Лучший педагог года

«Различение на письме гласных А-Я в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях». Коррекционно-педагогическое занятие

Ермакова Сунита Сергеевна
«Различение на письме гласных А-Я в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях». Коррекционно-педагогическое занятие
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Различение на письме гласных А-Я в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: учить различать буквы А-Я на слух и на письме.

Задачи:

• Совершенствовать знания о гласных первого ряда и образовании гласных второго ряда;

• Учить различать твёрдые и мягкие согласные перед гласными А-Я;

• Учить дифференцировать буквы А-Я на слух и на письме на уровне слогов, слов, словосочетаний и предложений;

• Закреплять знания о механизме написания букв "а" и "я", их графических особенностях;

• развивать слуховое внимания, фонематическое восприятие;

Темочки:

• закреплять навык звукового анализа и синтеза;

Оборудование: билеты в цирк, схемы-модели «Гласные звуки», изображения печатных и прописных букв А и Я, игра «БИМ И БОМ», мяч, цветные изображения работников цирка (клоуны, обезьяна Янв, фокусник, слоненок Дамбо, предментные цветные изображения для звукового анализа (шляпа, бант, змея, заяц, флажок, шарф, мячик, обезьяна, лягушка, кегля, шкатулка, предметные цветные изображения для работы со словосочетаниями (заяц, мишка, зебра, лиса, лягушка, змея, игра «Шарики», два конверта с заданиями, сигнальные карточки зеленого и красного цвета, наклейки, конфеты.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришла гостья, давайте с ней поделимся хорошим настроением и улыбнемся.

- По дороге в школу, мне передали письмо, сказали, что оно для 2 класса. Но велено было открыть и зачитать письмо только в личном присутствии учеников, так как оно очень важное и секретное. Готовы узнать, что там? (Логопед вскрывает конверт и зачитывает письмо)

«Здравствуйте, ребята! Пишет вам уже совсем отчаявшийся директор цирка. Раньше мы славились выступлениями по всему миру, нас любили взрослые и дети, но в последнее время дела у нас не ладятся. Люди совсем перестали к нам ходить, а все из – за того, что в цирке стали происходить какие-то странные вещи: то у жонглёров шары падают, то клоуны все свои вещи для выступления перепутают, то медведь с велосипеда валится. Вы моя последняя надежда, чтобы навести тут порядок. Поможете? Отправляю вам билеты в наш цирк, без них вас не пустят. Надеюсь, вы сможете вернуть нам былую славу»

- Ребята поможем цирку вернуть былую славу? Для этого нужно будет выполнить список заданий, который оставил для нас директор труппы. (Логопед раздает детям билеты в цирк)

(Приложение 1)

- Первое задание – это вспомнить то, что мы уже знаем и помочь клоунам Биму и Бому.

2. Основная часть

2.1 Актуализация знаний

- Давайте с вами вспомним, на какие две большие группы делятся все звуки русского языка? (Гласные и согласные звуки)

- Чем отличаются звуки от букв?

- Сколько всего гласных букв? (Десять) А звуков? (Шесть)

- Хорошо. Посмотрите на таблицу гласных. Сколько в ней рядов? (2 ряда гласных)

(Приложение 2)

- Посмотрите, каким цветом обозначены звуки первого ряда? (Красным)

- Какими цветами обозначены гласные второго ряда? (Зеленым и красным)

- Объясните, почему гласные 2-го ряда обозначены двумя цветами? (Потому что они могут обозначать 2 звука)

- Верно, гласные второго ряда образуются при помощи [й] и гласных первого ряда. Но эти гласные обозначают 2 звука только в тех случаях, если стоят в начале слова, если стоят после гласных и если стоят после -ь- и –ъ-. (Логопед демонстрирует карточки с записями на доске)

(Приложение 3)

- Что делают гласные 1-го ряда с согласным звуком, который стоит перед ними? (Оставляют твёрдыми)

- А что делают гласные 2-го ряда? (Смягчают)

- Верно, теперь вы готовы помочь Биму и Бому.

- У них незадача, они не могут поделить шары. Как же быть нашим гостям - клоунам? Давайте мы им поможем.

- Произнесите имя первого клоуна.

- Первый звук в имени какой? (БЬ)

- Он твердый или мягкий? С помощью какого звука и буквы он стал мягким? (И)

- Это гласный какого ряда? (2)

- Произнесите имя второго клоуна. Первый звук в имени какой? (Б) Он твердый или мягкий? (Твердый)

- Какой гласный звук сохраняет твердость согласного? (О)

- Это гласным первого или второго ряда? (1)

- Кому какой шарик достается? (Биму достается второй шарик, так как указывает на гласный 2-го ряда, а Бому – 1-й шарик.

(Приложение 4)

- Ребята, клоун Бом принес вам правую перчатку и попросил украсить её гласными I ряда. А Клоун Бим принес вам левую перчатку. Ее нужно украсить гласными II ряда.

- Вот мы и украсили перчатки клоунов. Назовите еще раз гласные буквы I ряда, а затем гласные II ряда.

