Елена Князева
Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе «Литературный калейдоскоп» по произведениям Л. Н. Толстого
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- расширять знания детей о великом русском писателе Л. Н. Толстом, его творчестве; формировать основы нравственной культуры детей дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Задачи:
• Образовательные: помочь детям вспомнить знакомые сказки, рассказы; познакомить с новыми произведением писателя «Пожарные собаки».
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию в старшей группе „Литературный калейдоскоп“ по произведениям Л, Н, Толстого» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Толстой Л.Н.
- Темочки
• Развивающие : вовлечь детей в диалог, продолжать учить детей высказывать свои мысли; развивать связанную речь, интонационную выразительность, обогащать словарный запас определениями, наречиями, антонимами, синонимами.
• Воспитательные: воспитывать дружбу, честность, интерес к Творчеству Л. Н. Толстого.
Предварительная работа:
- чтение произведений Л. Н. Толстого «Три медведя», «Косточка», «Лев и собачка», «Пришла весна, потекла вода», «Два товарища». Экскурсия в музей, беседы: «Почему так назвали улицу?», «Лев Толстой – великий русский писатель». Литературная выставка по произведениям Л. Н. Толстого. Знакомство с пословицами о дружбе.
Материально-техническое обеспечение:
- портрет писателя Л. Н. Толстого, иллюстрации к произведениям Л. Н. Толстого, выставка книг, фланелеграф и герои басни «Два товарища».
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
-Ребята, сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения нашего поэта-земляка П. В. Кузовлева.
По весне в майский день
В белом праздничном платье
Утопает под солнцем
Мой поселок родной.
Я люблю тебя в осень,
Я люблю тебя разным,
В горе, в радости, в счастье
Я с тобой, Лев Толстой.
- Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (В этом стихотворении говорится о любви к поселку, о том, что он красивый).
- А как называется наш поселок? (Наш поселок называется Лев Толстой).
- Почему его так назвали? (Потому что здесь заболел и умер Лев Толстой). Да дети, много лет назад на железнодорожный вокзал станции Астапово прибыл поезд на котором ехал тяжелобольной писатель Л. Н. Толстой. Так как дальше ехать он не мог, начальник станции предложил оставить больного писателя у него в доме. Несмотря на хороший уход и лечение, через несколько дней Лев Николаевич умер. В память о нем и был назван наш поселок.
Воспитатель:
- Ребята, Лев Николаевич Толстой много своих произведений посвятил детям. Давайте вспомним эти произведения.
Проводится игра «Угадай произведение»
Воспитатель обращает внимание детей на ширму, где дети показывают отрывок из сказки:
- А медведи пришли домой голодные и захотели обедать. Большой медведь взял свою чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
- Кто хлебал в моей чашке?
Настасья Петровна посмотрела свою чашку и зарычала не так громко:
- Кто хлебал в моей чашке?
А Мишутка увидел свою пустую чашку и запищал тонким голосом:
- Кто хлебал в моей чашке и все выхлебал?
Воспитатель:
- Ребята, кто же съел все из мишуткиной чашки? (Девочка).
- Как называется эта сказка? («Три медведя»).
Воспитатель:
- Посмотрите на эту книгу. Кто вспомнил, как она называется? («Лев и собачка»).
- О чем писатель рассказал в этом произведении? (О дружбе льва и собачки).
- Какие события происходили : грустные или веселые? Какими словами еще можно назвать это произведение, эти события? (Грустные, печальные, тоскливые).
- Что можно сказать о льве? Какой он? (Величественный, большой, могучий, лохматый, царь зверей, красивый).
- А какая собачка? (Маленькая, трусливая, жалобная, добрая, игривая, дружелюбная).
- Как жили лев и собачка в одной клетке? (Они подружились. Они ели вместе, спали вместе, а иногда и играли).
- Чем закончился этот рассказ? (Собачка заболела и умерла).
- Как вел себя лев после смерти собачки? (Он перестал есть, нюхал, лизал собачку, трогал ее лапой. Он тосковал, печалился, буйствовал, рычал).
- Что стало со львом? (Он умер).
- Как вы думаете, почему лев умер? (От горя, тоски, от боли, печали).
Воспитатель:
- Вот, ребята, какая крепкая дружба была между львом и собачкой. Чему учит этот рассказ? (Крепкой дружбе).
- Ребята, а вот вам бы хотелось, чтобы конец этой истории был другим? Чем бы по-вашему могла окончиться эта история?
На фланелеграфе воспитатель показывает отрывок из басни «Два товарища».
- Медведь подошел и стал нюхать. Он и дышать престал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что он мертвый и отшел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется: «Ну, что, говорит – медведь тебе на ухо говорил?»
Воспитатель:
- Как называется эта басня? («Два товарища»).
- Кто помнит, что ответил мальчик своему другу? (Он сказал, что плохие люди те, которые в опасности от товарища убегают).
- Можно ли назвать таких товарищей друзьями? Почему?
-Какую пословицу можно употребить в данном случае, к концу этой басни? (Друг познается в беде. Настоящий герой за друга горой).
Физкультминутка:
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так,
Головой своей крутили.
Медвежата
Дружно дерево катили
Вот так, вот так,
Дружно дерево катили.
Вперевалочку ходили
И из речки воду пили.
Вот так, вот так,
И из речки воду пили.
А потом они плясали
Выше лапы поднимали
Вот так, вот так,
Выше лапы поднимали.
Дети показывают сцену из произведения Л. Н. Толстого «Косточка».
- За обедом отец говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?»
- Нет
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
- Нет, я не ел.
Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это не хорошо, но не в этом беда. Беда в том, что в сливах есть косточки и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал:
- Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Воспитатель:
- Ребята, вы узнали это произведение? (Это рассказ называется «Косточка»).
- Почему же заплакал Ваня? (Ване стало стыдно, потому что он сказал неправду и все узнали об этом, нельзя обманывать, надо говорить правду).
Воспитатель читает рассказ «Пожарные собаки». Поясняет, что Лондон – это город в Англии. Задает вопросы.
- Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
- О чем рассказывается в этом произведении?
- Почему собак назвали пожарными? Что делают пожарные собаки?
- Что произошло однажды?
- Чем закончился рассказ?
- Как можно сказать о пожарных собаках? (Смелые, ловкие, сильные, находчивые).
- Чем понравился вам этот рассказ?
Дети делятся своими впечатлениями о рассказе Л. Н. Толстого «Пожарные собаки».
Воспитатель:
- Ребята, сегодня мы с вами вспомнили литературные произведения, которые написал для детей Л. Н. Толстой.
Воспитатель предлагает детям подойти к литературной выставке, рассмотреть иллюстрации к книгам.