Ольга Маринина
НОД по познавательному развитию с использованием краеведческого материала в старшей дошкольной группе «Прялка и веретено»
▼ Скачать + Заказать документы
НОД по познавательному развитию с использованием краеведческого материала в старшей дошкольной группе
«Прялка и веретено»
Подготовила и провела воспитатель Маринина Ольга Александровна
Интеграция образовательных областей:
Публикация «НОД по познавательному развитию с использованием краеведческого материала в старшей дошкольной группе „Прялка и веретено“» размещена в разделах
ОО «Познание» : познакомить детей с предметами крестьянского быта: прялкой и веретеном, с традициями времен прабабушек и прадедушек.
ОО «Коммуникация» : активизировать в речи слова: прялка, веретено, кудель.
ОО «Социализация» : привить интерес к культуре родного народа, народным традициям, обычаям гостеприимства, русскому фольклору, русским народным играм, способствовать проявлению радости, удовольствия от встречи с народной культурой.
ОО «Физкультура» : развивать двигательную активность.
ОО «Чтение художественной литературы» : вызвать желание самостоятельно исполнять знакомые инсценировки, обогащать словарь пословицами, поговорками, загадками.
Образовательная область «Музыка» : способствовать стремлению петь протяжно, чётко произносить слова.
Материал : аудиозапись с русской народной музыкой; прялки, веретенца; шерсть и шерстяные клубочки; лукошко.
Предварительная работа: знакомство с предметами быта, обычаями и традициями русского народа на предыдущих занятиях по теме «русская изба»; чтение русских народных сказок «Золотое веретено», пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр.
Ход НОД.
I.
Воспитатель: Сегодня на занятии мы будем старину вспоминать, чтобы традиции наших бабушек, прабабушек не забывать. Раньше в старину хозяйка, встречая гостей, говорила: «Рады гостям как хорошим вестям». А гости в ответ: «Мир и счастье вашему дому». Давайте вспомним эти добрые русские традиции и поприветствуем друг друга.
Дети: «Мы рады гостям как хорошим вестям» / Гости: «Мир и счастье вашему дому»/
II.
Воспитатель: Ну, что ж всех гостей и детей, я приглашаю к себе в горницу. Смотрите, я принесла бабушкино лукошко, а что там попробуйте отгадать. Загадка: Как повеяло зимой, Они всегда со мною. Согреют в стужу и в мороз. Мне не нужны карманы. /варежки/
- Что это? /варежки/. – Рассмотрите варежки, какие они? (теплые). - Когда их носят? (зимой). Значит они зимние. - Они сшиты или? (вязанные) - Из чего связаны? (из шерсти) - Какие домашние животные дают нам шерсть? (овцы, козы). – Кто из ваших родителей разводят овец?
- Ребята, подойдите к столу, возьмите и рассмотрите комочек шерсти. - Какая она? (мягкая, лёгкая, пушистая). - Возьмите чуть – чуть шерсти и подуйте на неё, может она лететь? - Значит, какая она? (лёгкая). - А теперь помните в руках шерсть, какая она? (мягкая). - Понюхайте шерсть. Чем пахнет? (овечкой) Воспитатель: Весной овец стригут, шерсть сначала замачивают, моют, и просушивают. Затем чистую шерсть расчёсывают специальными чесалками, чтобы она была мягкая, пушистая, и только потом из неё прядут нитки. Посмотрите, вот чесалки для шерсти. (показ, как шерсть чесать).
Хорошо вычесанную овечью шерсть, приготовленную для прядения нитей, называют - куделью. Слово «кудель» мы можем услышать в русских народных сказках. Каких? («Гуси-лебеди», «Спящая красавица»).
Воспитатель: Давайте попробуем из клочка шерсти ниточку получить. Делайте как я: смочите пальцы водой, затем растяните шерсть, чтобы не порвать, и скручивайте её. Видите, получается? Нитка короткая, прясть не удобно. Итак, из этой шерсти получается вот такая шерстяная нитка.
Игра «Клубочек» : Встанем все в кружок, передаем клубок ниток, при этом каждый говорит, что можно из этих шерстяных ниток связать. (варежки, носки, платье, кофту, шарф, шапку, одеяло и т п).
Дети присаживаются на стульчики.
