МААМ-картинки

Конспект ООД по речевому развитию «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной к школе группе

ирина храмова
Конспект ООД по речевому развитию «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной к школе группе

Цель: формирование умения связано пересказывать литературный текст.

Задачи:

Образовательные:

- учить детей пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства.

-познакомить детей с рассказом Е. Пермяка «Первая рыбка»;

- упражнять в подборе синонимов; учить оценивать словосочетания по смыслу;

-формировать умение детей слушать, понимать услышанное и пересказывать рассказ близко к тексту.

Публикация «Конспект ООД по речевому развитию „Пересказ рассказа Е, Пермяка „Первая рыбка“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Развивающие :

-развивать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию текста, предложениями различных конструкций;

-упражнять в умение грамматически правильно строить свое высказывание, расширять и активизировать словарь по теме.

Воспитательные:

-воспитывать культуру речевого общения;

-воспитывать самоконтроль за речью;

-воспитывать интерес к детской литературе.

Обогащение словаря: ерш, ершище, ершишка, ершистая.

Предварительная работа: показ презентации «Подводное царство»; рассматривание альбомов про рыб; чтение художественной литературы, загадывание загадок.

Оборудование: иллюстрации к рассказу; картинки с изображение речных рыбок.

Ход ООД

1. Организационный момент: Речевая разминка.

Чистоговорка:

АН – АН – АН - глубокий океан

РЯ – РЯ – РЯ – синие моря

НА – НА – НА – обитатели морского дна

ВЕ – ВЕ – ВЕ - рыбы плавают в воде

НЕ – НЕ – НЕ - осьминог на дне

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - рыбу я ловлю

ТА – ТА – ТА - под водою красота

Воспитатель: А сейчас небольшая разминка. Где живут рыбы? (в аквариуме, пруде, реке, озере, море)

- Чем покрыто тело рыб? (чешуей)

- Как рыбы передвигаются в воде? (с помощью плавников и хвоста)

- С помощью чего дышат рыбы? (с помощью жабр)

- Как называются рыбы, живущие в море? (морские)

- Как называются рыбы, живущие в аквариуме? (аквариумные)

- Кто такие мальки? (маленькая рыбка, недавно вышедшая из икринки)

- Чем ловят рыбу? (сетями, удочками)

- Как называется суп из рыбы? (уха)

- Как называется человек, ловящий рыбу? (рыболов, рыбак)

Игра: «Великан и Гномик на рыбалке» (образование существительных с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов)

Воспитатель: Поиграем в игру «Великан и гномик на рыбалке».Узнаем какую рыбу может поймать великан, а какую гномик.

Великан поймал карася, а Гномик – карасика.

Великан поймал пескаря, а Гномик – …

Великан поймал леща, а Гномик – …

Великан поймал сома, а Гномик – …

Великан поймал карпа, а Гномик – …

Великан поймал ерша, а Гномик – …

Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками).

Воспитатель: Я буду читать вам предложение, а вы должны выбрать из предложенных ответов нужный вариант.

- Рыбка к камню. (отплыла, подплыла). Рыбка от берега. (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку. (вплыла, переплыла).

Физминутка: «Речка»

К речке быстрой мы спустились, (Дети идут к центру круга)

Наклонились и умылись. (Наклоняются, трут лицо руками)

Раз, два, три, четыре - (Прыжки на месте)

Вот как славно освежились. (Потянулись, руки вверх)

А теперь поплыли дружно. (Идут по кругу, взявшись за руки)

Делать так руками нужно:

Вместе — раз, это брасс, (Показывают «брас»)

Одной, другой — это кроль, (Показывают «кроль»)

Все как один плывем как дельфин. (Идут по кругу,сложив вытянутые руки)

Вышли на берег крутой (Маршируют)

И отправились домой.

Воспитатель:Ребята, кто из вас знает, что такое рыбалка? Сегодня я хочу вас познакомить с рассказом, в котором говорится о семейной рыбалке.

Рассказ написал Евгений Андреевич Пермяк, это русский писатель который, писал не только взрослые рассказы, повести, но и короткие рассказы для детей. Рассказ, который я хочу вам прочитать называется «Первая рыбка»

- Прослушайте текст, а после прочтения, подумайте, почему рассказ так называется?

