Татьяна Данилова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст воспитанников: старшая группа (6-7лет, в том числе ОНР.
Виды деятельности : коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Образовательные области: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие
Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах
Задачи:
-Создать условия для реализации познавательно-исследовательской деятельности
- Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Волшебная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
- Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности
- Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования
- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Предварительная работа: Просмотр видеофильмов «Соль», «Добыча соли в России». Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.
1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности
В группе расставлены столы, как в лаборатории разложено оборудование: : тарелочки с солью, увеличительные стекла, сырые куриные яйца, ложечки, одноразовые стаканчики, салфетки, пипетки.
Воспитатель заходит в группу в одежде лаборанта и несёт халаты для всех детей (дети заинтригованы, задают вопросы). Ребята, давайте представим, что наша группа превратилась в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые). Кто из вас хочет побыть сегодня учёными, которые проводят эти опыты. А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадат. ь
Загадывает загадка про соль :
На столе стоит всегда,
Внешне, белая она.
И на вкус, не вкусна:
Но в пищу – каждому нужна.
Обратная связь на высказывание детей
-Какой ты любознательный!
-Мне очень приятно, что вы все хотите экспериментировать!
-сразу видно, что ты внимательно слушал!
2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности
-А ведь действительно, мы можем и сами сказать какая соль бывает? (морская, крупная, мелкая). Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью. Давайте коллеги проголосуем. Кто за проведение опытов, кто против. (голоса пощитаны) Тогда приступим. Воспитатель выполняет роль главного учёного.
1. опыт : Возьмите стаканчики с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Какая она на вкус? (соленая).
2. опыт : Насыпьте немного соли в разеточку. Подскажите коллеги, вы соль насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая (сыпучая, рассыпчатая).
3. опыт : Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её? (соли много, воды мало).
4. опыт : Предлагаю вам взять баночку с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете какой стал вкус у воды? (солёная).
Уважаемые коллеги, мы так много провели опытов, предлагаю повторить, что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды). Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть).
Физминутка
Мы шагаем по дорожке, раз, два, раз, два.
Дружно поднимаем ножки, раз, два, раз, два.
А теперь мы все потопаем, потопаем,
И ещё разок потопаем, потопаем.
Стройными, здоровыми все хотим мы стать.
Добрыми и сильными, чтоб весь мир обнять.
Обратная связь на высказывание детей
Если дети отвечают неверно:
-Интересный вариант!
-Кто еще как думает?
Если дети отвечают правильно:
-Точно!
-Именно так! Как здорово, что ты это знаешь!
-Согласна, это важно! А еще?
- Здорово! Интересно! Как необычно! Вот это да! Отличная мысль!
- Ты запомнил! Очень хорошо!
- Ты уверенно провёл опыт. Здорово!
3 этап: способствуем реализации детского замысла
На экране фильм, воспитатель выступает в роли диктора.
А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте.
Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.
Вы не против самим убедиться в правдивости истории мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Предлагаю сделать вывод: Какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело).
Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? (поролон). Давайте подумаем какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду).
Мы с вами уже знаем, что когда соль растворяется в воде, вода становится соленой. Значит, поролон впитал какую воду? (соленую).
Обратная связь на высказывание детей
-Это будет чудесно!
-Думаю, вы справились здорово!
-Какие вы халатах! Как настоящие учёные!
-Я горжусь своими коллегами!
-Ты внимательно слушал!
4 этап: способствуем проведению детской рефлексии по итогам деятельности
-Помните, для чего мы проводили опыты?
-Ну, что скажете, у нас получилось? (да, было интересно, необычно.)
-Как справлялись с работой. что получилось, что нет? Какие трудности испытывали? А трудно было проводить самостоятельно опыты? Вы будете применять полученные знания в обычной жизни? Кому и что вы расскажете о нашей лаборатории? О каких новых свойствах соли вы узнали?
-Вы хотели бы ещё раз вернуться в лабораторию?
-Приглашаю всех учёных на коллективное фото!
-Я так рада, что у нас все получилось!
-Молодцы!