Елена Корнеева
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме «Зимние забавы»
Образовательные задачи. Совершенствование навыков количественного счёта в пределах десяти, сравнения и уравнивания множеств. Формирование умения дифференцировать форму геометрических фигур на ощупь. Совершенствование умения выполнять задание по данному образцу, навыков ориентировки на плоскости и в пространстве. Формирование временных представлений (времена года).
Публикация «Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе „Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по математике, ФЭМП
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние забавы и игры
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Коррекционно - развивающие задачи. Развитие познавательной и речевой деятельности, мыслительных процессов, конструктивных способностей, умения работать по заданной схеме, координация речи с движением, тонкой моторики
Воспитательные задачи. Воспитание самостоятельности, коммуникативности.
Оборудование. Магнитная доска, мольберт, разноцветные сектора для составления круга, сюжетные картинки с изображениями сезонных игр детей; мешочек с геометрическими фигурами; схема сборки изображения горки; сюжетная иллюстрация «Зимние игры»; по 10 изображений фигуристов и фигуристок; листы с заданиями по количеству детей, цветные карандаши.
Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики.
Ход занятия
1. Организационный момент. Игра «Чудесный мешочек».
Создание положительного эмоционального фона занятия. Формирование умения дифференцировать форму геометрических фигур на ощупь. Развитие мыслительных процессов, речи, сенсорики.
(Воспитатель сообщает детям о начале деятельности и предлагает им сесть за столы).
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о зимних забавах.
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
Вспомните, о каких зимних играх упоминалось в стихотворении. Дети: В снежки играть. На коньках по льду кататься. На лыжах бегать. С горы на санках мчаться.
Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть в игру «Чудесный мешочек. Для этого я сейчас выберу водящего по считалочке:
Выходи! И пойди – ка, поводи!
Зимние забавы.
Раз, два, три, четыре, пять,
Любим зиму мы встречать!
(водящий берет мешочек, воспитатель проговаривает правила, начинается игра)
Воспитатель: По очереди опустите руку в мешочек, нащупайте одну фигуру. Расскажите, какая эта геометрическая фигура. Выньте её из мешочка. (Дети по очереди описывают геометрическую фигуру и достают из мешочка).
2. Игра «Выложи горку».
Развитие воображения, конструктивных способностей.
Воспитатель: Ребятки следующая наша игра «Выложи горку».
У Вас на столах наборы геометрических фигур, выложите свои фигуры так, чтобы получилась горка. (Если дети не могут справиться с заданием, то взрослый помещает схему сборки. Дети выполняют задание. Воспитатель оценивает их работу).
2. Игра «На катке».
Закрепление навыков количественного счёта в пределах десяти. Совершенствование навыков сравнения и уравнивания множеств. Подготовка к формированию представлений об арифметических действиях. Закрепление в речи количественных числительных, ответа на вопрос «Сколько всего?».
(Воспитатель предлагает детям подойти к свободному столу и размещает на столе врассыпную изображения семи фигуристок и десяти фигуристов.)
Воспитатель: На катке тренируются фигуристы. Можете ли вы сразу сказать, кого больше – мальчиков или девочек? Что надо сделать?
Дети: Нет, не можем. Надо разложить фигуристов парами. (Дети раскладывают изображения парами в два ряда).
Воспитатель: Кого больше фигуристов или фигуристок?
Дети: Фигуристов больше, чем фигуристок.
Воспитатель: Посчитайте, сколько фигуристов.
Дети: Всего десять фигуристов.
Воспитатель: На сколько фигуристов больше, чем фигуристок? Дети: Фигуристов на два больше, чем фигуристок.
Воспитатель: На сколько фигуристок меньше, чем фигуристов? Дети: Фигуристок на две меньше, чем фигуристов.
Воспитатель: Уравняйте количество фигуристов и фигуристок. (Дети добавляют изображения фигуристок).
Воспитатель: Что теперь можно сказать о количестве фигуристов? Дети: Их стало поровну, одинаково, по десять.
Воспитатель: Фигуристок было меньше, чем фигуристов. Вы добавили изображения двух фигуристок, и их стало больше. Значит, что нужно сделать, чтобы увеличить количество предметов?
Дети: Чтобы увеличить количество предметов, нужно добавить один или несколько предметов.
(Педагог убирает два изображения фигуристок).
Воспитатель: Уравняйте количество фигуристов и фигуристок другим способом. (Дети убирают два изображения фигуристов). Дети: Теперь фигуристов стало поровну, одинаково по восемь. Воспитатель: Фигуристов было больше, чем фигуристок. Вы убрали изображения двух фигуристов, и их стало меньше. Значит, что нужно сделать, чтобы количество предметов?
