Литвинова Марина
Конспект опытно-экспериментальной работы по ознакомлению детей с воздухом в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с явлениями неживой природы: воздухом, его свойствами. Объяснить, что ветер – это движение воздуха, что все живые существа дышат воздухом. Показать, что воздух есть вокруг нас, в земле, в воде, в предметах нас окружающих. Без воздуха нет жизни.
Продолжать пополнять словарный запас у детей. Учить находить слова – определения, составлять из двух простых слов – одно сложное.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной работы по ознакомлению детей с воздухом в старшей группе» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Учить детей анализировать опытную работу, делать соответствующие выводы, находить взаимосвязи в природе.
Воспитывать бережное отношение к природе, сохранять чистоту воздуха. Знать влияние воздуха на жизнедеятельность живых организмов.
Предшествующая работа : Неоднократное наблюдение за воздушными массами на прогулке, игры с ветром, чтение сказки «Кто главнее?», рассказ воспитателя о том, каким бывает ветер, какую службу он несет у человека.
Оборудование: У воспитателя: вентилятор, тазик с водой, камушки, комочки земли, кусочки материи, дезодорант, набор пахучих веществ или продуктов для игры «Угадай по запаху».
У детей : тазики с водой, кубики, целлофановые пакеты, соломинки, стаканчики с кипяченой водой.
Ход занятия: Воспитатель: - Дети, посмотрите вокруг себя и скажите, что вы видите? (дети перечисляют).
- В этой комнате есть что – то, чего мы не видим, но ощущаем и без чего не можем жить. Как вы думаете, что это? (воздух).
- Скажите, какого он цвета? (добивается слова «бесцветный»).
- Возьмите воздух в рот, попробуйте его на вкус. Какого он вкуса?
- Понюхайте его. Есть ли у воздуха запах?
- Скажите, а как вы узнаете, что скоро в садике будет обед? (вкусно пахнет).
Воспитатель достает дезодорант и распыляет его. Предлагает детям понюхать воздух. Пахнет ли воздух?
- Правильно ребята. Сам воздух не имеет запаха, но в нем очень хорошо распространяются пахучие вещества, поэтому мы хорошо чувствуем запах пищи, цветов, дыма. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай по запаху». (Детям предлагаются различные пахучие вещества или пища и они определяют ее).
- А как вы думаете, имеет ли воздух вес?
- Возьмите воздух в ладошки и подержите его. Тяжело вам его держать? Воспитатель предлагает детям два пакета: один пустой другой наполненный воздухом. – Что тяжелее?
Вместе с детьми делает вывод: воздух имеет вес, но очень маленький.
- А хотите вы услышать воздух?
Воспитатель надувает резиновый шарик и выпускает потом из него воздух.
- Скажите, а где вы часто слышите воздух? (На улице ветер дует, деревья шелестят и. т. д.).
- А как вы думаете, что такое ветер? (сильный поток воздуха).
- Давайте сделаем свой ветер. Помашите руками по направлению к лицу. Что вы чувствуете? Ваш ветер сильный или нет?
- А сейчас я сделаю свой ветер, (включает вентилятор). Что вы чувствуете? Одинаков ли по силе ваш ветер и мой? А на улице ветер бывает одинаковой силы или нет?
- Как называют люди ветер различной силы? (ураган, буря, буран и т. д.).
- А сейчас мы с вами сами надуем большой – большой пузырь. Проводится физкультминутка – игра «Пузырь».
- Вот мы с вами говорили, что воздух невидимый, но все – таки его можно увидеть. Проводит опыт с целлофановым пакетом и кубиками (см. описание в книге Подъякова «Умственное воспитание в д. /саду»).
Вместе с детьми делает вывод, что в первой и во втором опытах мешочек раздулся : в первом случае от того, что в него наложили кубики, а во втором, что его надули.
- Ребята, воздух находится не только вокруг нас, но и во многих предметах которые нас окружают. Сейчас я вам это докажу.
Проводится следующий опыт : в тазик с водой опускается губка – из нее выделяются пузырьки воздуха, тоже самое проделывается с тряпочкой, деревянным кубиком, мехом, железной ложкой, камнем.
Вывод – в очень твердых предметах таких, как железо, камень воздуха нет, а в легких, пористых есть.
- Ребята, а зачем рыбкам в аквариум подается воздух?
- Бросьте в воду кусочек земли. Что вы видите? Зачем нужен воздух в земле?
- А сейчас зажмите ручками свои носы и рты. (После выполнения задания, воспитатель спрашивает: - Как вы себя чувствовали без воздуха?
- Еще раз подумайте и скажите, зачем же нужен воздух? (для того, чтобы дышать людям, птицам, рыбам, растениям, то есть воздух нужен для всего живого на земле.
- Скажите, а еще, где помогает воздух человеку? Где его используют? (для дыхания больным – кислород, в зубных кабинетах, сварщик тоже использует в своей работе кислород, на заводах и фабриках потоком холодного воздуха охлаждают станки, на ветряных мельницах мелят муку, в парикмахерских горячий воздух сушит волосы, ветер движет на воде яхты, различные парусные лодки и. т. д.
- Ребята, скажите любой воздух и чистый и грязный полезен живым организмам или нет?
- А что можете сделать вы сейчас или когда вырастите большими, чтобы воздух на нашей Земле оставался чистым и здоровым? (высаживать зеленые деревья – они очищают воздух, не жечь вблизи жилых домов костров, строить заводы фабрики за городом, чтобы их трубы не загрязняли воздух, изобрести новые машины, которые не загрязняют воздух выхлопными газами).
- Вот видите сколько много мы можем с вами сделать, чтобы сохранить чистым наш воздух. Ведь без воздуха мы не сможем дышать. И еще воздух вокруг Земли защищает нас от сильных солнечных лучей, если бы не было бы этой защитной оболочки, мы бы сгорели. Так давайте беречь чистоту, так необходимого, нужного нам воздуха!