Получи документы

Консультация для педагогов «Мнемотаблицы по художественным произведениям, изготовленные детьми, как способ развития речи»

Татьяна Бахарева
Консультация для педагогов «Мнемотаблицы по художественным произведениям, изготовленные детьми, как способ развития речи»
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время современные технологии всё больше захватывают нашу жизнь, гаджеты нам заменили живое общение,. В современном мире, к сожалению, родители часто не уделяют детям достаточно времени, предоставляя их самим себе или электронным играм. Всё это негативно влияет на развитие речи ребёника, потому, что овладение речью в раннем возрасте происходит только при живом непосредственном общении, когда малыш не только слушает живые слова, но и отвечает другому человеку, он сам включён в диалог.

В своей ежедневной работе я вижу, что у детей существуют множество проблем с речью:

1. Скудный словарный запас.

2. Неумение построить монолог, например, сюжетный или описательный рассказ, пересказ текста.

3. Нарушение звукопроизношения.

4. Односложная, состоящая из простых предложений речь (неспособность грамматически правильно построить предложение).

5. Бедная дилогическая речь (неспособность грамотно построить вопрос, построить краткий или развернутый ответ).

6. Заучивание стихотворений вызывает трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Наиболее сложной стороной речи является связная речь. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей – явление редкое. И в решении данной проблемы на помощь воспитателю приходят различные педагогические технологии и творческие методики, эфективность которых очевидна. Я бы хотела сегодня рассказать вам о мнемотехнике, которую я использую в своей работе.

Мнемотехника — это наиболее значимая и эффективная система различных приёмов, позволяющая детям легче воспринять и переработать зрительную и слуховую информацию, сохранять и воспроизводить её путём образования дополнительных ассоциаций.

Основные задачи мнемотехники:

1. Развивать у детей умение с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые художественные произведения.

2. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды).

3. Развивать сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

4. Воспитывать любовь к народным и авторским сказкам.

А на что же в будущем влияет речь ребёнка? Правильно сформированная речь влияет на обучение и успеваемость ребёнка, его социальную адаптацию, эмоциональное и когнитивное развитие.

Обратите внимание, на экране представлены инструменты мнемотехники: мнемоквадрат, мнемодорожка и мнемотаблица.

Использовать приемы мнемотехники в своей профессиональной деятельности я начала с детьми во второй младшей группе. мнемоквадраты и мнемодорожки я предлагала в готовом варианте,т. к у детей ещё недостаточно развиты навыки рисования. Мы начали с «кодирования» текстов детских песенок, которые никак не могли запомнить мои малыши. Простое повторение стихов с целью заучивания не было достаточно эффективным. А «пропевание» песенок по опорным символам, наоборот, вызвало у малышей живой интерес.

В дальнейшем приемы мнемотехники я стала применять в различных видах деятельности: для запоминания стихов, для пересказа, для составления описательных и творческих рассказов, для запоминания правил поведения (поведения в группе, на улице, общения, безопасности и т. п.)

Обучение кодированию осуществлялось поэтапно:

В младшем и среднем дошкольном возрасте это было «кодирование» с помощью наглядного материала. В своей работе я использовала картинки-алгоритмы по принципу от простого к сложному. Начинала с мнемоквадратов (одна картинка) и постепенно переходила к мнемоцепочкам (ряд картинок, мнемосхемам. Активно применяла игровые ситуации, поскольку детям легче запомнить задачу, подкреплённую игровым мотивом. Например: Как помочь зверятам восстановить теремок, разрушенный медведем и т. п.

Использование мнемосхем с опорными рисунками символами для заучивания текста или воспроизведения текста с детьми старшего возраста способствовало превращению НОД в увлекательную игру для детей. На каждое слово или словосочетание мы с детьми придумывали картинку (символ) и таким образом «зарисовывали», шифровали текст.

Сначала придуманные вместе с детьми символы зарисовывались мной, а в дальнейшем дети сами кодировали слова и составляли собственные схемы.

Опора на наглядность в приемах мнемотехники имеет свою особенность, которую я учитывала в своей работе. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста картинки должны быть цветными (например, солнце – круг желтого цвета и т. п.) – «образ должен быть ярким. Детям старшего дошкольного возраста картинки рисуются в одном цвете, чтобы не рассеивать внимание.

Содержание мнемотаблицы – это графическое изображение предметов, персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т. е можно нарисовать все то, что посчитаете нужным. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Для изготовления мнемотаблиц не требуются высокие художественные способности: и даже сам ребёнок в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов к выбранному рассказу или сказке.

При создании мнемотаблиц существуют следующие требования

1. Модель должна отображать обобщенный образ предмета.

2. Раскрывать существенное в объекте.

3. Быть доступной и простой для восприятия.

Конечно существует определенный алгоритм при создания мнемотаблиц.

1. Сначала я предлагаю детям выбирать произведение, по которому будет создаваться мнемосхема,. Важно, чтобы выбранное произведение было знакомо и вызывало интерес у детей.

2. Затем вместе мы обсуждаем содержание, объясняю детям все непонятные слова и выражения,рассматриваем иллюстрации и обязательно выделяем главных героев, основные события и ключевые моменты сюжета. Это можно сделать через обсуждение с детьми вопросов типа: «Кто главный герой этой сказки?», «Что произошло сначала?», «Какие события были дальше?» и. т. д.