Дети: Чтобы уменьшить количество предметов, нужно убрать один или несколько предметов.
Воспитатель: На сколько восемь меньше десяти?
Дети: Восемь меньше десяти на два.
Воспитатель: На сколько десять больше восьми?
Дети: Десять больше восьми на два.
Воспитатель: Вы правы. Молодцы
(Дети по просьбе педагога убирают со стола изображения).
4. Пальчиковая гимнастика «Мы катаем снежный ком» (Т. Ткаченко). Развитие координации речи с движением, тонкой моторики.
(Педагог предлагает детям сесть на коврик и сделать пальчиковую гимнастику).
Мы катаем снежный ком, (Ладони лежат на коленях, дети делают ими движения вперед-назад)
Будем строить снежный дом, («Рисуют» в воздухе указательными пальцами дом.)
Мы польем его водой, (Изображают, что поливают из лейки)
Дом наш будет ледяной. («Рисуют» дом указательными пальцами перед собой.)
Каждый ком – один этаж, (Ударяют кулаками друг о друга, поднимая их вверх.)
Подрастает домик наш! (Делают из ладоней «крышу» над головой.)
5. Игра «Зимние забавы».
Развитие мыслительной и речевой деятельности. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости и в пространстве.
(Воспитатель предлагает детям сесть перед мольбертом, на котором размещает иллюстрацию «Зимние забавы».)
Воспитатель: Внимательно рассмотрите иллюстрацию и ответьте на мои вопросы. Что находится в верхнем правом углу?
Дети: В верхнем правом углу находится кормушка.
Воспитатель: Где находится каток?
Дети: Каток находится в нижнем левом углу.
Воспитатель: Сколько деревьев и кустов изображено на картине?
Дети: На картине изображено 4 дерева и 3 куста.
Воспитатель: Где нарисован снеговик?
Дети: Снеговик нарисован в нижнем правом углу.
Воспитатель: Что изобразил художник в верхней части картины? Дети: Наверху художник изобразил дома, забор, деревья, кормушку.
Воспитатель: Кто находится в центре?
Дети: В центре находятся птицы и горка.
Воспитатель: В какие зимние игры играют дети?
Дети: Двое детей катаются на коньках. Один малыш съезжает с горки. Один мальчик делает снеговика.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно ответили на все вопросы.
6. Упражнение «Подбери правильно». Формирование временных представлений (времена года). Развитие мыслительной и речевой деятельности.
(Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики перед мольбертом, на который помещает круг, составленный из разноцветных секторов).
Воспитатель: Я прочту вам стихотворения, а вы определите к какому времени года они относятся:
Потеплело. Побежали
Всюду быстрые ручьи.
Засвистели птицы песню:
«Чьи мы? Чьи мы? Чьи-чьи-чьи.»
Смастерю-ка я кораблик
Из бумажного листа,
Ручеёк его подхватит
И закружит у моста.
Только вырвется отважно
Мой кораблик на волну
И помчится дальше к морю,
В неизвестную страну. (Н. Зубарева)
Дети: Весна.
Мы построим крепость, слепим мы снежки,
Принесем из дома с лопатками мешки,
Мы туннель построим, горку изо льда,
И не помешают даже холода!
А еще есть санки, лыжи и коньки,
И на нашей елке — шары и огоньки,
Холодно, морозно нынче во дворе,
Но не помешает это детворе! (Бондарук Олеся)
Дети: Зима.
Солнце светит, солнце жарит,
Не укрыться и в тени.
Кто работою не занят –
У реки проводят дни.
Можно плавать и плескаться,
Кувыркаться и нырять,
В речке в мячик наиграться
И у речки загорать. (И. Авенберг)
Дети: Лето.
Зашуршали под ногами
Листья с желтыми боками.
Стало сыро, стало голо,
Собираться надо в школу. (Т. Агибалова)
Дети: Осень.
(Воспитатель рядом с кругом размещает сюжетные картинки с изображениями сезонных игр детей).
Воспитатель: Надо к каждой картинке подобрать свой сектор на круге. (Дети выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы. Вы всё правильно сделали.
7. Упражнение «Помоги снеговикам добраться до финиша». Развитие мелкой моторики, аккуратности.
(Воспитатель предлагает детям сесть за столы и выполнить задание)
8. Заключительная часть. (Воспитатель предлагает детям рассказать о том, что им больше всего понравилось. Далее он оценивает работу каждого ребёнка).