Стволова Наталья Юрьевна
Конспект ООД по речевому развитию «Путешествие в страну знаний» (6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Создание условий для закрепления и формирования звуковой культуры речи.
Задачи:
Образовательные:
-Уточнить представления детей о школе.
-Закреплять знания детей о буквах и звуках.
-Закрепить умение различать гласные и согласные звуки.
-Закреплять умения детей определять наличие и место заданного звука в слове.
-Закрепить умение проводить слоговой анализ слов.
Развивающие :
- Развивать связную речь, внимание, мышление.
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию „Путешествие в страну знаний“ (6–7 лет)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-Развивать зрительное восприятие, фонематический слух.
-Развивать умения выстраивать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
-Воспитывать любовь к родному языку.
-Формировать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
Словарная работа:Речевые, неречевые звуки; пальто, кенгуру (неизменяемая форма слова в ед. и мн. числе).
Интеграция образовательных областей:
-речевое развитие-активизировать речевую деятельность;
-познавательноеразвитие-расширять представления о явлениях окружающего мира;
-художественно-эстетическое развитие- формирование эстетических чувств;
-социально-коммуникативное развитие- формирование навыка коллективного взаимодействия
-физическое развитие-профилактика переутомления.
Оборудование:
-Декорация- картинка школы, портфеля, школьников; микрофон, берет;
-схема речевых звуков;
-макеты звуковых домиков;
-предметные картинки;
-схема-опора к игре «Посчитай-ка»;
-раздаточный материал: круги красного, зелёного, синего цвета;
-пластиковые тарелочки с цветным дном, с манной крупой.
Предварительная работа:
- Беседа о школе; о профессии учитель.
- Дидактическая игра «Соберём портфель в школу.
-Игр. упр. «Какие звуки всегда твёрдые, какие всегда мягкие»
- Игра «Придумай слово на гласный звук [а]и др.»
Методы и приё мы:
-беседа, обсуждение;
- игровое упражнение;
-дидактическая игра;
-музыкальное сопровождение;прослушивание;
-сюрпризный момент, поощрение;
-индивидуальная помощь;
-напоминания, подсказки.
Организационный момент
Цель:Привлечение внимания детей, создание позитивного настроения.
Задачи:1. Активизировать мыслительную деятельность детей.
2. Поддерживать интерес к дальнейшей совместной деятельности.
Методы и приё мы:музыкальное сопровождение, прослушивание, вопрос, обсуждение.
Воспитатель:- Ребята, сегодня я хочу вас пригласить в страну знаний. А как вы думаете, что это за страна?
Данил: Страна знаний - это школа!
- Верно, Данил, страной знаний может быть школа. Ребята, а почему школу можно назвать страной знаний?
Даша: Школу можно назвать страной знаний, потому что там дети учатся читать, писать, считать.
- Действительно, Даша, в школе дети учатся читать, писать, считать.
Рита: Ещё в школе изучают науки.
Макар: Ещё в школе изучают иностранные языки.
- Правильно, Макар, в школе изучают иностранные языки.
- Ребята, а вы бы хотели прямо сейчас стать школьниками и побывать в школе?
- Для этого мне нужно произнести волшебные слова. (Звучит музыка)
- Раз, два, покружись
И в школьника превратись!
- Ребята, вот вы и стали школьниками… (Звучит минусовка
«Учат в школе»)
Основная часть
Цель:Формирование звуковой культуры речи.
Задачи:
1. Уточнить представления детей о школе.
2. Тренировать слуховое восприятие звуков. Помочь осознать понятие – неречевые звуки.
3. Закрепить умение определять гласные звуки; мягкие, твёрдые согласные звуки в начале слова. Соотносить звук с цветом звукового домика.
4. Закрепить умение проводить звуковой анализ слова.
5. Формировать навык согласовывать существительное с числительным.
Методы и приё мы:беседа, обсуждение; игровое упражнение; дидактическая игра; музыкальное сопровождение; напоминания, подсказки, пальчиковая игра.
Воспитатель: - Здравствуйте, я корреспондент школьной газеты «Первоклассник», а вы кто?
Дети: Мы
школьники.
- Что-то я вас не знаю, сейчас задам вам вопросы и проверю - действительно ли вы школьники!
- Вот мой первый вопрос: кто учится в школе?
Макар П. : В школе учатся ученики!
- А кто учит учеников?
Лера: Учит учеников учитель.
- Как называются занятия в школе?
Тимофей: Занятия в школе называются – уроками.
- А как ученики узнают, что начинается урок?
Данил: Ученики узнают по звонку!
- А как же называются столы, за которыми сидят ученики?
Нуриза:Столы, за которыми сидят ученики, называются партами.
-Теперь я вижу, что вы настоящие школьники, я вас сфотографирую для заметки в школьную газету! Улыбаемся! Ну а мне пора, пойду печатать заметку о школьниках, до свидания!
Дети: До свидания!
(Звучит фонограмма школьного звонка)
Воспитатель: - Ребята, а что это звенит?
- Верно, это звенит школьный звонок, он приглашает нас на урок…
Проходите в светлый и просторный класс, присаживайтесь за парты!
- Итак, начинаем наш урок. Тема нашего урока «Буквы и звуки»
Чем отличаются друг от друга звуки и буквы?
