Лунина Елена Викторовна
Конспект ОД в старшей подгруппе «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД в старшей группе «Хлеб — всему голова»
Цель: Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба.
Задачи:
Познавательное развитие:
Расширить знания детей об истории появления хлеба, как продукта питания, уточнить и закрепить представление детей o выращивании хлеба; o технике которая необходима для подготовки почвы, сбора урожая.
Публикация «Конспект ОД в старшей подгруппе „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
закрепить названия профессий людей, производящих хлеб.
Речевое развитие:
активизация и обогащение словаря: агроном, комбайн, остья, солома, жатва, элеватор, хлебобулочные изделия.
продолжать учить детей понимать значение и мудрость народной пословицы Социально – коммуникативное развитие:
продолжать прививать детям бережное отношение к хлебу.
Предварительная работа: чтение стихов, загадок, пословиц, поговорок, чистоговорок о хлебе, знакомство с разновидностями зерновых культур, хлебобулочных изделий, беседа о сборе урожая хлеба; рассматривание иллюстраций; чтение литературных произведений по теме; заучивание пословиц, рассматривание иллюстраций колосьев пшеницы.
Художественное слово: Б. Вторушин «Посылка», С. Погореловский «Хлеб душистый», загадки и пословицы о хлебе.
Оборудование: иллюстрации «Как хлеб к нам на стол пришел», разновидности хлеба и хлебобулочных изделий, колосья пшеницы, ячменя и ржи, лэпбук по теме недели «От зернышка до булочки».
Методы и приемы:
1. Практические: сравнение злаков пшеницы и ржи (по иллюстрациям).
2. Наглядные: рассматривание иллюстраций «Как хлеб к нам на стол пришёл».
3. Словесные: загадывание загадок, прослушивание стихов, словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.
Дети вместе с воспитателем стоят полукругом.
Сели на стульчики
Сегодня мы с вами побеседуем, а о чём попробуйте догадаться (загадка на карточке) :
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Дети: Хлеб.
Воспитатель: Да, верно, мы с вами поговорим именно о нем. Каждый день мы едим хлеб, но редко кому приходит в голову мысль о том, что дается он человеку ценой больших усилий. А вот каким он может быть еще, вы мне и расскажете.
Дидактическая игра «Какой хлеб?»
Подбор определений к существительному. (Дети сидят на стульчиках, передают друг другу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, черствый, белый, горячий, витаминный, воздушный, ароматный, белый, чёрный, вкусный)
Воспитатель: Хлеб главный и ценный продукт. Он составляет основу всего питания человека. Хлеб бывает разный, но он обязательно полезный и вкусный. В хлебе содержится витамин В, который укрепляет нервную систему, память, улучшает пищеварение. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел? (дома на столе появился)
Дети: Хлеб покупают в магазине.
Воспитатель: Сегодня мы узнаем, как он попал в магазин? Но сначала, скажите мне, кто знает, из чего делают хлеб?
Дети: Его пекут из муки.
Воспитатель: А что такое мука, из чего её получают?
Дети: Муку получают из зёрен.
Воспитатель: Правильно, из зёрен. Давайте проследим путь зёрнышка до хлеба.
Воспитатель:
1 картинка Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной в поле выходит трактор. Кто ведет его …
Дети: Управляет трактором тракторист.
Воспитатель: Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. Поле вспахано, комья большие, крупные, а зёрнышки маленькие, им неуютно там будет. Что нужно сделать с землёй?
Дети: В земле нужно разбить комки, разрыхлить, размять её.
Воспитатель:
2 картинка Землю рыхлят бороной. Её можно сравнить с большой железной расчёской, которая разбивает комья. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки. Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся, и красавцем обернулся.
Воспитатель:
3 картинка Все лето созревают зёрна в колосьях. За будущим урожаем тщательно следит агроном (дети повторяют слово хором и индивидуально, он следит за здоровьем растений, оберегает их от вредителей. Ну вот, зёрна созрели в колосьях. Поле в это время очень красивое.
4 картинка
Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). И на поле выходят другие машины – комбайны. Кто работает на комбайне?
Дети: На комбайне работает комбайнёр.