III. Знакомство с прялкой.
Воспитатель: Для того чтобы научиться прясть, нужен навык и специальное приспособление. Раньше женщины пряли шерсть, пользуясь прялкой. ПРЯЛКА, как вы думаете, почему её так назвали? От какого слова? (прясть)
- Прялка – это предмет народного быта, это орудие труда, на котором пряли нитки. Вот эта прялка моей бабушки, на ней уже никто не прядёт. Это наша семейная реликвия.
- Что такое семейная реликвия? (то, что дорого для семьи, что передаётся по наследству, это память о ком то).
- Моя прялка представляет собой небольшой станок – на подставке закреплены колесо и бобина (веретено) соединённые ремнём. Колесо прялки приводится в движение ножной педалью. Непрерывный процесс прядения обеспечивает рогулька на переднем конце веретена, она скручивает нить, которая тут же наматывается на веретено. Такая прялка была не у каждой хозяйке. А сейчас её можно увидеть только в музее.
Подходите и попробуйте покрутить колесо прялки. Легко?
Воспитатель: Наши девочки тоже принесли прялки своих бабушек. Давайте посмотрим и послушаем их рассказы.
Дети: Ира рассказывает о своей прялке, Рита – о своей прялке.
Воспитатель: Такие прялки были у каждой хозяйки. Состоят они из донца, на котором сидели, и ножки – стояка, к которой привязывали кудель. Верной спутнице такой прялки было веретено.
ВЕРЕТЕНО – это такой предмет, который постоянно крутится, вертится. От того что оно постоянно вертится, его так и назвали.
Возьмите в лукошке веретёнца и рассмотрите его. Из чего оно сделано? (деревянная палочка).
Веретено – это конусообразная деревянная палочка, выточенная и украшенная.
Давайте попробуем на веретено намотать нитку шерстяную. (практическая работа намотать нить на веретено)
IY. Физминутка.
Веретёна не точёны. В бане веники мочёны, А солома не сушёна. Прялица – прялица, сударыня – прялица.
IY.Просмотр презентации и видео фильма.
Воспитатель: Раньше в каждом деревенском доме имелась прялка. Она была верной спутницей русской крестьянки, на протяжении всей жизни. Занимала она почетное место в доме. Учить прясть детей учили с 5 – 6 лет. Прялку можно было заказать у мастера, но мужчины сами делали прялки для своих жен и дочерей. Её украшали резьбой и роспись. На прялках изображали птиц, животных, цветы. Образы прялки и пряхи встречаются в музыке и в живописи. Художник 19 века Константин Егорович Маковский в картине «За прялкой» нарисовал свою дочь Ольгу. На картине молодая девушка солнечным летним днём сидит в беседке. Она прядёт и совсем не смотрит на руки. Лицо задумчивое, но думает она о чём –то приятном.
В память о нашем занятии я приготовила для вас раскраски – прялку, которую вы можете начать раскрашивать здесь, а дома докрасите.
Известный русский композитор, Николай Григорьевич Рубинштейн, сочинил пьесу для скрипки и фортепиано «Прялка» Слушание.
Беспокойный, взволнованный и одновременно печальный характер музыки передаёт этот не лёгкий труд пряхи.
Y. Обучение работы за прялкой.
Воспитатель: Сейчас подойдите ко мне и посмотрите процесс работы за прялкой. Прясть нитки – это не лёгкий труд. Нужно шерсть вытягивать аккуратно, чтоб не порвалась, и в нитку её скручивать, при этом само веретено тоже крутить. Затем на веретено наматывать нить. Это очень трудно, сразу этому не научишься.
Каждый из детей садится за прялку и пробует прясть.
Прялка – это тяжёлый труд и досуг одновременно. Вечерами пряхи собирались вместе, чтобы работалось веселее, они пели песни. Ниточка прядётся, а песенка поётся. На занятиях по музыке мы выучили песня «Прялица», давайте исполним её.
Песня: «Прялица»
YI. Итог.
Ребята, вам понравилось наше занятие? В заключении встаньте все в круг. Я передам вам тоненькую ниточку, натянутую от нашей старинной прялке, вы возьмите её в руки. Пусть никогда эта нить не оборвётся, пусть накрепко она свяжет наше поколение. А мы будем хранить, и беречь не только прялки, но и приятные воспоминания о наших прабабушках. Будем свято чтить русские традиции. Всем спасибо.