Ксения Алехина
Конспект ОД в старшей группе с детьми с ТНР по ознакомлению детей с предметом старинного быта «Прялка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД в старшей группе с детьми с ТНР по ознакомлению детей с предметом старинного быта «прялка»
Программные задачи:
Образовательные:
Формировать представление детей о предмете старинного быта «прялке».
Побуждать детей к использованию в речи старинных слов, деталей прялки.
Закрепить представление о предметах домашней утвари.
Развивающие:
Развивать связную речь, обогащать словарный запас.
Развивать умение конструировать по схеме, наглядному образцу
Публикация «Конспект ОД в старшей группе с детьми с ТНР по ознакомлению детей с предметом старинного быта „Прялка“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа.
Формировать интерес и бережное отношение к музейным ценностям.
Интеграция образовательных областей:
Социально - коммуникативное развитие
• формирование умения понимать малые формы фольклора;
• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Познавательное развитие:
• развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
• развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений о предметах быта русского народа (печь, самовар, прялка и др.).
Речевое развитие включает:
• владение речью как средством общения и культуры;
• обогащение активного словаря;
• развитие связной, грамматической правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества;
• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
• становление эстетического отношения к музейным ценностям;
• реализацию самостоятельной конструктивной деятельности детей
Физическое развитие:
• овладение двигательным действиям в сопровождении художественного слова;
• становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
• становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами
Предварительная работа: беседа на тему «Русская изба», рассматривание иллюстраций с различными видами старинных народных жилищ с утварью и убранством, изучение старинных предметов быта русского народа.
Материалы и оборудование: Оформленный уголок в стиле русской избы: расписная бутафорская печь, посередине стол, на нем самовар, чугунки, плошки, деревянные ложки.
Ход занятия:
Вводная часть.
Воспитатель:
-Ребята, посмотрите, куда мы с вами пришли? (Ответы детей)
- Правильно, это русская изба. Давайте все вместе попробуем ее показать
Пальчиковая гимнастика «В домике»
Стол стоит на толстой ножке, (Ладонь в кулаке)
Рядом стульчик у окошка. (Ладонь за кулаком)
Два бочонка за столом, (Два кулака)
Вот какой я видел дом. (Крыша из ладоней)
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите внимательно вокруг, что вы видите в нашей избе? (печь, самовар, прялка и т. д.)
- А как вы думаете, для чего нужна печь? (в печи пекли пироги, хлеб, варили щи и кашу; чтобы погреться, чтоб было тепло и т. д.)
- Да, верно, это и отопление, и для приготовления пищи.
- А самовар? (он был вместо чайника)
- Верно!
Основная часть
Воспитатель:
- Посмотрите, ребята, здесь записка:
«Что за барышня такая?
В гребень шерсть она берет,
Тонкой ниточкой пушистой,
Потом пряжу отдает?»
(прялка)
- Для чего нужна была хозяйке прялка? (Чтобы прясть пряжу)
- Что делают из пряжи? (Ткань)
- Что делают из ткани? (Дети перечисляют)
- Где мы все это сейчас приобретаем? (В магазине)
- А в старину, когда не было магазинов, где все это брали? (Делали сами)
- Да, верно! В старину считалось, если есть прялка в доме, то семья была зажиточная (богатая)
- Почему, как вы думаете? (ответы детей)
- Где мы сейчас можем увидеть настоящую прялку? (В краеведческом музее)
- Мы можем ее потрогать? (Нет, в музее нужно рассматривать)
- Давайте рассмотрим прялку на нашей картинке.
- Какая она? (Деревянная)
- Что у нее есть, из каких частей состоит? (Дети повторяют слова за воспитателем)
- «Катушка-вертушка», она прикреплена на винт.
- «Колесо», по нему натягивается нить
- «Струна», это сама нить
- «Стояк», то на чем крепится колесо
- «Шатун», педалька, которая заставляет колесо вертеться
- «Подложка», опора для самой прялка устояла и не упала.
Двигательно-речевая разминка.
«Лен начесанный натрепем
(Наклоны вперед, пальцами обеих рук одновременно производятся почесывающие движения)
(Поочередно сжимаем и разжимаем кулачки)
И на лопасти закрепим,
(Кулак левой руки статичен. Правой рукой делаем круговое движение вокруг левого курочка и крутящее движение вправо сверху кулака, как бы запираем ключом.)
Колесо легко закрутим,
(Двумя руками, одновременно воспроизводим крутящие движения вытянутыми руками)
Нитку тонкую накрутим».
(Левой рукой, тянущим движением поднимаем кулачек вверх, а правой рукой от левой руки, щепотью, перебирающим движением мягко тянем в низ на полуприсяде)
Заключительная часть.
Воспитатель:
- Ребята, давайте мы с вами сделаем свою прялку, из нашего «волшебного» магнитного конструктора?
(Дети выполняют «прялку» по схеме)