ольга кузнецова
Конспект ООД «Путешествие на луг»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность: «Речевое развитие».
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Тип: интегрированное.
Возраст: 5 лет.
Форма организованной образовательной деятельности: путешествие.
Форма организации: подгруппа.
Цель: расширять и углублять знания детей о насекомых и цветах, активизировать активный словарь.
Задачи:
Образовательные:
Темочки:
- учить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя элементы театрализованной деятельности;
- учить образно, передавать содержание басни в игре – инсценировке;
- продолжать учить согласовывать существительные в роде, числе и падеже; - формировать диалогическое общение: умение слушать, интонационно высказываться, реагировать на высказывания собеседника, задавать вопросы;
- активизировать словарь по теме «Насекомые»;
Развивающие:
- развивать диалогическую и монологическую речь и ее интонационную выразительность;
- развивать память, внимание, словесно-логическое мышление;
- развитие умения давать полные ответы.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к насекомым;
- формировать навыки сотрудничества, ответственного отношения к выполнению заданий, самостоятельности и инициативности.
Активизация словаря: насекомое, брюшко, крыло, головка, усы; ползать, летать, порхать, кружиться; полезный, вредный.
Оборудование: мольберт, маски-шапочки «насекомые» : пчела, муравей, стрекоза; полянка, предметные картинки с изображением насекомых, луговых цветов, презентация по теме занятия, домик.
Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий о насекомых, просмотр презентаций, беседа о них. Чтение сказок К. Чуковского «Тараканище», «Муха-Цокотуха», рассказов В. Зотова «Божья коровка», «Кузнечик», К. Ушинского «Пчелки на разведках», басни И. А Крылова «Стрекоза и муравей». Разучивание физминутки «На лугу я гуляю», логопедического упражнения «Насекомые над лугом», пальчиковой гимнастики «Пчела», загадки о луговых цветах.
Ход занятия:
Приветствие: «Здравствуйте».
Улыбнемся солнышку:
Здравствуй золотое!
Улыбнемся небу:
Здравствуй голубое!
Улыбнемся дождику:
Лейся словно из ведра!
Улыбнемся мы гостям,
Пожелаем им добра!
Воспитатель: Давайте ребята поздороваемся с нашими гостями с начало тихо, а потом громко.
1. Вводная беседа.
Воспитатель: ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да!
Воспитатель: Здорово!
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие в очень необычное место. Я вам загадаю загадку, а вы попробуйте догадаться, что же это за место такое.
Здесь ромашка дружит с васильком,
Жук усатый - с ярким мотыльком,
Рыжий муравей – со стебельком,
Одуванчик - с легким ветерком.
Водит хоровод, собрав всех в круг,
Вместе с солнцем золотистый (луг).
Воспитатель: Правильно, это луг! Ребята, а вы, знаете, что такое луг? (ответы детей, (луг - это участок земли, покрытый травянистой растительностью и цветами).
Чтение стихотворения «Что такое луг?» (Тамерлан З.).
«Что такое луг?» (Владимир Степанов).
Ковёр травы вокруг.
Цветов нарядных венчики,
Звонкие кузнечики.
Мотыльки игривые,
Жуки неторопливые.
С мёдом сладким пчёлки,
Песня перепёлки.
Мяты аромат,
Лета нежный взгляд.
Воспитатель: Ребята, а на чём мы отправимся на луг? (ответы детей).
Я предлагаю, вам отправится на поезде.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на наш чудесный поезд (Слайд №1) (демонстрация слайда поезд с вагончиками). Поезд уже подъезжает, давайте, покажем голосом, как он приближается к нам «у -у-у-у-у». Но прежде, чем мы займем свои места и отправимся в путешествие, давайте я вам напомню правила пребывания в поезде:
«Внимательно слушай, другим не мешай,
Когда тебя спросят, тогда отвечай”.
Занимайте свои места (дети садятся на стульчики)
2. Основная часть.
Воспитатель: Поезд уже готов к отправлению, а вы готовы?
Дети: Да, готовы!