Воспитатель: Что же делает комбайн?
Дети: Он собирает колосья.
Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайна сходят большие желтые копны обмолоченной соломы.
5 картинка Далее машины везут зерно на элеваторы для хранения зерна.
Давайте представим, что мы с вами на машине везём зерно на элеватор. Дети встают перед стульчиками, рулят.
Воспитатель: на элеваторе сушат, сортируют и хранят зерно. Как вы думаете, куда везут зерно из элеваторов?
Дети: На мельницу.
Воспитатель:
6 картинка там зерно перемалывают в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети: На хлебозавод, пекарню.
Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе пекари сначала замешивают тесто.
Ребята, а кто из вас видел, как мама делает тесто?
Дети:
«Замесим тесто»
Ой, ладошки-ладушки.
Мы печём оладушки
/хлопки ладонями/
Замесили тесто,
Тесту мало места
/имитируют помешивание по кругу/
Тесто выпало на стол,
Тесто шлёпнулось на пол
/присели/
Тесто убежало
Начинай сначала.
/лёгкий бег на месте/
Воспитатель:
7 картинка Дома мы приготавливаем тесто в маленьких ёмкостях. А вот на хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской.
8 картинка И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь.
9 картинка Хлеб готов - пора его везти в магазины. А что еще пекут из муки кроме хлеба (в садике – булочки, песочные полоски, вафли, печенье, пряники) ?
Дети: Булочки, печенье, торты, пироги, сухари…
Воспитатель: А как все эти продукты называются одним словом?
Дети: Хлебобулочные изделия.
Давайте поиграем в игру «Узнай по вкусу» На тарелке лежит хлеб покрытый салфеткой разных сортов (ржаной хлеб, батон, пряник, сушка, печенье) Вызываю ребенка и кладу в рот кусочек хлебобулочного изделия.
Воспитатель: Чтобы на нашем столе всегда был свежий душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди разных профессий. Работа эта трудная тяжелая, поэтому к хлебу надо относиться бережно.
Хлеба к обеду в меру бери, Хлеб - наша ценность, им не сори!
Рефлексия
Игра «Своё место» Длинный путь хлеба от поля до нашего стола, давайте еще раз расскажем об этом. Возьмите карточки, они нам помогут правильно составить рассказ.
На карточках изображен труд хлеборобов :
Тракторист пашет землю.
Тракторист боронит и сеет.
Агроном проверяет колосья.
Комбайны жнут и обмолачивают хлеб.
Элеватор.
На мельнице перемалывают зёрна в муку.
Пекари замешивают тесто.
Пекари выпекают хлебобулочные изделия.
Хлеб на прилавках.
Воспитатель: Давайте-ка проверим, правильно ли вы определили последовательность.
Да не сразу стали зёрна
Хлебом, тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
1. Пришла горячая пора — пора больших забот.
2Рокочут в поле трактора, весенний сев идёт.
3. Вначале хлеб посеяли зерном,
Потом ростки взлелеял агроном.
4. Хлеб созрел.
В полях моторы песню жатвы завели,
В степь выводят комбайнёры
Полевые корабли.
5. Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошёл.
С поля даже в магазины
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машины
И спешит на элеватор.
6. Едет хлеб на мельницу,
Мельницу — чудесницу.
Там муку смололи из зерна
7На хлебозавод отправилась она.
8. Здесь пекарь постараться смог :
Такие булки вкусные испёк!
9. В булочной у нас баранки,
Булки, бублики, буханки.
Воспитатель:
-Почему ты занял первое место в цепочке?
-Что делает трактор на твоей карточке?
-Как агроном ухаживает за посевами?
-Как называется время уборки урожая?
-Что делают с зерном на элеваторе?
-Для чего нужна мельница?
-Что делают в пекарне?
- В чем выпекают хлеба?
- Что продают в магазине в отделе Хлеб и Кондитерская
Собрать иллюстрации.
Подведение итога:
Воспитатель: Спасибо за работу на занятии. Ребята, подойдите ко мне и возьмите звездочки. Зеленая - узнал что-то новое желтая – ничего нового не узнал. ( обсуждение: почему выбрал желтую звездочку? а что ты узнал нового)