Суфиянова Лиана
Конспект ООД по экологии в старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по экологии» в старшей группе
Воспитатель: Суфиянова Л. Р.
Образовательные задачи: Уточнить и расширить знания детей о зиме и зимующих птицах, дать дополнительную информацию о птицах.
Публикация «Конспект ООД по экологии в старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие задачи: Продолжить развивать речь и навыки общения; развивать познавательный интерес, внимание, наблюдательность, развивать умение сравнивать, выделять существенные признаки.
Воспитательные задачи: Воспитывать в детях сочувствие, сопереживание, любовь к птицам, желание помогать им.
Оборудование: картинки, фотографии зимующих птиц;разрезанные картинки, рисунок кормушки, не полностью раскрашенные изображения птиц.
Форма работы:Беседа, отгадывание загадок, д-и «Сложи картинку», д-и «Одень меня», викторина –конкурс вопросов.
Ход ООД:
-Ребята, я сегодня получила письмо. Давайте мы его прочтем и узнаем от кого оно.
На снегу, как на страничке,
Пишут голуби, синички,
Пишет стая снегирей,
Пишет серый воробей
Письма Пете и Андрюшке,
Чтобы сделали кормушки.
- Так кто же написал письмо? (Птицы
- А чем они писали? На чём? (На белом снегу своими лапками птицы оставили следы.)
- О чём просят птицы? (Чтобы сделали кормушки.)
- Ребята, скажите, почему они просят сделать им кормушки?
- Итак, сегодня мы будем говорить о птицах. И я предлагаю вам отправиться на птичью выставку.
Как зовут нашего первого гостя, вы узнаете отгадав загадку :
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В тёплый край я не летаю,
Здесь под крышей обитаю,
— Чик-чирик! Не робей,
Я бывалый.
(Воробей)
(Картинка с изображением воробья)
-Какой звук издаёт воробей? (Чик-чирик) Как он выглядит?
Воробей маленькая, очень подвижная птичка. У него коричневая спинка с широкими полосками. Хвост и крылья у него тёмно-бурые, голова серая, подбородок и горло чёрные, клюв тонкий. Они строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Зимуют воробьи и в городе, и в деревне рядом с человеком. (В щелях стен, под крышами домов, балконов, на свалках, в заброшенных гнёздах.) Он питается зерном, семенами, семечками, крошками. А летом воробей уничтожает вредных насекомых.
- Какая птица умеет ворковать? (Голубь)
(Картинка с изображением голубя)
Голуби – воркуют,очень доверчивые птицы. Живут вблизи домов людей способны возвращаться к своему гнезду, как бы далеко от него не оказались.
Как голубь воркует? (Гур-гур)
-Следующая наша гостья
Не сидит она на месте,
На хвосте разносит вести.
Может, в них и мало прока.
Но горда собой…
(Сорока)
(Картинка с изображением сороки)
Сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа. Она очень любопытная. Увидит что-нибудь блестящее, монетку, стёклышко, и разглядывает круглым глазом. Потом схватит, и утащит в своё гнездо. Сороки летают не очень хорошо, перепрыгивают с места на место, ходит небольшими шажками. Она всеядна, питается ягодами семенами растений, грызунами, насекомыми
- Прилетела к нам
Особа всем известная,
Она – крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Красавица-ворона.
(картинка с изображением вороны)
-А как ворона каркает.
Ворона - важная, горластая. Вороны бывают как полностью черного цвета, так и чёрными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
- О какой птице так говорят?
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой -
Все равно он будет мой!
(Дятел)
(Картинка с изображением дятла)
- Как стучит дятел? А чем он стучит? И зачем же ему вот так стучать?
У дятлов черная курточка и красная береткана голове. Это одна из очень полезных птиц наших лесов : работает круглый год по уничтожению вредителей. Является лесным доктором. Дятел - большую часть времени проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дупло в стволе служит гнездом. Зимой дятлы питаются семенами хвойных деревьев.
- Встречайте следующего гостя. Угадайте, кто это?
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это.
(Снегири)
(Картинка с изображением снегиря)
Посмотрите, как он выглядит? Где они живут?
Снегирь – самая зимняя птичка. У него ярко красная грудка, чёрная шапочка, белые полоски на крыльях, клюв чёрный. Зиму проводят в странствиях, перебираясь поближе к человеческому жилью. Снегирь по земле скачет короткими прыжками, ныряет в снег и купается. Держатся снегири на рябине, клёне, кустах калины, обрывая ягоды и расклёвывая семена.
-Что это за птица?
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
(На доске картинка синицы)
Вот посмотрите, какая она? Как мы ее узнаем? А как вы думаете, чем они питаются?
Синица – это небольшая птичка с желтеньким брюшком, а на голове чёрная шапочка. Это очень шустрые и бойкие птички. Синицы не улетают на зиму в тёплые края, а переживают зиму, укрывшись в дупле. В снежную зиму пищи совсем немного, и птицам приходится нелегко. В поисках еды они прилетают к жилью человека.
- Отгадайте, о ком идёт речь?
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
(Сова)
Днём спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
(Филин)
- Кто это? Какую пользу приносят совы?
Красивый ночной хищник. Днем она спит, а ночью выходит на охоту. Раньше считалось, что совы приносят несчастье и нещадно их
- Итак, ребята, какие птицы есть на нашей птичьей выставке? Как можно назвать этих птиц одним словом? (Зимующие) Почему?
Физкультминутка
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
Крылья расправим,
Клювик почистим
И все вернёмся назад.
А скажите, для чего нужны птицы? Птицы нам приносят пользу. Зима – очень трудное время года для птиц, особенно, если она морозная и снежная. Имтрудно находить корм во время снегопадов, в метели и сильные морозы. Ребята, а как мы можем помочь птицам зимой? (Сделать кормушку и подкармливать птиц) Из чего можно сделать кормушки? А чем мы будем угощать птиц?
Еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: подсолнуха, дыни, арбуза. Овёс, пшено клюют только воробьи, для них также годятся хлебные крошки. Синицы, кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Вороны – всеядные птицы. Снегири предпочитают ягоды рябины, облепихи, барбариса, семечки арбуза, тыквы. Голуби любят крупу и хлеб.
Сейчас мы с вами поиграем. Разделимся с вами на команды. У нас будут три команды по три человека. За каждый правильный ответ получите звездочку. Итак, первое заданиеназывается «Птичья мозаика».
Дидактическая игра «Сложи картинку»
Каждая команда получает в конверте несколько фрагментов, из которых следует собрать птицу.
Следующее задание «Одень меня». У вас на столе изображения птиц, но они раскрашены не полностью. Следует закрасить остальные части.
А сейчас викторина – конкурс вопросов.
Какая птица бывает почтовой? (Голубь).
Какая птица носит черный галстук на желтой манишке? (Синица)
Какая птица днем спит, а ночью охотится на мышей? (Сова, филин)
Какую птицу называют санитаром леса? (Дятел)
Как называется птичий дом (гнездо).
Какая птица не умеет летать, но хорошо плавает, ныряет и не боится холода? (Пингвин)
Как называют дитя птиц? (птенец)
Кого из птиц называют «воровкой»? (Сорока)
Итак, ребята, какие птицы у нас на кормушке (перечисляют). А как их назвать одним словом? (Зимующие)
Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? (Ответы детей). Что нового и интересного вы сегодня узнали? Как мы можем заботиться о птицах?