Воспитатель: Отлично! Тогда наш поезд отправляется в путь! (Звучит песня «Паровозик из Ромашково»). Песня Паровоз Букашка
Воспитатель: Вот и приехали мы на луг. Слайд №2
Посмотрите, как красиво здесь! Давайте улыбнемся! Как хорошо вокруг!
Природа наш хороший, наш добрый, верный друг!
– Давайте полюбуемся на полянку, на которой есть много удивительного и интересного!
Д/ игра: «Отгадай и покажи цветок».
Тут растут самые красивые цветы, а какие вы попробуйте отгадать:
Воспитатель: Капли солнца спозаранку
Появились на полянке.
Это в жёлтый сарафанчик
Нарядился (Одуванчик).
(Найдите его на столе и прикрепите на полянку)
Воспитатель: Молодцы, а вот еще загадка:
- Если верить волшебству - зазвонит
Он раз в году (Колокольчик).
Воспитатель: Правильно, отыщите его. Молодцы! Вот еще загадка:
Стоит в саду кудряшка
Белая рубашка
Сердечко золотое,
Что это такое? (Ромашка).
– Найдите ее на столе, молодцы!
- Тонкий красный лепесток
Так похож на огонек (Мак).
На солнечной опушке
В траве стоит она.
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
И тут поможет нам смекалка – Все зовут цветок … (Фиалка).
Как зовут меня, скажи.
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый … (Василёк).
Воспитатель: Какие цветы называют луговыми? Ответы детей: те цветы, которые растут на лугу, называются – луговые цветы.
Физминутка «На лугу я гуляю».
На лугу я гуляю, ноги поднимаю (ходьба на месте с высоким подниманием колена).
Наклонюсь к цветам поближе (наклониться,
Красоту их всю увижу (покачать головой,
Нежный, чудный аромат ощутить я тоже рад (сделать несколько вдохов носом,
Рвать не буду я цветы - много будет красоты (выпрямиться, повороты головы вправо - влево, развести руки в стороны!
Воспитатель: Луг — это не только травы и цветы, а еще и насекомые — большие друзья цветов. Как приятно ароматное благоухание цветов, торопится гостья полакомиться их нектаром.
Звучит музыка. Под музыку влетает в зал «Пчелка». (Полина М.)
Пчелка: Здравствуйте, ребята, какой красивый, яркий цветочный
лужок. Вы знаете, кто я?
Дети: Пчелка
Пчелка: Да, я пчелка, насекомое, потому что у меня есть… Что?
Дети: Жало, брюшко полосатое, усик, меленькие крылья.
Пчелка: А какая я?
Дети: Полосатая, красивая, добрая, маленькая.
Пчелка: Спасибо за комплименты. Что я умею делать?
Дети: Летать, жужжать, жалить, собирать нектар, делать мед.
Пчелка: А где я живу, вы тоже знаете?
Пчелка: Вам интересно узнать, откуда появляется мед?
Дети: Да.
Пчелка: Сначала я летаю по красивым цветам, на усики и лапки
собираю нектар, а потом в своём домике складываю нектар в восковые соты и получается мед. А вы мед любите? Почему?
Дети: Мед полезный, лечебный, он лечит от всех болезней.
Пчелка: Ребята, давайте вместе поиграем, отдохнём на цветочной
полянке.
Логопедическое упражнение «Насекомые над лугом».
(развивает чувство ритма, фонематический слух, интерес к насекомым)
Жу-жу-жу – жужжит пчела, – дети расставляют руки в стороны,
Я лечу издалека, – ритмично помахивают руками.
Зу-зу-зу – комар пищит, – указательные пальцы выставляют
Укусить скорей спешит. – вперед, остальные поднимают,
делают ритмичные выбросы рук попеременно вперед.
Уф-уф-уф – как паровоз, – ритмично притоптывают ногами.
Шмель пыхтит, – пыльцу повез.
Жук гудит: гу-жу, гу-жу. – делают ритмичные хлопки.
Я любого разбужу!
Пчелка: Спасибо ребята за приятный отдых, к сожалению, мне пора
возвращаться в свой улей! До свидания!
