Надежда Бондарчук
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект разработала и провела
Воспитатель МДОУ № 6 «Дубок» -
Бондарчук Надежда Александровна
Московская область, Лотошинский район, пос. Кировский, 2017 год
Образовательная область: познание
Цель:
1. Формирование у детей знаний о значении воды в жизни человека, о ее свойствах;
2. Развитие наблюдательно – познавательного интереса в процессе экспериментирования.
Задачи:
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды,
Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы;
Воспитывать аккуратность при выполнении опытов;
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивать диалогическую речь.
Ход ЗАНЯТИЯ
I часть: Вводная Дети с воспитателем входят в зал, встают в круг.
Воспитатель: Посмотрите, сколько у нас гостей, улыбнитесь им и поздоровайтесь!
Дети здороваются
Воспитатель: - Доброе утро я вам говорю!
Доброе утро. Я всех вас люблю!
Желаю вам узнать сегодня много нового и интересного.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в лабораторию, где мы будем проводить различные опыты. Дети, в нашей лаборатории мы превращаемся в юных исследователей. А что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
На свете нет ее сильнее
В руках ее не удержать.
На свете нет ее буйнее,
И на коне не обогнать.
Дети: Вода.
Воспитатель: Сейчас услышим правильно ли вы отгадали
Звучит шум воды
Воспитатель: Правильно, значит исследовать мы будем сегодня воду. Приглядимся к ней получше – познакомимся с её свойствами.
Вода — самое удивительное вещество на Земле. Ребята, вам встретилось новое слово — вещество. Какие вещества вы знаете?
Ответы детей
Воспитатель: Да, вода, песок, глина, лед, снег. Это разные вещества.
Ребята, подумайте и скажите, где можно встретить воду?
Ответы детей
Воспитатель: Верно, ребята, давайте посмотрим на экран. (Вода живёт в лужице, реке, море, океане, водопаде и т. д.). А теперь скажите, кому нужна вода?
Ответы детей (людям, животным, растениям, птицам)
Воспитатель: Для чего нужна вода?
Ответы детей (Пить, купаться, поливать огород, готовить еду, стирать)
Воспитатель: Молодцы! Конечно, вода необходима и растениям, и животным, и людям для жизни: воду пьют, в ней купаются, её используют для приготовления еды.
Может ли вода навредить человеку?
Ответы детей
Воспитатель: Могут произойти наводнения.
Много ее — беда!
Мало ее — беда!
Нужна нам она всегда
Больше, чем даже вода.
Воспитатель: Много свойств у воды можно обнаружить, если вооружиться терпением. Терпение и внимание необходимо и нам, потому что мы будем проводить опыты.
Ребята, как вы думаете, вода — это какое вещество, жидкое или сыпучее. А как это можно проверить? Я предлагаю сделать такой опыт.
ОПЫТ 1. «ВОДА ЖИДКАЯ, ТЕЧЁТ»
Берём стакан с водой и переливаем воду в пустой стакан и обратно.
Воспитатель: Что происходит с водой?
Ответы детей Вода льётся
Воспитатель: Почему она льётся?
Ответы детей
Воспитатель: Вода льётся, потому что она жидкая.
И так, мы определили первое свойство воды – вода это жидкость.
Воспитатель показывает пиктограмму и предлагает её убрать в капсулу. Капсулу закрывает и опускает в кувшин с водой.
ОПЫТ 2. «У ВОДЫ НЕТ ЗАПАХА И ВКУСА»
Воспитатель предлагает детям понюхать воду
Воспитатель: А сейчас давайте узнаем, есть ли у воды запах и вкус.
Воспитатель: Возьмите стакан с соком и понюхайте сок. Пахнет сок?
Ответы детей да.
Воспитатель: Верно. Сок пахнет. Возьмите стакан с водой и понюхайте воду. Пахнет вода?
Ответы детей нет.
Воспитатель: Верно. Вода ничем не пахнет, значит у неё нет запаха.
Воспитатель предлагает детям взять трубочку и попробовать сок в стаканчике
Воспитатель: Опустите трубочку в стакан с соком и попробуйте на вкус?
Ну, как, ребята, какой сок на вкус?
Ответы детей сладкий, кислый.
Воспитатель: Верно, у сока есть вкус. Вставьте другую трубочку в стакан с водой и попробуйте на вкус.
Воспитатель: Ну как, ребята, есть у воды вкус?
Ответы детей у неё нет вкуса.
Воспитатель: Если у воды нет вкуса, значит она какая?
Ответы детей безвкусная
Воспитатель: Верно. Вода не имеет вкуса.
Воспитатель: Правильно у чистой воды нет вкуса. Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьёт воду и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода!»
Воспитатель показывает пиктограммы и предлагает их убрать в капсулы. Капсулы закрывает и опускает в кувшин с водой.
Воспитатель: Итак, уважаемые исследователи, мы знаем, что вода – это жидкость, она прозрачная, без запаса и не имеет вкуса.
ОПЫТ 3. «ВОДА ПРОЗРАЧНАЯ»
Перед детьми два стакана: один с водой, другой с молоком. Воспитатель предлагает опустить восемь пуговиц в стакан с водой и семь пуговиц в стакан с молоком.
Воспитатель: В каком стакане видны пуговицы?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно, в стаканчике с водой. Как вы думаете, почему в этом стаканчике видны пуговицы?
Ответы детей
Воспитатель: Вода прозрачная, а молоко — нет.
Воспитатель: Дорогие исследователи, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, почему? Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках не могут жить растения. А если не будет растений – не будет рыб и животных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это говорит о том, что водоёмы загрязнять нельзя.