- Умница, Нуриза, звуки мы говорим и слышим. А буквы видим и пишем.
- Звуки, которые произносит человек, называются речевыми. А все остальные звуки окружающего мира - это неречевые звуки.
Итак, предлагаю вам выполнить 1-е упражнение нашего урока, оно называется «Угадай-ка»
2. Игровое упр. «Угадай-ка»
Цель: Тренировать слуховое восприятие звуков. Помочь осознать понятие – неречевые звуки.
Нужно послушать звук и отгадать от чего он происходит…
(Шум моря, стук дятла, полёт самолёта, звук двигателя машины, звуки дождя)
-Молодцы, ребята, отгадали все звуки. А какие это звуки –речевые или неречевые?
- Молодец, Максим, это всё неречевые звуки.
- А теперь давайте вспомним, какие бывают речевые звуки.
(С опорой на схему, воспитатель показывает - дети дают хоровые ответы)
- Тимофей, каким цветом обозначаем гласные звуки?
- Верно,Тимофей, гласные звуки мы обозначаем красным цветом.
-Ксюша, каким цветом обозначаем мягкие согласные звуки?
- Правильно, Ксюша, мягкие согласные звуки мы обозначаем зелёным цветом.
- Даша, каким цветом обозначаем твёрдые согласные звуки?
- Предлагаю вам выполнить следующее игровое упражнение нашего урока…
3. Игровое упр. «Звуковые домики»
Цель: Закрепить умение определять гласные звуки; мягкие, твёрдые согласные звуки в начале слова. Соотносить звук с цветом звукового домика.
- У каждого из вас есть по одной предметной картинке. Нужно обозначить картинку словом, выделить первый звук и поселить в звуковой домик.
- Приглашаю Никиту, что нарисовано у тебя на картинке?
-Молодец, Никита, первый звук в слове [пь], это мягкий согласный звук. Пирамидку нужно поселить в зелёный домик.
(Также выполняют другие дети)
Зел. дом. син. дом. кр. дом.
пирамидка карандаш овощи
мяч сумка утка
лиса банан обруч
4. Пальчиковая игра «Мы играли, мы играли»
Цель: Предупредить переутомление.
- Сейчас мы немного отдохнём, поиграем и споё м:
Мы играли, мы играли,
Наши пальчики устали.
Мы немного отдохнём
И опять играть начнём.
Так сожмём – разожмём,
И так сожмём – разожмём,
И в замочек сложим,
Вот так мы можем.
Раз, два, три, четыре, пять
Готовы снова мы играть!
(Движения по словам стихотворения).
5. Звуковой анализ слова «Лиса»
Цель: Закрепить умение проводить звуковой анализ слова.
- И так, ребята, продолжаем наш урок. Вернёмся к слову ЛИСА.
-Первый звук в слове [ль] - мягкий согласный звук, обозначим его зелёным кругом. Работаем со звуковыми линейками на местах.
- Какой следующий звук? ЛИ – СА.
-Следующий звук- [и], верно, Максим. Это гласный звук, обозначим его красным кругом.
- Какой следующий звук? ЛИ – СА.
- Следующий звук - [с], правильно, Арина. Это твёрдый согласный звук, обозначим его синим кругом.
- Какой следующий звук? ЛИ – СА.
-Следующий звук - [а], конечно, Оиша. Это гласный звук, обозначим его красным кругом.
- Ребята, сколько согласных звуков в слове ЛИСА?
-Правильно, Никита,в слове ЛИСА – два согласных звука.
- Сколько гласных звуков в слове ЛИСА?
- Верно, Тимофей,в слове ЛИСА – два гласных звука.
- Ребята, сколько слогов в слове ЛИСА?
- Молодец, Нуриза, сколько гласных звуков в слове, столько и слогов. В слове ЛИСА – два слога.
- А сейчас, давайте обозначим звуки – буквами. Придвиньте тарелочки с манной крупой и напишите слово ЛИСА.
- Молодцы, все справились!
6. Дидактическая игра «Посчитай-ка»
Цель: Формировать навык согласовывать существительное с числительным.
- Звуки, слоги мы с вами посчитали, а сейчас давайте посчитаем слова. Предлагаю поиграть в игру «Посчитай-ка».
(Воспитатель предлагает посчитать слова, которыми обозначены предметные картинки: бабочка, барабан, пальто, кенгуру, лист, кукла.)
- Ребята, слова кенгуру, пальто неизменны, их нужно запомнить.
(Звучит фонограмма школьного звонка)
- Вот наш урок подошёл к концу, нам пора возращаться в детский сад…
- Для этого мне нужно произнести волшебные слова. (Звучит музыка)
- Раз, два, покружись
И в дошкольника превратись!
-Мы с вами вновь оказались в нашем родном детском саду! Вам понравилось путешествие в школу?
-А что, Максим, тебе больше всего понравилось?
-Максиму понравилось писать слово ЛИСА в тарелочке с манной крупой.
-А что, Нуриза, тебе больше всего понравилось?
-Нуризе понравилось считать слова.
-Ребята, мне тоже понравилось наше путешествие в школу, вы были настоящими школьниками. Сегодня я хочу вам подарить весёлые смайлики. Когда вы вспомните о нашем путешествии, у вас будет хорошее настроение!