Марина Кириллова
Конспект ООД по теме «Права детей» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с понятием «право» в доступной для их возраста форме, систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях, рассмотреть права сказочных героев в сказках.
Развивающие: развивать правовое мировоззрение, умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.
Публикация «Конспект ООД по теме „Права детей“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, способствовать развитию вежливости, доброжелательности.
Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята, сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется «Конвенция о правах ребенка». В этой книге говорится о правах детей. Все дети на Земле независимо от национальности, цвета кожи, мальчик это или девочка, на каком языке говорит – все-все дети должны иметь одинаковые права.
А что такое право? (Высказывания детей).
Право – это возможность что-то иметь или делать. Эта возможность обеспечивается и охраняется государством.
Воспитатель вносит магнитную доску с цветком, лепестки у цветка обозначены цифрами от 1 до 8.
В: Из какой сказки этот цветок?
Д: "Цветик - семицветик".
В: Давайте вспомним с вами эту сказку. Каким волшебством обладал цветок
Д: Исполнял желания девочки Жени.
В: А наш «Цветик -семицветик», поможет нам вспомнить какими же правами обладают дети. Ребята, вы готовы вспоминать свои права!
Д: Да!
В: Тогда в путь! Сейчас я попрошу одного из вас взять лепесток с цифрой «1».
Выходит ребенок, берет лепесток «1».
В: Посмотри, что с обратной стороны изображено?
Р: Здесь изображена мама с ребёнком.
Параллельно на экране эта же картинка.
В: Правильно! А какое право обозначает эта картинка?
Д: это право на жизнь!
В: Важнейшее право, которое имеют все дети на Земле – это право на жизнь. Ребята, в народе говорят, что «Жизнь дана на добрые дела» Что значат эти слова? Подумайте и скажите, какие поступки и дела можно назвать добрыми?
Ответы детей.
В: т. е в жизни человек должен совершать только хорошие поступки. А сейчас мы с Вами поиграем в игру, которая называется «Добрые дела». Вот правила этой игры : возьмите в руки сердечки и расскажите, какое доброе дело вы сегодня сделали, или хотите сделать. И прикрепите свое сердечко на наше «дерево добрых дел». Посмотрите как много хороших дел и поступков можно сделать дома, в детском саду и на улице. Молодцы!
В: А вот еще одна игра, которая поможет нам с вами закрепить первое право – право на жизнь, это игра «Спасатели». Вы ребята сейчас будите выполнять роль спасателей. А что делают спасатели?
Д: Спасают людей из горящего дома, из воды, с льдины и т. д.
В: Правильно! А вы будите спасать сегодня игрушки! Наши игрушки оказались на острове и не могут оттуда выбраться. Их нужно спасти! Вам нужно встать парами, взяться за руки, добежать до обруча – «острова», взять игрушку, положить её на руки и вернуться назад. Все готовы! Тогда игра началась!
Дети парами по – очереди спасают игрушки.
В: Молодцы! Всех спасли! Напомните мне, какое право вы сейчас реализовывали?
Д: Право на жизнь!
В: Совершенно верно! Право на жизнь! Запомните это право!
В: Посмотрим на второй лепесток!
Прошу другого ребенка взять лепесток с цифрой «2».
В: Что там изображено!
На экране дублируется картинка с лепестка.
Р: Здесь изображена книжка.
В: А кто знает, что это за книжка?
Д: Свидетельство о рождении.
В: Что записывают в эту книжку?
Д: Фамилию, Имя, Отчество ребенка, и ФИО его родителей.
В: А какое право означает эта картинка?
Д: Право на имя.
В: Совершенно верно! Имя позволяет каждому из нас ощущать свою индивидуальность, непохожесть на других. Предлагаю вам поиграть в игру «Шляпа знакомств», которая поможет нам запомнить это право – право на имя. Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою имя, фамилию и отчество.
Проводится игра «Шляпа знакомств».
В: Молодцы! Повторите пожалуйста второе право ребенка, с которым мы познакомились?
Д: Право на имя.
В: Хорошо. Молодцы!
В: Предлагаю посмотреть лепесток «3».
Прошу следующего ребенка подойти.
В: Что там изображено?
На экране появляется дублирующая картинка «Семья»
Р: Это семья.
В: Какое право означает эта картинка?
Д: Право на семью.
В: Совершенно верно! Кто мне скажет, что такое семья?
Ответы детей.
В: Совершенно верно! Семья – это люди которые живут вместе и являются родственниками. А сейчас я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье.
Пальчиковая гимнастика “Семья”
Это пальчик – дедушка,
Это пальчик – бабушка,
Это пальчик- папочка,
Это пальчик – мамочка,
Это пальчик – это я
Вот и вся моя семья.
В: Предлагаю вспомнить как зовут ваших родителей. Игра «Моих родителей зовут…»
Проводится игра «Моих родителей зовут…» с мячом по кругу. Дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
В: Вот молодцы! Повторите право которое мы с вами узнали?
Д: Право на семью.
Прошу следующего ребенка подойти и посмотреть лепесток «4».
В: Что там изображено?
На экране появляется дублирующая картинка «Дети разных национальностей»
Р: Это дети в национальных костюмах.
В: Какое право означает эта картинка?
Д: Право на пользование родным языком.
В: Совершенно верно! Кто мне скажет, что такое семья?
На каком языке мы рассказали стихотворение про семью? На русском. Камилла, а в твоей семье на каком еще языке говорят?
Р: на татарском.
