ирина храмова
Конспект ООД по речевому развитию «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст.
Задачи:
Образовательные:
- учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства.
-познакомить детей с рассказом Е. Пермяка «Первая рыбка»;
- упражнять в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу;
-формировать умение детей слушать, понимать услышанное и пересказывать рассказ близко к тексту.
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию „Пересказ рассказа Е, Пермяка „Первая рыбка“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Пермяк Е.А.
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Рыбы, рыбки. Конспекты по развитию речи
- Темочки
Развивающие :
-развивать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию текста, предложениями различных конструкций;
-упражнять в умение грамматически правильно строить свое высказывание, расширять и активизировать словарь по теме.
Воспитательные:
-воспитывать культуру речевого общения;
-воспитывать самоконтроль за речью;
-воспитывать интерес к детской литературе.
Обогащение словаря: ерш, ершище, ершишка, ершистая.
Предварительная работа: показ презентации «Подводное царство»; рассматривание альбомов про рыб; чтение художественной литературы, загадывание загадок.
Оборудование: иллюстрации к рассказу; картинки с изображение речных рыбок.
Ход ООД
1. Организационный момент: Речевая разминка.
Чистоговорка:
АН – АН – АН - глубокий океан
РЯ – РЯ – РЯ – синие моря
НА – НА – НА – обитатели морского дна
ВЕ – ВЕ – ВЕ - рыбы плавают в воде
НЕ – НЕ – НЕ - осьминог на дне
ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - рыбу я ловлю
ТА – ТА – ТА - под водою красота
Воспитатель: А сейчас небольшая разминка. Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)
- Чем покрыто тело рыб? (чешуей)
- Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)
- С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)
- Как называются рыбы, живущие в море? (морские)
- Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)
- Кто такие мальки? (маленькая рыбка, недавно вышедшая из икринки)
- Чем ловят рыбу? (сетями, удочками)
- Как называется суп из рыбы? (уха)
- Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)
Игра: «Великан и Гномик на рыбалке» (образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов)
Воспитатель: Поиграем в игру «Великан и гномик на рыбалке».Узнаем какую рыбу может поймать великан, а какую гномик.
Великан поймал карася, а Гномик – карасика.
Великан поймал пескаря, а Гномик – …
Великан поймал леща, а Гномик – …
Великан поймал сома, а Гномик – …
Великан поймал карпа, а Гномик – …
Великан поймал ерша, а Гномик – …
Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками).
Воспитатель: Я буду читать вам предложение, а вы должны выбрать из предложенных ответов нужный вариант.
- Рыбка к камню. (отплыла, подплыла). Рыбка от берега. (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку. (вплыла, переплыла).
Физминутка: «Речка»
К речке быстрой мы спустились, (Дети идут к центру круга)
Наклонились и умылись. (Наклоняются, трут лицо руками)
Раз, два, три, четыре - (Прыжки на месте)
Вот как славно освежились. (Потянулись, руки вверх)
А теперь поплыли дружно. (Идут по кругу, взявшись за руки)
Делать так руками нужно:
Вместе — раз, это брасс, (Показывают «брас»)
Одной, другой — это кроль, (Показывают «кроль»)
Все как один плывем как дельфин. (Идут по кругу,сложив вытянутые руки)
Вышли на берег крутой (Маршируют)
И отправились домой.
Воспитатель:Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке.
Рассказ написал Евгений Андреевич Пермяк, это русский писатель который, писал не только взрослые рассказы, повести, но и короткие рассказы для детей. Рассказ, который я хочу вам прочитать называется «Первая рыбка»
- Прослушайте текст, а после прочтения, подумайте, почему рассказ так называется?
Первичное прочтение текста "Первая рыбка" Е. Пермяк.
Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только
один Юра не работал. Ему всего пять лет было.
Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы
поймали и всю бабушке отдали.
Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.
Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:
- От того наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша
уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.
А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли
навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался
потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.
Воспитатель:О чем говорится в этом рассказе? Почему этот рассказ называется «Первая рыбка?
- Почему этот текст называется «рассказ»?
- Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?
- В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)
- Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить).
- Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)
- Сколько рыбы поймал Юра?
- Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище,
крохотный ершишка.) Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра
большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома».
Воспитатель:Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному : то «большущийершище», то «крохотный ершишка»? (Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущийершище», а «крохотныйершишка».
- Чему радовался Юра? (Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.)
Воспитатель: Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова: (объяснить значения слов)
- уха (суп из рыбы)
- котелок (посуда, для варки пищи над огнем)
- вокруг (около, возле, рядом)
- ершище (большая рыба)
- нахваливать (много хвалить)
- навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе)
Воспитатель: А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ, а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо.
Повторное чтение рассказа.
Дидактическая игра «Составь предложение»
Воспитатель: Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.
- Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья
рыбу ловить и уху варить)
- Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы)
- Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал. Ерша.)
- Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)
- Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)
- Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась)
- Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)
-Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение).
- Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной
ухе была и моя маленькая рыбка)
Воспитатель: Ребята, я сейчас еще раз прочитаю текст, а вы постарайтесь его запомнить, чтобы потом самостоятельно его пересказать.
Прочтение текста в третий раз.
5. Закрепление темы занятия.
Пересказы рассказа детьми.
После пересказов проводится коллективная оценка. Воспитатель спрашивает,
кто из детей рассказывал интересно, выразительно, использовал авторские
слова и выражения.
Воспитатель: В рассказе сказано «крохотныйершишка». Как можно сказать по-другому?
- Подберите к слову крохотный слова, близкие, похожие по смыслу (маленький, малюсенький).
- Какое слово будет противоположным по смыслу слову маленький?
- Какими словами сказано про «ершище»? Да, «большущий ершище».
-Давайте скажем по-другому. Подберите к слову «большущий» слова, близкие по смыслу (огромный,громадный).
- Как вы думаете, можно ли так сказать: «большущий ершик»? Почему вы
считаете, что нельзя?
- А можно сказать «крохотный ершище»? Почему так нельзя сказать?
Дидактическая игра: «Скажи наоборот».
Воспитатель:Ребята, а как вы думаете, в какой воде любят жить рыбки?
А давайте поиграем?
- Я буду называть слова, а вы подбираете слова противоположные по смыслу:
Прозрачная - мутная
Горячая - холодная
Сырая -кипяченая
Соленая- пресная
Грязная - чистая
Итог занятия.
Воспитатель:Ребята, давайте встанем в круг и немного поговорим. С каким произведение познакомились сегодня?
- Кто автор этого произведения?Что вам больше всего понравилось?
- Что вызвало затруднение?
-Я хочу всех поблагодарить за вашу внимательность. Предлагаю вам рассказать рассказ «Первая рыбка» дома своим родителям, братикам и сестренкам.