Воспитатель: Итак, ребята, сейчас мы познакомились ещё с одним свойством воды: Вода – прозрачная.
Воспитатель показывает пиктограмму и предлагает её убрать в капсулу. Капсулу закрывает и опускает в кувшин с водой.
Воспитатель: Ребята! А теперь я предлагаю немного отдохнуть. Поиграем в игру «Путешествие капельки»
Дети одевают шапочки — «капельки». Воспитатель одевает бумажную корону с изображением тучки
Воспитатель: Я мама-тучка, а вы ребятки, мои детки-капельки.
Дети окружают маму-тучку, прыгают вокруг нее, водят хоровод
Дети: Мама, отпусти нас погулять на Землю.
Воспитатель: Хорошо, мои капельки, я отпущу вас погулять на Землю. Обещайте мне, что будете вести себя хорошо, не баловаться. Прошу вас полить растения, умыть Землю и вернуться обратно домой.
Звучит музыка
Дети разбегаются в разные стороны, потом собираются вместе, становятся друг за другом, образуя ручейки.
Воспитатель: Капельки, пора возвращаться домой.
Дети кружатся по-одному, возвращаются к тучке. Тучка просит рассказать о том, что они сделали на Земле. Мама тучка выслушивает все ответы детей:
— Я полил леса, поля, луга.
— Я умыл землю.
— Я полил растения и цветы.
— Я полил деток, которые гуляли по улице.
— Я напоил животных.
— Я нечаянно попал в лужу….
Тучка: Вы, капельки, совершили хорошие поступки, молодцы! А теперь: раз, два, повернись и в ребят превратись!
Дети и воспитатель снимают шапочки
Воспитатель: Итак, уважаемые исследователи, мы знаем, что вода – это жидкость, она прозрачная.
ОПЫТ 4. «ВОДА РАСТВОРИТЕЛЬ»
На столе два блюдца с солью и сахарным песком,
два стакана с водой, ложечки, лупа.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что в блюдцах?
Ответы детей:
Воспитатель: Чтобы узнать, что там лежит, нужно отгадать загадки. Слушайте первую загадку: Белый камень в воде тает (Сахарный песок).
Ответы детей: Сахарный песок
Воспитатель: В воде родиться, Воды боится (соль)
Ответы детей: Соль
Воспитатель: Ребята, а какого цвета соль и сахарный песок?
Ответы детей: Белого
Воспитатель: А что можно сказать о их кристалликах? Трудно сказать. Я вам предлагаю рассмотреть кристаллики через лупу.
Дети рассматривают соль и сахарный песок через лупу
Воспитатель: Какие кристаллики у сахарного песка (прямоугольной формы)
Ответы детей: Прямоугольной формы
Воспитатель: Какие кристаллики у соли (мелкие, круглые, похожие на шарики)
Ответы детей: Мелкие, круглые, похожие на шарики
Воспитатель: Подумайте и скажите, что станет с солью и сахаром, если мы их положим в воду.
Возьмём два стакана с водой. В один опустите ложечку сахарного песка и размешайте его. Что получается? Растворился сахар в воде или нет?
Ответы детей:
Воспитатель: Теперь, в другой стакан положите соль. Размешайте её. Соль исчезла. Почему?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, соль и сахарный песок растворились в воде, т. е. вода-растворитель.
Воспитатель показывает пиктограмму и предлагает её убрать в капсулу. Капсулу закрывает и опускает в кувшин с водой, обращая внимание на то, что капсулы в воде не тонут
Воспитатель: Ребята, а почему капсулы не тонут в воде?
Ответы детей:
Воспитатель: Это ещё одно свойство: Лёгкие предметы в воде не тонут.
Воспитатель: Итак, уважаемые исследователи, давайте повторим свойства воды.
Воспитатель предлагает по считалке и стихотворениям доставать капсулы из кувшина, обращая внимание на то, что капсулы в воде не тонут
СЧИТАЛКИ:
1 2
Кап-кап, капает вода, Есть чудесная водица
Дождь не капает. «Ура!» Без неё нам не прожить.
Мы пойдём воды попить Не умыться, не напиться
А тебе пора водить. И здоровыми не быть!
3 4
Утром только лишь проснёшься Вода, водиченька, водица
Сразу личико умой. Помоги нам всем напиться.
Сразу личико умой, Чтобы жажда не томила,
Кран за собой закрой. Деткам хорошо, чтоб было.
5
Льётся с крана вода,
Холодная, горячая
И всем она приятная.
Воспитатель: Уважаемые исследователи, проделав наши опыты, мы с вами узнали много интересного о таком простом веществе, как вода.
Дружите с водой, берегите её, потому что без воды не будет жизни на Земле.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: А теперь предлагаю спеть песенку воды для гостей.
Дети поют песню Милы Мутанен «Буль-буль, водичка»
В теплей ванне голышом,
Искупаться Хорошо,
Искупали Малыша
Ах водичка Хороша!
ПРИПЕВ:
Буль-Буль Водичка
Умыла Личка
Буль Буль Водичка
Буль Буль Вода
Мы в ней купались,
Мы в ней плескались,
И наслаждались, вот это да!
Буль Буль Водичка
Умыла личко
Буль Буль Водичка
Буль Буль Вода
Мы в ней купались,
Мы в ней плескались,
И наслаждались, вот это да!
Воспитатель: Юные исследователи, вы очень хорошо проводили опыты, поэтому, вам присваивается звание «Ученых». (показывает эмблему ученого)
А сейчас нам пора возвращаться в группу. Прощаемся с гостями.