В: И мы с вами в садике изучаем татарский язык и знаем это стихотворение на татарском языке! Давайте повторим его на татарском.
Пальчиковая гимнастика “Семья” на татарском языке.
Бу бармак – бабай
Бу бармак – эби
Бу бармак – эти
Бу бармак – эни
Бу бармак – мин (кыз, малай)
В: Молодцы! Предлагаю посмотреть следующий лепесток!
Прошу следующего ребенка подойти и взять лепесток «5».
В: Что там изображено?
На экране дублируется картинка «Учебник».
Р: Это книга!
В: А кто может предположить, что за право может быть связано с учебником?
Д: Это право на образование.
В: Конечно! Вы сейчас ходите в детский сад, потом пойдете в школу учиться, потом в колледж или институт и т. д.
Как вы думаете ребята, зачем дети ходят в школу? (ответы детей)
Как называют детей, которые ходят в школу? (ответы детей)
Но учатся не только в школе, но и в саду. Вы ведь о многом узнаёте на занятиях.
Сейчас я проверю, как вы знаете геометрические фигуры!
Загадывание загадок о геометрических фигура
(после того как дети отгадали загадку, на экране появляется изображение нужной фигуры)
Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня …КРУГ
Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я? ТРЕУГОЛЬНИК
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его…КВАДРАТ
Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…ОВАЛ
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат…ПРЯМОУГОЛЬНИК
В: Молодцы! Справились с моими загадками! Вижу, что все вы используете свое право на образование! А сейчас предлагаю поиграть в игру «Собери портфель».
Проводится игра «Собери портфель». Дети делятся на две команды. Каждая должна собрать в портфель школьные принадлежности. После того, как дети закончат собирать проверяем вместе.
В: Молодцы ребята! Вы справились с заданием и отлично реализовали свое право на образование!
В: Повторим, какое право мы только что реализовывали?
Д: Право на образование.
В: Совершенно верно! Предлагаю продолжить знакомится с правами для детей.
Предлагаю следующему ребенку подойти и взять лепесток «6».
В: Что там изображено?
На экране дублируется картинка «Доктор Айболит».
Р: Это Доктор Айболит!
В: А какое право может быть связано с доктором?
Д: Право на медицинскую помощь.
В: Конечно! Это право ребенка на медицинскую помощь или уход.
В: Чтобы быть здоровым, нужно каждое утро делать зарядку. Приглашаю вас на зарядку.
Руки вверх, руки вниз,
На носках приподнимись,
Вправо, влево наклонись,
Повтори наклон раз пять,
А потом, дружок, присядь!
В: И чтобы запомнить это право предлагаю поиграть в игру «Собери чемодан для Айболита».
Проводится игра «Собери чемодан для Айболита».
В: Давайте повторим право с которым мы сейчас познакомились – Право на медицинскую помощь.
В: Предлагаю продолжить и посмотреть следующее право, лепесток «7».
Приглашаю следующего ребенка.
В: Что изображено на лепестке?
Картинка «Дом» дублируется на экране.
Р: здесь изображен дом.
В: Правильно! А право это называется – право на жилье. И чтобы закрепить это право мы с вами поиграем в игру «Кому какой дом».
Проводится игра с мячом «Кому, какой дом». Все становятся в круг, воспитатель кидает мяч одному из детей, называя животное, ребёнок кидает мяч воспитателю, называя жилище этого животного.
Медведю – берлога
Белке – дупло
Волку – логово
Птице – гнездо
Пчеле – улей
Собаке – конура
Лисе - нора
Человеку – дом
В: Замечательно! А вот еще одна игра, называется «Я живу на….». Сейчас мы с вами вспомним ваши домашние адреса, название улицы, номер дома и номер квартиры в которой вы живете.
Проводится игра «Я живу на….» все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребё нку и говорит: Я живу на, ребёнок продолжает, называя свой домашний адрес и возвращает мяч воспитателю. Аналогично с каждым ребенком.
В: Замечательно! Вот мы с вами и вспомнили ваши домашние адреса и запомнили какое право ребенка?
Д: право на жилье!
В: Правильно! Продолжим знакомится с правами детей и посмотрим на серединку цветка.
Приглашаю следующего ребенка.
В: Что изображено?
Картинка «Отдых» дублируется на экране.
Р: Это право на отдых и развлечения.
В: Совершенно верно! Это право на отдых и развлечение! Это пожалуй самое важное право, которое придумали для Вас.
В: Предлагаю вам ребята поиграть! Игра «Прогулка по ручью».
Проводится игра «Прогулка по ручью». На полу изображён ручеёк – то извилистый, то широкий, то узкий. Все дети – туристы. Они становятся друг за другом в цепочку, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширине плеч впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где начинается их путь, и передвигаются дальше все вместе, меняя ширину ног и направление движения, ступая по берегам ручья. Оступившийся становится в конец цепочки.
Рефлексия
Закончить стихотворение и найти соответствующий символ
1) Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на (семью)
2) Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё (имя)
3) Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на (жильё)
4) Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на … (образование)
5) Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только… (врач)
6) Мама работала,
Папа трудился,
А я в детском садике все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на (отдых)
7) Родной язык – народа достоянье
Он с детства каждому из нас знаком
Стихи и проза, сказки и преданья
Все мило нам на языке родном!
Это право на… (родной язык)
8) Я расту на радость маме
Но приходится признать
Чтоб я вырос лучшим самым
Как мне много нужно дать!
Это право на….(жизнь)