Ирина Подлесная
Конспект ООД «Звук [И], обозначаемый буквой И»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Звуки [И], обозначаемый буквой И»
Цель: -знакомство со звуком И;
-правильная его артикуляция;
- работать над развитием дыхания, голоса;
-звуковой анализ ряда из трех гласных; воспроизведение звуковых рядов из трех гласных;
- упражнение в употреблении И. п. мн. числа существительных с окончаниями –и-, -а-;
- знакомство с буквой И;
- формировать и расширять у детей словарь по теме «Осень. Ягоды»;
- развитие памяти, внимания.
Публикация «Конспект ООД „Звук [И], обозначаемый буквой И“» размещена в разделах
- Буква И и звук [И]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
Оборудование: предметные картинки (ива, индюк, малина, бинт, калина, калитка, будильник, улитка, утюг, туфли, предметные картинки для упражнения в образовании И. п. мн. числа существительных, индивидуальные зеркала, тетради, карандаши, азбука.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Назвать слова, которые начинаются на звук А.
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Общее расслабление.
Мы хлопаем руками: хлоп-хлоп-хлоп.
Мы топаем ногами: топ-топ-топ.
Машем мы руками, киваем головой.
2. Развитие общей моторики.
Листья осенние тихо кружатся,
Листья под ноги нам тихо ложатся,
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят
3. Развитие мелкой моторики.
На березе, на осине догорели листья…
Дунул ветер. и рябина уронила кисти…
Дождик моет желтый луг ржавый и шершавый
И земля вздыхает:
-Уф. Отдохну, пожалуй (В. Фетисов)
4. Развитие мимических мышц.
- Улыбнулись.
- Огорчились.
- Удивились.
- Рассердились.
5. Развитие артикуляционной моторики. Упражнения:
- для челюсти: попеременное открывание, закрывание рта;
- для губ: «бублик» - «трубочка», «воздушный поцелуй», беззвучная артикуляция звуков А,У;
- для языка (покусывание – дя-дя-дя, расслабление – тя-тя-тя).
6. Работа по развитию дыхания и голоса.
-упражнение «Бабочки» (дети дуют на бабочек, чтобы они летали);
-упражнение «Листики» (дети сдувают с ладони листики)
-голосовые упражнения. (Ау, ау, аукаем: Осень разноцветную приаукиваем)
III. Упражнения по развитию произношения и обучению грамоте.
1. Сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком.
Всех на свете обшивает,
Что сошьет – не надевает. (Иголка)
Назовите первый звук в этом слове (И).
Произношение звука И перед зеркалом, объяснить артикуляцию звука И
-губки в «улыбке»
-зубки сближены, но не сомкнуты;
-язычок лежит во рту, его края касаются коренных зубов;
-горлышко «работает» (рука ребенка на горлышке)
Характеристика звука И.
Звук И – гласный, воздух выходит свободно через рот, не встречая преграды, поется,а для его обозначения используется красная фишка.
2. Развитие фонематического слуха.
Отобрать и назвать картинки со звуком И в середине слова.
3. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях и текстах.
-выделение звука И из ряда гласных звуков, из слогового ряда, из слов (игра «Хлопни в ладошки, когда услышишь звук И»).
- определение места звука в названии картинок, выставленных на доске;
- игра «Волшебный паровоз» (картинки в которых есть звук И в начале, в середине, в конце)
4. Выучить чистоговорку.
И-и-и – ротик к ушкам растяни,
И-и-и – хорошо сиди,
И-и-и – песенку тяни.
IV. Физкультминутка.
Девочки и мальчики
Прыгают, как зайчики,
Ножками топают,
Ручками хлопают,
Головками кивают
И тихо приседают.
V. Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.
Дидактическое упражнение «Один-много» (образование множественного числа имен существительных).
Утюг – утюги, сапог – сапоги,
Носок –носки, паук – пауки,
Чулок – чулки, замок – замки,
Комок – комки, порог – пороги,
Дыня – дыни, муха – мухи,
Нога –ноги, мак – маки,
Последний звук в каждом из этих слов назовите, выделив его голосом. Где находится звук И в каждом слове? (в начале, в середине или в конце).
VI. Знакомство с буквой И
Буква И – как три иголки
Три иголки очень тонки.
На что похожа буква И? Рассматривание буквы, отыскивание в азбуке, раскрашивание буквы, выкладывание из семечек.
Игра «Найди и раскрась изучаемую букву»
VII. Итог и оценка работы детей.
С каким звуком мы сегодня познакомились? Какой это звук? С какой буквой
познакомились? Припомните чистоговорку.