3. Следующий этап- создание визуальных символов. Для этого используются простые рисунки или символы, которые будут представлять героев и события из произведения. Например, круг может обозначать солнце, квадрат- дом, треугольник -гору и. т. д.

4. Теперь составляем схему. Необходимо расположить готовые символы на листе бумаги в определённой последовательности, в соответствии с ходом событий в произведении. Это поможет ребёнку визуально представить сюжет и облегчит его пересказ.

5. Мнемотаблица готова и можно приступать к пересказу с её помощью. Ребёнок указывает на каждый символ и рассказывает, что происходит в этот момент истории. Педагог может помогать. Задавая наводящие вопросы и корректируя ошибки.

Моя практика использования мнемосхем показывает, что в начале работы дети испытывают некоторые сложности, им трудно следовать предложенному плану таблицы. Часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Но со временем они совершенствует свой навык связного повествования используя созданные мнемотаблицы. Постепенно дети начинают рассказывать историю без помощи взрослого, опираясь только на визуальные подсказки.

По результатам наблюдений за детьми выпускной группы мной была отмечена положительная динамика речевого развития, заметно повысился объем зрительной и вербальной памяти, улучшились распределение и устойчивость внимания, активизировалась мыслительная деятельность.

Моя работа с мнемосхемами продолжается и сейчас

В презентации вы можете увидеть примеры таких мнемосхем, они были изготовлены в том числе детьми самостоятельно по стихотворениям загадкам, считалкам. (Мнемотаблица по стихотворению И. Винокурова «Ходит осень в нашем парке»).(Мнемотаблица по стихотворению «Посуда»)

Использование таких опорных рисунков превращает заучивание любого стихотворения в увлекательную игру.

Так же дети очень любят загадки и с помощью мнемотаблиц и мнемодорожек с удовольствием их отгадывают. При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект.

(Мнемосхемы по загадкам «Ёжик», «Репка»)

Ещё в своей работе я использую мнемотаблицы для помощи детям в составления описательных рассказов по лексическим темам. Посмотрите, вот какой описательный рассказ был составлен детьми по теме «Осень» с опорой на мнемосхему,которую они сами нарисовали.

(Мнемотаблица рассказа по теме «Осень»)

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить.

Ребятам очень нравится самостоятельная театрализованная деятельность, где им в помощь приходят мнемотаблицы, например по сказке «Маша и медведь».(Мнемосхема по сказке «Маша и медведь»).

Ещё ребята любят играть в игры с использованием мнемосхем - «Угадай героя «Какая сказка спряталась?». Они делятся на команды, рисуют схему и выстраиваются в живую мнеодорожку, другая команда должна угадать сказку и рассказать её по данной схеме.

Родители так же являются неотъемлемым звеном в образовательном процессе детского сада. И поэтому для повышения эффективности нашей совместной работы с семьёй я познакомила родителей с методом мнемотехники. Родителям был представлен мастер-класс по изготовлению мнемосхем совместно с детьми, проведены консультации об использовании схем-моделей в заучивании наизусть новогодних стихов, потешек и загадок дома. За время моей работы с детьми и совместно с родителями, были изготовлены схемы-модели по загадкам, мнемотаблицы по сказкам, потешкам, временам года.

Я думаю, что актуальность в использовании схем-моделей и мнемотаблиц заключается в том, что они быстро и эффективно помогают запомнить новую информацию и закрепить изученное в занимательной игровой форме. Так же, это отличный способ хранения информации.

Метод создания и работы с мнемотаблицами, имеет несомненно ряд преимуществ :

1Улучшается связность и логичность речи, дошкольник пополняет свой словарный запас, учится строить монолог, обретает навыки описательного рассказа и пересказа текста

2Тренируется память. Ребёнок учится запоминать и воспроизводить последовательность событий.

3. Процесс создания рисунков и символов стимулирует воображение и творческие способности.

4. Работа с литературными произведениями пробуждает интерес к книге и чтению

5. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Таким образом, я пришла к выводу, что систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, даёт свои результаты. А создание мнемотаблиц становится полезным инструментом для комплексного развития дошкольника, помогающим ему осваивать новые знания и навыки в игровой форме.

Публикации по теме:

«Кукла Травница». Занимаемся художественным ручным трудом с детьми«Кукла Травница». Занимаемся художественным ручным трудом с детьми Этот материал будет очень полезен семьям, которые живут в домах, где есть приусадебные участки или огороды, а также дачи, на которых.

Консультация для педагогов «Хобби как способ переключиться и подзарядиться»Консультация для педагогов «Хобби как способ переключиться и подзарядиться» Консультация для педагогов: «Хобби как способ переключиться и подзарядиться» Думаю, никто не будет спорить, что педагог это профессия.

Консультация для педагогов «О речи воспитателя в детском саду с детьми» Консультация для педагогов на тему:"О речи воспитателя в детском саду с детьми" Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Мнемотаблицы по художественным произведениям, изготовленные детьми, как способ развития речи»
Опубликовано: 7 февраля 2025 в 10:33
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Мнемотаблицы по художественным произведениям, изготовленные детьми, как способ развития речи»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Бахарева (УИ 2183288) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 февраля 2025 суббота
Отмечаем день науки с будущими учеными!
"Лыжня России-2025!" В этом году гонка посвящена 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне.
Пионеры-герои Великой Отечественной войны
Знакомимся с профессией химик!
09 февраля 2025 воскресенье
Самолёт построим сами!
Бережем зубки с детства!
Играем в волейбол!
Готовим, играем и учимся с пиццей!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД