Елена Жигалова
Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Хлеб — всему голова»
Цель: Дать представление детям о том, что хлеб- основной продукт питания человека
Задачи:
Обучающие
Формировать представление детей о том, кто и как выращивает, печёт хлеб.
Знакомить детей со злаковыми растениями. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения. Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми. Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.
Развивающие
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей. Развивать сенсорные навыки, мелкую мускулатуру рук.
Воспитательные
Воспитывать бережно отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда.
Интегрируемые образовательные области : "Познание", "Социализации", "Коммуникация", "Художественное творчество", "физическая культура"
Словарная работа. Познакомить детей со словами: злаки, жито; активизировать в речи детей:зерновые растения, колосья, пшеница, рожь, гречневая, овсяная, рисовая
Предварительная работа. Разучивание стихотворений, пословиц и поговорок о хлебе, чтение отрыва из произведения А,. Мусатова"Вот какой, каравай" ;"Кто в поле главный", "Песня пахаря" А. Кол цова, "Земля на зернышке стоит" А. Владимировна, чтение сказок " Мальчик с пальчик", "Мужик и медведь", "Петушок и два мышонкс", "Жерновцы", "Лёгкий хлеб", оформление мини-музея хлеба.
Оборудование: колосья пшеницы и ржи, лупы, кусочки белого и ржаного хлеба, шапочки-маски колосков, гречневая, овсяная, рисовая крупа в прозрачных пакетах и тканевых мешочках, презентация" Какой разный хлеб", гтршочки с песком, опилками и землёй, зерна пшеницы, отрывок из сказки "Колосок".
Фоорма проведения: совместная деятельность
Ход ООД
Дети вместе с воспитателем стоят в кругу
- Придумано кем-то просто и мудро:
При встрече здороваться :- Доброе утро!
- Доброе утро-солнцу и птицам
-Доброе утро-улычивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчевым
Пусть доброе утро длится до вечера!
Улыбнитесь друг другу и пожелайте доброго утра.
Воспитатель показывает отрывок из мультфильма "Колосок". Что нашли мышата во дворе?
Ребята, приглашаю вас совершить экскурсию по нашему музею хлеба. Его экспонаты помогут нам узнать много нового об этом продукте питания.
Колосок как будто дом
Много комнат в доме том.
В каждой комнате--зерно,
Спелой зрелость полно.
(Дети рассматривают через лупы колос я пшеницы и ржи.)
Пшеницу, рожь и другие зерновые растения называют злаками. Как называют зерновые растения? Это колос пшеницы (показывает) - пшеничный колос. Как можно назвать колос ржи? Какой он? (ржаной колос). Мука из зерен пшеницы-какая? (пшеничная мука).
Мука из зерен ржи-какая? (ржаная)
Тесто из пшеничной муки-какое? (пшеничной тесто)
Тесто из ржаной муки- какое? (ржаное).
Ребята, как вы думаете, какой хлеб пекут из пшеничной муки? (пшеничный, белый). А из ржаной (ржаной, черный).
В старину на Руи рожь называли житом. Вслушайтесь в звучание этого слова-"жито". Как вы думаете, почему люди дали ржи такое название? (дети высказывают свои предложения).
Слово "Жито" похоже на слово "жит". Хлеб- главный продукт питания, он ежедневно должен быть в рационе каждого человека, ведь "без хлеба нет обеда".
Игра "Угадай на вкус". Дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определят по вкусу, белый он или чёрный.
Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и чёрного ржаного.
Этюд "Колоски"
А сейчас мы с вами превратился в Колоски. Дети надевают шапочки-маски
Посажу я в землю хлебное зерно (дети присели)
Из земли поднимется колосом оно (дети поднимаются, поднимают руки).
Много, много зернышек в этом колоске (дети кружатся вокруг себя).
Вот уже лежат они на моей руке (протягивает ладони вперёд)
Посажу их в землю, и пойдут ростки (дети присели
Весело потянуться к солнцу колоски (потянулись, присел на носочки).
Не один уже, а вот сколько их растёт (взялись за руки в кружок)
Так и буду делать каждый, каждый год (подняли руки)
А однажды на поле гляну поутру (сделать круг большим,
Как один я, столько хлеба соберу? (развели руки в стороны)
На моей ладошке хлебное зерно. (показали на ладошке зернышко,
Посажу-ка в землю-пусть растет оно! (присели на корточки).
Из зёрен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд.
С давних времен на Руси употребляли в пищу разнообразные каши. "Хлеб да каша-пища наша", - говорили люди. И каких только каш не варили! Да и сейчас это вкусное и полезное блюдо варят и повара нашего детского сада, и ваши мамы у вас дома.
Игра "Из чего сварили кашу"
Какую кашу варят из гречки? (гречневую). Из овса-(овсяную). Из риса- (рисовую) и т. д.
Обратите внимание на то, как выглядят крупы. Чем они похожи и чем различаются? (ответы детей).
Пальчиковая гимнастика
Каша в поле росла (поочерёдно соеденить все пальцы)
К нам в тарелку пришла
Всех друзей угостим (раскрыть ладошки)
По тарелке дадим (поочерёдно загибать пальцы)
Птичке - нечеличке
Зайцу и лисичке
Кошке и матрешке
Всем дадим по ложке (развести руки в стороны)
Игра "Угадай на ощупь". Дети поочерёдно на ощупь определяют и называют крупы, которые находят в тканевых мешочках.
В разных странах готовят и употребляют в пищу разнообразные, порой удивительные блюда. Но хлеб-продукт, который едят люди во всем мире.
Расматривание иллюстраций с изображением разных видов хлебобулочных изделий.
Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену. Они никогда не бросят кусок хлеба. Я надеюсь, что и вы, ребята, тоже будете хорошо, бережно относиться к хлебу, беречь его, ценить, ведь недаром в народе хлеб звали уважительно и ласково "батюшка", "кормилец".
Ребята, хотели бы вы сами попробовать вырастить злаки? Давайте представим, что вы превратились в учёных. Проведём эксперимент. Посадите зерна пшеницы в три горшка- с песком, опилками и землёй. В какой ёмкости быстрее и дружнее прорастут зерна. (дети выполняют задание).
Вот и закончилась наша экскурсия. Чем она вам запомнилась? Куда бы вы ещё хотели отправиться на экскурсию?