Елена Лущенко
Конспект ОД по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе «Носы нужны не для красы»
▼ Скачать + Заказать документы
Носы нужны не для красы».
Задачи:
-формировать у детей представления о работе носа; познакомить с функциями носа; дать представление о важности обоняния;
-развивать речь детей с помощью крылатых выражений; обогащать словарный запас;
Словарная работа: обоняние, дегустатор, аромат.
Публикация «Конспект ОД по экспериментально-исследовательской деятельности в старшей группе „Носы нужны не для красы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Материалы и оборудование: картинка с изображением человеческого носа, освежитель воздуха с ароматом «Лесных ягод». Стаканчики (закрытые крышечками) с наполнителями: давленый чеснок, растворимый кофе, цедра лимона, тертый огурец, мыло, лекарство, колбаса, ватки с ароматами духов; гигиенические палочки. Картинки «Такие разные носы», аудиозапись «Песенка про Носы» муз. А. Островского, сл. Зои Петровой
Методические приемы: до начала занятия воспитатель распыляет освежителем воздуха в группе (аромат земляники, для создания проблемной ситуации и вместе с детьми рассуждает о запахе, который присутствует в группе.
Воспитатель: Ребята, чем это у нас здесь пахнет (ответы детей). Что он вам напоминает? А с помощью какого органа вы это определили? (ответы детей с помощью носа). Давайте я вам расскажу об этом удивительном органе - носе.
Он бывает самым разным:
Толстым, вредным, гордым, важным,
Длинным, маленьким, горбатым,
И немножко … конопатым.
Аудиозапись «Песенка про Носы» муз. А. Островского, сл. З. Петровой
Воспитатель:Ребята, а для чего человеку нос? (ответы детей -дышать) Давайте мы с вами подышим.
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы шагать.
Отдыхать умеем тоже
Руку за спину положим,
Голову поднимаем выше
И легко - легко подышим!
Воспитатель:Ребята, мы немного подышали, а теперь давайте поиграем.
Дидактическая игра «Где чей нос?».
Многозначность слова «нос». (Нос корабля, животного, у птицы нос-клюв, нос самолета, носик чайника, нос у сапога, нос человека)
У кого есть нос? У каких предметов бывают носы? Кому он нужен и для чего?
Воспитатель:Ребята,«Носы нужны не для красы»
Ребята, наши нос и мозг работают дружно, мы с вами можем определить, какой это запах и откуда. Это и есть - обоняние. Повторите это слово (обоняние).
Обоняние - это способность различать запахи. А нос - это орган обоняния. Лучше всех обоняние развито у животных. Для многих оно даже важнее, чем зрение. Почему? (Версии детей).
С помощью обоняния животные находят пищу, обнаруживают врагов, узнают друзей, свой дом.
Например, собака помогает охотнику найти добычу, а вместе с пограничниками охраняет границы нашей Родины, ищет преступников и даже пропавших людей по следу, по вещам, предметам.
Но есть люди, у которых обоняние лучше развито, чем у других. Они могут работать дегустаторами.
Дегустатор - такая профессия, а нос - их орудие труда. И простывать дегустаторам нельзя. Дегустатор определяет и создает различные ароматы для разной продукции: духов, кремов, зубной пасты. Так же создает ароматы для продуктов питания: мороженое со вкусом банана или конфеты со вкусом клубники и др. продукты.
Воспитатель : Ребята давайте с вами поиграем в «дегустаторов», но
перед началом игры проводит обучение детей дыхательным упражнениям.
(Уточнить с детьми значимость этих упражнений.)
Упражнение: «Нос в бок»
Массаж носа в стороны, вверх-вниз.
На столе расставлены стаканчики с наполнителями и накрыты крышками, чтобы не улетучивался запах: сок чеснока, мыло, огурца, кофе, цедра лимона, а также стоит баночка с гигиеническими палочками.
Игра-эксперимент: «Дегустатор».
Воспитатель: Ну, что уважаемые «дегустаторы», наденьте белые халаты, шапочки, бахилы на ноги. Не забудьте помыть руки.
Готовы? Прошу вас пройти в «лабораторию». Предлагаю вам изучить «новые» ароматы.
Дети окунают в стаканчик палочку и определяют аромат, подбирая соответствующую картинку: какой он, где можно его использовать, полезен ли он человеческому организму и т. д. Затем другой палочкой определяют аромат из другого стаканчика и т. д.
Воспитатель: Молодцы! Хорошо справились с заданием. Настоящие «дегустаторы» и обоняние хорошо у вас развито. Вам все эти запахи нравятся? (Дети обсуждают.)
Эксперимент.
Воспитатель: Ребята зажмите свой нос рукой и произнесите фразу «Мама мыла раму».
- Что получилось? (обсуждение проведенного эксперимента - если нос заложен, не дышит, то человек плохо говорит).
Вывод: по итогам эксперимента, не только с помощью губ, рта, язычка, зубов, но и с помощью носа мы так четко и правильно говорим.
Воспитатель: : Ребята, нос связан и с другими органами человека. Если его не лечить, то микробы, размножившись в носовой полости, попадают в горло, вызывая воспаление горла и в ушную раковину вызывая болезнь ушей, и глаз.
Вывод: если заболел нос: плохо дышит, то что получается? (мы не чувствуем вкус пищи, не ощущаем запахи, плохо говорим)
Лексическая работа:
а) пословицы
«Береги нос в большой мороз»
«Всякая птица своим носом сыта»
б) фразеологизмы «Когда так говорят?», «Одним словом»
Водить за нос.
Нос не дорос.
Нос повесил
Совать нос не в свое дело.
Держи выше нос.
Зарубить на носу.
Воспитатель:Ребята, мы с вам немножко устали, давайте отдохнем, поиграем в игру: «Мое тело»
Головушка – соловушка (гладят голову)
Глазки – алмазки (проводят по глазам)
Носик – абрикосик (закрывают глазки и попадают пальчиком в кончик своего носа)
Щечки – камочки (мнут пальчиками щечки)
Губки – голубки (вытягивают губки трубочкой)
Ушки – непослушки (трут тихонько пальчиками ушки)
Плечики – кузнечики (дергают плечиками вверх – вниз)
Ручки – хватушки (хватают вокруг себя)
Пузик – арбузик (выставляют, поглаживают живот)
Спинка – тростинка (вытягивают спинку)
Коленочки – поленочки (гладят коленки)
Ножки – сапожки (вращение ступнями) .
- Отдохнули? Вот и хорошо!
А теперь мы улыбнемся,
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожеланья. (дети дарят друг другу пожеланья)
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру.
Дидактическая игра «Чем пахнут ремесла».
Подумать, чем пахнет человек, изображенный на картинке? кондитер, врач, плотник, пожарный, рыбак, парикмахер (ответы детей)
– Почему так решили?
Воспитатель:А чем пахнет лодырь, бездельник, лентяй? (Ничем)
Рефлексия. – Что интересного вы узнали о своем носике?