(Приложение 5)

2.2 Введение в тему занятия

- Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия, нам нужно познакомиться со следующим работником цирка. Чтобы узнать, кто он, отгадайте загадку:

Вмиг на пальму заберётся,

Хвать кокос, назад вернётся.

Рожи корчит, смех берёт,

Знает, как развлечь народ.

Скачет по деревьям ловко,

Хитрая, аж жуть, плутовка.

Всё отдаст вам за бананы,

Любит есть их… (Обезьяна)

(На доску вывешивается изображение обезьяны) (Приложение 6)

- Правильно! Это обезьяна, а зовут её Яна. Все в цирке зовут её обезьяной с волшебным именем. Как думаете почему её имя волшебное?

- Не знаете? А попробуйте прочитать её имя наоборот. (Аня)

- Верно! Оно волшебное, потому что читается в любом направлении.

- Назовите 1-ю гласную в её имени. (Я)

- А теперь последнюю. (А)

- Верно! Сегодня мы будем работать с буквами А, Я и звуками, которые они обозначают. (На доску вывешивается тема в виде изображения)

(Приложение 7)

- Посмотрите на нашу табличку гласных звуков и определите, к какому ряду относятся гласные А-Я? (А- относится к первому ряду, Я- ко второму)

- Мы с вами в начале занятия сказали, что гласные 2-го ряда могут обозначать 1 и 2 звука. Какими звуками может обозначаться гласная Я? (Й+А и А)

- Давайте с вами определим, сколько звуков обозначает буква Я в словах Аня и Яна. (В слове Аня 1 звук, в слове Яна 2 звука)

- Молодцы!

2.3. Зрительный анализ букв А и Я. Сравнение гласных А-Я по артикуляции, установление сходства и различия.

(На доске вывешиваются строчные и заглавные прописные буквы А-Я.)

(Приложение 8)

– Посмотрите на букву «а». Из каких элементов состоит большая буква «А»? (Буква «А» состоит из палочки а и 2 крючков) Из каких элементов состоит маленькая буква «а»? (Буква «а» состоит из овала и крючка, которая расположена справа от овала)

– А буква «я»? (Буква «я» состоит из кружка и элемента, который расположен справа от кружка, и элемента, который идет вниз)

– Значит, чем же похожи буквы «а» и «я»? (В обеих буквах есть элемент – крючок)

– Чем различаются эти буквы?

– А теперь давайте напишем рукописные строчные буквы «а» и «я» в воздухе.

(Дети пишут в воздухе рукописные строчные буквы «а» и «я»).

- Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число. Пропишите строчку букв А,а и строчку букв Я,я.

- Возьмите каждый своё зеркало и произнесите чётко и ясно звук [а], обратите внимание на положение губ, зубов, языка при произношении (рот широко раскрыт, губы в спокойном положении, между зубами большое расстояние, язык внизу, его кончик чуть отведён вниз, к нижнему нёбу, назад, воздушная струя свободно проходит через рот).

- А теперь произнесите звуки, которые на письме обозначаются буквой «я» [йа] и также обратите внимание на положение губ, языка.

- При произнесении звука [йа]: губы в спокойном положении; зубы на расстоянии 1-1,5 см; наш язычок сначала находится наверху, на «потолочке», а затем резко уходит вниз и лежит спокойно у нижних зубов, боковые края языка слегка касаются нижних боковых зубов.

- Какую гласную А или Я легче произнести?

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: Артикуляция звуков [а] и [йа] похожа.

2.4. Дифференциация букв А-Я на уровне слога.

- Ребята, следующий, кому мы должны помочь, это жонглер. У него, как бы он не старался, разлетаются все мячики. Давайте поможем ему заново научится подбрасывать и ловить мяч.

- Встаньте все в круг. Я вам буду бросать мяч и говорить слог с гласной А, либо Я, а вы мне возвращать мяч и называть слог с парной гласной. Например, я говорю СА, а вы СЯ. Понятно?

МА – МЯ РА – РЯ

ЛЯ – ЛА ПЯ – ПА

КА – КЯ СА – СЯ

НЯ – НА БЯ – БА

- А теперь меняйте гласный звук в словах.

МАЛ – МЯЛ

РЯД – РАД

ЗАВЯЛ – ЗАВАЛ

МАТЬ – МЯТЬ

ПЯЛЬЦЫ – ПАЛЬЦЫ

ФЛЯГИ – ФЛАГИ

- Молодцы! Теперь жонглёр снова готов удивлять публику!

2.5. Развитие звукового анализа.

- Работники цирка навели жуткий беспорядок в своих гримёрках, после выступлений не убирали реквизит на место, из – за этого все вещи перепутались. Поможем им вернуть все на свои места? Для этого нужно все предметы распределить в три столбика. В 1-й столбик разместите картинки, в словах которых есть только звук А, во 2-й- в словах которых есть звуки А и Я, в 3-й – в словах которых есть только звук Я.

(Дети распределяют картинки по столбикам на доске)

Слова: шляпа, бант, змея, заяц, флажок, шарф, мячик, обезьяна, лягушка, кегля.

