспитатель: Ребята, вы знаете какое сейчас время года? (ответы детей)
Дети: Зима.
В. : Какие осадки выпадают зимой? Осадки это тоже вода, но в разных состояниях.
Д. : Снег.
В. : Правильно, зимой выпадает снег. Осадки это тоже вода, но в разных состояниях. Вот, ребята, на нашем участке сейчас все серо и пасмурно. А Вы хотите украсить участок, чтобы он опять заиграл яркими красками?
Д. : Да, хотим.
Дети подходят к столу, на котором уже находятся стаканчики с водой, гуашь, палочки для размешивания, веревочки, салфетки.
В. : Ребята, какого цвета вода в стаканчиках?
Д. : Прозрачная, бесцветная.
В. : Что можно сделать, чтобы вода поменяла цвет?
Д. : Добавить гуашь.
Дети добавляют гуашь и размешивают ее в ранее приготовленных стаканчиках с водой.
В. : Почему вода стала цветной?
Д. : Потому что мы добавили гуашь.
В. : Правильно, вы добавили гуашь, размешав ее в воде, она растворилась. Ребята, но так мы не украсим наш участок. Верно? Давайте попробуем перелить воду в формы.
Дети совместно с воспитателем переливают уже закрашенную воду в формы, тем самым знакомятся с таким свойством воды, как текучесть. Затем они опускают в форму с водой веревочки.
Воспитатель: Теперь мы отнесем эти формы на улицу, и вода в них замерзнет, мы сможем украсить площадку.
Опыт № 2 «Разморозим льдинки»
Воспитатель: Ребята, недавно мы с вами уже замораживали кубики льда, давайте попробуем снова превратить их в воду. Для этого нам понадобится соль.
Раздаю каждому ребенку-1-2 кубика льда (предварительно замороженных) и коробочку с солью.
Попробуйте насыпать на ваш кубик соль, да побольше. Это дело не быстрое, давайте отставим на вот этот стол, а в конце занятия посмотрим, что же произойдет.
Опыт № 3 «Дождик в стакане воды»
Воспитатель: А какое первое природное явление мы с вами увидим, вы узнает, если отгадаете загадку.
Белая вата плывет куда-то,
Чем вата ближе,
Тем он ближе.
(Дождик и облако)
- Значит, для того, чтобы пошел дождь нужно облако, так? Где же нам его взять? А придумала! Мы используем обычную пены для бритья. (Воспитатель выдавливает пену в стаканы с водой)
- Как вы думаете, почему наша пена не тонет в воде (ответы детей).
- Правильно, пена легче воды и поэтому плавает на поверхности.
Ребята, посмотрите, у нас теперь в банке тоже есть облака. А как облака образуются в природе? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно, облака состоят из капелек воды, которые поднялись в небо нагретым воздухом, превратившись в пар.
Мелкие капельки воды, собранные в облака, остывают, становятся тяжелые и падают на землю. Идет дождь! Поэтому, можно сказать, что дождь - это вода, выпадающая из облаков на землю.
- Мы сейчас посмотрим, как это происходит. Для этого я приглашаю вас подойти к столам.
- Возьмите пипетки. Наберите в них окрашенную воду и капните в баночку с облаком (опыт сопровождается шумом дождя).
- Что происходит? (ответы детей).
Вывод: Капля прошла через облака, потому что она тяжелее пены, и падает на дно банки красивыми струями. Так идет дождь.
Физминутка
Дождик скачет по дорожке,
Как мальчишка озорной, (Прыжки)
Громко хлопает в ладоши
И от счастья сам не свой. (Хлопки)
Летний дождь – всегда веселый.
Он как друг хороший всем. (Повороты, руки на поясе)
Вот и тополь стал зеленый,
Будто новенький совсем. (Руки вверх, наклоны влево – вправо)
Как игрушки в магазине,
Чистые дома стоят. (Повороты с отведенной в сторону рукой)
Небосвод стал синий-синий.
В лужах «зайчики» блестят. (Руки вверх, «фонарики»)
Опыт № 4 «Снегопад в банке»
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку
На дорогу, поле, лес
Звёзды падали с небес.
Собирал я их, ребята,
Целый день большой лопатой. (Снегопад.)
Правильно, это снегопад, а что это такое? (ответы детей)
Верно, посмотрите у меня есть стакан и на нем нарисовано дерево, давайте попробуем сделать снегопад.
Наполняем баночку (стакан) на 1/3 водой, а остальную часть маслом, оставив до края не менее 2 см. Можно заполнить маслом полностью. Поэкспериментируйте!
На самой баночке (стакане) рисуем дерево.
Разводим белую краску и капаем по капельке в нашу баночку (стакан). Попадая в масло, капли приобретают круглую форму и опускаются вниз, постепенно окрашивая воду снизу в зимние цвета. Выглядит очень красиво, словно снегопад!
А если баночка полностью заполнена маслом, заметили как будут выглядеть наши «снежные хловья»?
Вода имеет большую плотность, чем масло. Соответственно, она тяжелее и красители опускаются вниз
На банке нарисовать силуэт дерева с кроной.
1. Налить растительное масло.
2. Капать цветной водой в банку и увидите снегопад.
Вывод: вода тяжелее масла, поэтому красиво оседает в масло.
Динамическая пауза
Воспитатель: Пришло с разрушительным ветром ненастье,
Собрал я скорей рыболовные снасти,
И небо спросило лицо свое хмуря:
А как называют явление?. (буря)
Воспитатель: Сейчас мы попробуем сделать бурую, но делать будем в стаканчиках.
Опыт № 4 «Кипит вода» (показываю и комментирую)
Воспитатель: Берём стакан с обыкновенной водой. Из половинки лимона выдавливаю сок в стакан с водой. Размешиваем ложечкой. Как вы думаете, что получилось? (кислая водичка) Возьмите ложечки и попробуйте.
А сейчас я волшебными словами заставлю кипеть эту водичку. Верите?
(беру, приготовленную заранее пищевую соду, и произношу «магические» слова.) -Шалда, балда – кипи вода (и быстро кидаю соду в воду!
Хотите, вас научу делать такой фокус, дома родителей удивите. Возьмите себе по стакану воды. Выдавливаете из лимона сок. Если нет лимона, можно использовать лимонную кислоту вот в таких пакетиках. (предлагаю детям насыпать в свои стаканы по ложечке лимонной кислоты и размешать) Что получается? (кислая вода)
-В каждом доме есть такой чудесный порошок –пищевая сода. Возьмите ложкой соды (ставлю на стол блюдечко с содой, бросьте в свои стаканы. Что происходит? (идут пузырьки, как при кипении) Правильно, создаётся видимость кипения, а на самом деле вода остаётся холодной. Потрогайте посуду с водой. (она холодная)
-А теперь скажите, как мы заставили кипеть воду?
Вывод: при соединении лимонной (кислой) воды и пищевой соды происходит реакция, которая создаёт видимость кипения.
Воспитатель: Ребята, в лаборатории я увидела, что вы можете вести себя как взрослые: объяснять, играть и даже проводить опыты, соблюдая правила. Какие опыты мы с вами проводили? Что интересного мы сегодня узнали? Что было трудно? Какой опыт вам показался очень легким? Какие природные явления вспомнили?