Татьяна Лумпова
Конспект ООД в старшей группе «Народное творчество в развитии элементарных математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить с предметами старины средствами занимательной математики, формировать познавательную активность.
закреплять навыки счёта количественного и порядкового в пределах 10;
закреплять умение отсчитывать определённое количество предметов по числу и раскладывать на полосках;
закреплять умения детей ориентироваться на листе бумаги;
закреплять знания о геометрических фигурах;
развивать наблюдательность, смекалку, тренировать память и внимание.
Демонстрационный материал : сундук, ключи, матрёшки, чашка с блюдцем, рушник, бусы, иллюстрации.
Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Народное творчество в развитии элементарных математических представлений“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Воспитатель: Сегодня у нас с вами необычное путешествие. Мы с вами поедим к любимой бабушке. .А на чём же мы поедим? (предложения детей).
Я вам предлагаю сложить пазлы, как только вы их сложите вы узнаете на чем мы поедем. (Дети складывают пазлы)
Чтобы ехать на поезде нам надо приобрести билет, по которому вы узнаете номер своего места. Каждый возьмет себе билет сам. (На столе разложены карточки с цифрами каждый ребенок берет одну) Воспитатель: Ребята, займите свои места, а кондуктор проверит правильно ли вы их заняли.
Кто управляет поездом? (машинист)
А вагоны прицепляют, как попало или по порядку. Кондуктор проверяет билеты. (Песенка про паровоз)
Воспитатель: Поезд наш разогнался, а чтобы нам не скучать, мы поиграем:
Что после понедельника? (вторник)
Сколько осенних (зимних) месяцев? (3)
Сколько пальцев на одной руке? (5)
Сколько углов у квадрата? (4)
Назови выходные дни. (суббота, воскресенье)
Назови число, следующее за числом 9. (10)
День рождение сколько раз в году? (1)
Сколько тебе лет?
Сегодня какой день недели?
Вот мы и приехали. Проходите в дом. (изба) Садятся на коврик.
Воспитатель: Ребята, у всех у вас есть бабушки и дедушки. У меня тоже они были. Я очень люблю пересматривать старые бабушкины вещи. Там очень много интересного. Эти вещи называют предметы старины. Им много лет, и обращаться с ними нужно очень бережно.
-Ребята, а вы знаете, где люди раньше хранили самые ценные и дорогие вещи?
Есть у моей бабушки
Маленький секрет:
Всё в него упрямо прячет,
Чтоб не смог добраться внук
Есть у бабушки в деревне
Ветхий старенький
(Сундук)
- Правильно, ребята. В старину сундук называли скрыней или схованкой (открывать, прятать). Сейчас уже редко встретишь в домах сундуки. А раньше бабушки и прабабушки прятали в сундуке разные вещи. Много лет назад сундук занимал самое почетное место в каждой хате, заменяя собой шкаф. Сундук вместе с людьми пережил все радости и горести долгой жизни. Сундуки были большие и поменьше. Фото различных сундуков. (Вместе с детьми рассматриваю сундук).
Потёртая крышка, красивые узоры сбоку, удивительный замок.
Ребята, посмотрите, у меня есть три ключа. Чтобы открыть сундучок надо подобрать ключ. Давайте попробуем. (Замок сундучка и ключи имеют определенную геометрическую форму: круг, квадрат, треугольник. Правильно выполненное задание позволяет открыть замок. Дети помогают подобрать правильный ключ. Воспитатель открывает сундучок
1. Что же можно хранить в этом красивом, расписном сундуке? Как, вы думаете?
(воспитатель достает платок)
Беседа о платках. (Косынка,тактильные ощущения)
2. А что еще хранит наш сундучок.
Воспитатель: - Очень хочется узнать, с чем сейчас начнем играть.
Воспитатель достает Матрешку.
Воспитатель: - Ребята, кто же прятался в сундучке? (матрешка).
-Давайте раскроем Матрешку. Да ведь здесь она не одна в ней прячутся другие матрешки. Давайте сосчитаем: сколько всего матрешек. (Всего 5 матрешек) Обратный счёт.
Ребята все ли матрешки одинаковые? (разные по цвету и размеру).
Воспитатель: Ростом разные подружки
Но похожи, друг на дружку,
Их не трудно сосчитать
Здесь матрешек ровно пять.
Все они сидят друг в дружке
И всего одна игрушка!
-Ребята, скажите, какая по счету самая большая матрешка? (первая)
А какая самая маленькая? (пятая) Затем воспитатель меняет расстановку матрешек на столе, и дети опять называют какая матрешка по счету самая большая, а маленькая? и т. п.
3. Воспитатель: Ребята, заглянем ещё раз в наш сундучок.
Жемчужинки чудесные
На ниточке висят,
На шею надеваются,
На солнышке блестят. (бусы)
Бусы - одно из древнейших украшений. Люди с первобытных времён старались украсить себя. Сначала они использовали материал, который предоставила природа : когти, зубы и кости животных, ракушки, глину, семена растений. А когда они научились обрабатывать различные материалы, то появились круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические. Бусы стали предметом роскоши. Посмотрите какие разнообразные бывают бусы. (Рассматривание бус)
Воспитатель: А теперь попробуйте собрать бусы, которые Маша рассыпала в траве. При помощи геометрических фигур дети делятся на три команды. Каждая команда собирает бусы по схеме. Проверка между командами.
- Молодцы, ребята, вы очень внимательные и правильно отвечаете. Давайте посмотрим, что есть ещё в сундучке. Воспитатель достает чашку с блюдцем.
Я беру её за ручку,
Наливаю в неё чай.
Пей- он сладкий и горячий,
Хочешь- в блюдце остужай.
Воспитатель: - Ребята, как можно назвать чашку и блюдце одним словом? (посуда) Правильно. Это чайная посуда, т. е. посуда из которой пили чай. Судя по её внешнему виду, это посуда праздничная. Она более нарядная, чем повседневная. Такая посуда была гордостью каждой хозяйки. Стояла в буфете на самом видном месте. Подавали гостям на праздники.
Работа с раздаточным материалом.
Воспитатель: Ребята посмотрите, как стояла посуда в буфете. Давайте и мы с вами расставим посуду.
На верхней полке стояло 5 чашек. Отсчитайте и положите на верхнюю полку столько же квадратов.
На нижней полке стояли 6 блюдец. Отсчитайте столько же кружков и положите на нижнюю полку.
Чего больше? Меньше? На сколько? Как сделать, чтобы кругов и квадратов было поровну?
Молодцы и с этим заданием вы тоже справились.
Рефлексия:
- Ребята, вам понравился бабушкин сундучок?
А у меня на дне сундука ещё для вас подарки припасены.