Воспитатель и дети: До свидания, пчелка!
Воспитатель: Ребята, а какие ещё насекомые живут на лугу? Слайд№3 (ответы детей).
- Для чего нужны насекомые в природе?
- Они опыляют растения, являются кормом для птиц.
- Какие насекомые являются вредными и почему?
- Мухи – она переносит опасные микробы на своих лапках.
- Комары – они сосут кровь у людей и животных.
- Какое насекомое приносит «сладкую» пользу для человека?
- Пчела – она собирает душистый нектар, из которого получается полезный, сладкий мед для человека.
- В какое время года мы можем увидеть насекомых в природе?
- Весной, летом, осенью.
- Почему только летом, осенью и весной?
- Потому, что зимой насекомые спят.
Д/и «Найди лишнее насекомое» (мы будем группировать предметы по разным признакам).
Слайд№4, Слайд№5.
Воспитатель: Сейчас каждый из вас перевернёт свою карточку картинкой вверх и определит, какое у кого насекомое. Затем подумайте и скажите, какое слово МОЙ, МОЯ или МОЁ можно употребить с вашим насекомым. (Ответы детей).
Воспитатель: Теперь я соберу карточки, и вы мне скажете, чего у вас не стало… (ответы детей).
Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилетела к нам вчера — машут ладошками.
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек — на каждое название насекомого
И веселый мотылек, загибают один пальчик.
Два жука и стрекоза, — делают кружки из пальцев и
Как фонарики глаза. подносят к глазам
Пожужжали, полетали, — машут ладошками.
От усталости упали. — роняют ладони на стол.
Воспитатель: Ребята, слушайте внимательно и подберите мне слова с противоположным значением (антонимы).
Игра «Скажи наоборот» (игра с мячом).
Майский жук большой, а божья коровка (маленькая)
У жука усы толстые, а у бабочки (тонкие)
Бабочка красивая, а паук (страшный)
Муравей передвигается быстро, а гусеница (медленно)
Некоторые насекомые приносят пользу, а некоторые (вред)
Бабочка порхает высоко, а стрекоза летит (низко)
Насекомые любят тёплую погоду и не любят (холодную)
У шмеля крылья короткие, а у стрекозы (длинные)
Воспитатель: Ребята, на нашем лугу со стрекозой произошла необычная история. Давайте посмотрим.
Инсценировка басни И. А Крылова «Стрекоза и муравей».
Воспитатель: Ребята, о ком рассказывается в басне? (Ответы детей.) Правильно о Стрекозе и Муравье.
- Что делал Муравей? (Ответы детей.) Да, Муравей всё лето трудился, готовился к зиме.
- Что сказал Муравей Стрекозе? (Ответы детей.) Муравей ответил Стрекозе «Ты всё пела? Это дело: так пойди ж и попляши!»
- А что же делала всё лето Стрекоза? (Ответы детей.) Верно, Стрекоза всё лето ничего не делала, только пела.
- Ребята, как можно охарактеризовать муравья? (Ответы детей.) Правильно, Муравей трудолюбивый.
- А Стрекоза, какая она? (Ответы детей.) Верно, она ленивая.
- Дети, так к чему приводит лень? (Ответы детей.) Правильно, лень приводит к печали – «злой тоской удручена» и к наказанию – осталась наша стрекоза на зиму без тёплого дома и пищи. Конечно, немного жаль Стрекозу и даже можно осудить Муравья за то что, он не был милосерден к Стрекозе, а как бы вы поступили на месте муравья? (Ответы детей.)
- Что бы посоветовали легкомысленной Стрекозе, чтобы с ней не случалось больше такого.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие по лугу подошло к концу (гудок поезда). Наш поезд нас зовёт занимать свои места, и мы возвращаемся в наш детский сад! Слайд№ 6
3. Итог занятия.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Где мы побывали? Кто живёт на лугу? Какие цветы растут на лугу? Кто к нам прилетал в гости? Где бы вы ещё хотели побывать? Спасибо за занятие!