(Приложение 9)

А А-Я Я

- Молодцы! Теперь в цирке снова царит порядок и спокойствие.

2.6. Дифференциация букв А-Я на уровне слова.

- Ребята, фокусник не справился с волшебной палочкой и наколдовал всяких небылиц. (На доске появляется изображение фокусника)

(Приложение 10)

- Наши слова он тоже заколдовал. Если мы их расколдуем, то поможем ему вернуть все как было.

- Сейчас вы по очереди будете подходить к зачарованной шкатулке и тянуть оттуда слово. Вам нужно зачитать заколдованное слово и понять, что с ним не так.

Слова: ШКОЛЯ МЯЛЬЧИК ТРАПКА

ТЕТРЯДЬ ШКЯФ НАНА

ГРАЗНО КЛЯСС ФЕА

- Вот и помогли мы фокуснику снова научиться творить магию.

2.7. Дифференциация букв А-Я на уровне словосочетания.

- Мы с вами познакомились уже с некоторыми участниками цирка. Хотите узнать, кто ещё там выступает? Для этого нам нужно вставить в слова в пропущенные буквы и соединить слова из правого столбика со словами из левого столбика. Разделитесь на 2 команды.

(Каждой команде дается конверт с 3 словосочетаниями и картинками к ним. Дети в группах делают задания, затем знакомят другую команду со своими животными)

КОСОЛАПЫЙ ЗА___Ц

ПОЛОСАТАЯ МИШК___

ТРУСЛИВЫЙ ЗЕБР___

БОЛОТНАЯ ЛИС___

ХИТРАЯ Л___ГУШКА

ЯДОВИТАЯ ЗМЕ___

(Приложение 11)

- Вот мы и познакомились почти со всеми работниками цирками. Остался последний, но не по значимости участник труппы.

2.8. Дифференциация букв А-Я на уровне предложения.

- Это слонёнок Дамбо. (На доску вывешивается изображение) (Приложение 12)

- Он растерял все свои шарики, с которыми выступает. Давайте поможем ему их вернуть. Для этого нужно шарики спустить на свои места в предложениях. (Приложение 13)

- Запишите предложение на выбор в тетрадь. Подчеркните согласные звуки перед гласными А-Я либо зеленым, либо синим карандашом.

3. Заключительная часть занятия. Рефлексия

- Наше занятие подходит к концу, мы помогли цирку вернуть любовь зрителей. Давайте с вами повторим все, что мы сегодня вспомнили и узнали. Для этого сыграем в игру «Правда или ложь». Я буду говорить вам утверждение, если вы с ним согласны, то поднимаете зеленую карточку, если нет, то синюю. Готовы?

• В русском языке 6 гласных букв

• Гласные звуки делятся на гласные первого и второго ряда

• Гласные буквы о, а, у, ы, э указывают на мягкость предыдущего согласного

• Гласные буквы е, ё, и, ю, я указывают на мягкость предыдущего согласного

• Буква Я может обозначать 2 звука

• Буква а обозначает гласный звук [а] и указывает на твердость предыдущего согласного

• Буква я обозначает гласный звук [я] и указывает на твердость предыдущего согласного

- Ребята, а теперь оцените свою работу на занятии. Если вам все понравилось, задания были понятные и у вас не было никаких трудностей, то повесьте свой билетик (который был дан в начале занятия) на картинку веселого клоуна. Если у вас возникали какие-либо сложности, или что-то было непонятно, то повесьте свой билетик на грустного клоуна. (Приложение 14)

- Директор цирка очень рад, что вам удалось ему помочь. Он решил вас отблагодарить. Фокусник наколдовал свой последний на сегодня фокус, который благодаря вам на этот раз получился. Подойдите к расколдованной шкатулке и возьмите оттуда свой подарок. (Дети достают из шкатулки наклейки и конфеты «Самый умный»)

- Спасибо вам большое за занятие. Попрощайтесь с нашей гостьей.

- До свидания!

Публикации по теме:

Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях «Путешествие на чудный остров» Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности: Автоматизация звука Л в слогах, словах и предложениях «Путешествие.

Игровое упражнение «Допиши слова, или Гусеница-буквоедка» для автоматизации звука [Л] в слогах, словах и предложенияхИгровое упражнение «Допиши слова, или Гусеница-буквоедка» для автоматизации звука [Л] в слогах, словах и предложениях Предлагаю вашему вниманию игровой печатный материал, который использую с младшими школьниками на этапе автоматизации звука [Л] в тех словах,.

Индивидуальное логопедическое занятие «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах» Конспект индивидуального занятия. Тема: Звук Ш Этап: Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах Задачи: 1. Развивать артикуляционную моторику.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Различение на письме гласных А-Я в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях». Коррекционно-педагогическое занятие
Опубликовано: 20 февраля 2025 в 17:08
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Различение на письме гласных А-Я в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях». Коррекционно-педагогическое занятие» (включая файлы) размещена пользователем Ермакова Сунита Сергеевна (УИ 2761412) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 февраля 2025 суббота
Президент подписал закон о ратификации Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и ДНР
23 февраля 2025 воскресенье



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД