Елена Лилло
Конспект организованной деятельности для детей средней группы «Онежская капелька»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной деятельности для детей средней группы
Конспект организованной деятельности
для детей средней группы
«Онежская капелька»
Автор:
Лилло Елена Александровна
воспитатель высшая квалификационная категория
Пояснительная записка.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Обостренное внимание к экологическим проблемам водных ресурсов, от решения которых зависит будущее каждого человека, стало причиной, побудившей формировать у до-школьников представление о значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимо-зависимости. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости этого, не раскроем всей проблемы. Целью нашего занятия является воспитание бережного отношения к пресной воде. В ходе занятия происходит знакомство с круговоротом воды и как необходимо беречь воду и для чего. Данная тема позволяет расширить представления детей о воде, о ее ценности и пользе; ознакомить с процессом экономии воды; развивать умение наблюдать, сравнивать, подводить итоги.
Тема: «Онежская капелька»
Рекомендуемый возраст: 4-5 лет
Цель:
Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.
Задачи:
-Формирование знаний о способах сбережения воды изо дня в день дома, в детском саду и на природе.
-Развитие умственной активности и познавательных интересов детей, самостоятельности и самодеятельности, творческого воображения, зрительного и слухового восприятия, внимание.
-Воспитание бережного отношения к воде.
Оборудование:
Глобус.
Картинка-фон «круговорот воды в природе», цветные силуэтные картинки солнца, капельки, тучи. Картинка кому нужна вода.
Ведро. Кувшин.
Термос с кипятком. Зеркальца.
Аудиозаписи и картинки: «Ручей», «Море», «Водопад», «Дождь», музыка-фон для рисования и динамической паузы.
Водные раскраски, кисти, неразливайки с водой.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Два ручья».
Рисование в технике «по-мокрому»
Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море).
Рассматривание фотографий с изображением рек и озер города Петрозаводска.
Сценарий совместной организованной деятельности с детьми:
Сюрпризный момент
В: Ребятки, закройте глаза и приготовьтесь познакомиться с главным героем нашего занятия (Звучит тихая музыка, вносится капелька, на ней одета сумочка, в которой лежат бумажные капельки).
В: Ребятки, кто же это?
Жила она в туче,
А туча — плакуча.
Когда заревёт,
Она вниз упадёт.
Ответы детей
В: Правильно ребята, это капелька! Но не простая капелька, а Онежская капелька, которая прилетела к нам из Онежского озера города Петрозаводска. Сегодня она поиграет с нами, и научит нас новому и интересному.
Далее по ходу занятия каждую капельку один из детей кладет в пустой графин.
1. Капелька бережливая
В: Давайте посмотрим, что же принесла для нас Онежская капелька. Достаем первую капельку из сумочки.
Капелька первая — капелька бережливая. Она принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса). Знаком ли вам этот предмет? Как он называется?
Д: Ответ детей
В: Правильно! Это глобус — так выглядит наша планета Земля, уменьшенная во много-много раз. Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как, по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит, какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.
Не соленой — пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Сейчас мы пойдем в умывальную комнату и подготовим все для эксперимента «Берегите воду».
Эксперимент «Берегите воду»
Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.
Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.
Кладём «бережливую капельку» в графин
Физкультминутка «Капельки»
Раз, два, три, четыре, пять любят капельки играть.
Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг, мы плечами чик, чик
Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали
Руки кверху все подняли
Раз, два, раз, два (хлопают в ладоши)
Вот и кончилась игра.
2. Капелька ученая
В: Ребятки давайте посмотрим, что же ещё лежит в сумочки. Достаём вторую капельку. Это же ученая капелька, она хочет познакомить вас с тем, как вода путешествует.
Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»
В: Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Ответы детей
В: Правильно! Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажет вам ученая капелька.
В: Положите перед собой картинки. Возьмите капельку и положите ее в реку.
Каждый день восходит на небе солнце. Положите на картинку солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Вот в этот термос я налила подогретую воду. Давайте откроем крышку и посмотрим, что происходит с нагретой водой.
Воспитатель открывает термос, из него поднимается пар.
Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.
Термос закрывается.
Вот так и наша капелька нагрелась и поднялась вверх в виде пара. Переместите капельку на небо и положите на облако.
На небе капелька остыла. Потому что, чем выше от земли, тем холоднее становится воздух.
Давайте еще раз откроем термос и приложим к выходящему из него пару зеркало. Дадим остыть. Посмотрите, во что превратился пар, попавший на зеркало, после того, как остыл? В воду.
Вот и на картинке, остывшая капелька снова стала водой. А ведь она не одна попала на небо — с ней еще много ее сестер-капелек. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Накройте облако тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого наша капелька вместе со своими сестрами упала на землю. Переместите капельку на землю.
Капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря.
Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваюсь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается — круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе».
3. Капелька живительная
Есть такая поговорка: «Где вода — там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.
Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать? Завянут и погибнут. А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол? Комната станет грязной. А если мы перестанем мыть руки? Можем заболеть от грязных рук. А если человек не будет пить, то не сможет прожить без воды больше трех дней.
Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Вы запомнили поговорку? «Где вода -там жизнь!»
4. Капелька художница
Вы уже рисовали акварелью — водяной краской, рисовали в технике «по мокрому». А сегодня вы порисуете вообще без краски — обычной водой закрасите волшебные картинки. А волшебные они потому, что от обычной воды станут цветными.
Рисование водой
Дети закрашивают мокрой кистью водную раскраску.
В: А сейчас капелька бережливая напоминает нам, что пора посмотреть, много ли воды набралось в ведерке? Посмотрите, из маленьких капелек набралось целое ведро воды. Вот сколько воды пропало бы зря.
Конечно, эта вода в ведре не пропадет. Для чего ее можно использовать? Предлагайте. Для полива комнатных растений, отдать няне для уборки или мытья посуды, использовать для рисования.
Воду нужно охранять, уважать, оберегать
И водой, запомни друг, нам нельзя пренебрегать.
Чистой быть должна вода
Без сомнения всегда!
Дегустация чистой воды.
Пока дети разглядывали ведро с набежавшей водой, графин с капельками меняют на графин с чистой питьевой водой. Детям предлагается попить воды.
1. занятие №2 Свойства воды экспериментирование
2. Занятие №3 знакомство с очистительными сооружениями