Первичное прочтение текста "Первая рыбка" Е. Пермяк.

Юра жил в большой и дружной семье. Все в этой семье работали. Только

один Юра не работал. Ему всего пять лет было.

Один раз поехала Юрина семья рыбу ловить и уху варить. Много рыбы

поймали и всю бабушке отдали.

Юра тоже одну рыбку поймал. Ерша. И тоже бабушке отдал. Для ухи.

Сварила бабушка уху. Вся семья на берегу вокруг котелка уселась и давай уху нахваливать:

- От того наша уха вкусна, что Юра большущего ерша поймал. Потому наша

уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома.

А Юра хоть и маленький был, а понимал, что взрослые шутят. Велик ли

навар от крохотного ершишки? Но он всё равно радовался. Радовался

потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.

Воспитатель:О чем говорится в этом рассказе? Почему этот рассказ называется «Первая рыбка?

- Почему этот текст называется «рассказ»?

- Ребята, а кто помнит автора этого рассказа?

- В какой семье жил Юра? (Юра жил в большой и дружной семье.)

- Куда отправилась Юрина семья? (рыбу ловить и уху варить).

- Как иначе можно сказать об этом? (На рыбалку, на рыбную ловлю.)

- Сколько рыбы поймал Юра?

- Какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище,

крохотный ершишка.) Из текста: «Оттого наша уха вкусна, что Юра

большущего ерша поймал. Потому наша уха жирна да навариста, что ершище жирнее сома».

Воспитатель:Почему одну и ту же рыбку в рассказе называют по-разному : то «большущийершище», то «крохотный ершишка»? (Потому что когда шутили, то хотели преувеличить то, что было на самом деле, вот и подобрали такие слова. Не просто большой, а «большущий», не просто ерш, а «ершище». А Юра понял шутку, понял, что на самом деле все по-другому. Вот и слова употребил с противоположным значением: не «большущийершище», а «крохотныйершишка».

- Чему радовался Юра? (Радовался потому, что в большой семейной ухе была и его маленькая рыбка.)

Воспитатель: Юра написал письмо другу о своей рыбалке. Но друг не понял некоторые слова: (объяснить значения слов)

- уха (суп из рыбы)

- котелок (посуда, для варки пищи над огнем)

- вокруг (около, возле, рядом)

- ершище (большая рыба)

- нахваливать (много хвалить)

- навариста, навар (это вода в ухе с жиром от рыбы, чем жирнее рыба, тем навара больше в ухе)

Воспитатель: А сейчас вспомним, о чем писал Юра другу. Я буду читать рассказ, а вы подумайте, какими словами Юра писал письмо.

Повторное чтение рассказа.

Дидактическая игра «Составь предложение»

Воспитатель: Я вам буду задавать вопросы, а вы будете отвечать полными предложениями.

- Как он написал о том, куда поехала его семья? (Один раз поехала моя семья

рыбу ловить и уху варить)

- Сколько рыбы поймала вся Юрина семья? (Моя семья поймала много рыбы)

- Как он написал про свой улов (Я тоже одну рыбку поймал. Ерша.)

- Кому отдали весь улов? (Всю рыбу бабушке отдали.)

- Что сварили из рыбы? (Из рыбы сварили уху.)

- Где все семья ела уху? (Вся моя семья на берегу вокруг котелка уселась)

- Какая получилась уха? (Уха получилась, вкусна, жирна, да навариста.)

-Какое настроение было у Юры? (У меня было радостное и веселое настроение).

- Почему радовался Юра? (Я радовался потому, что в большой семейной

ухе была и моя маленькая рыбка)

Воспитатель: Ребята, я сейчас еще раз прочитаю текст, а вы постарайтесь его запомнить, чтобы потом самостоятельно его пересказать.

Прочтение текста в третий раз.

5. Закрепление темы занятия.

Пересказы рассказа детьми.

После пересказов проводится коллективная оценка. Воспитатель спрашивает,

кто из детей рассказывал интересно, выразительно, использовал авторские

слова и выражения.

Воспитатель: В рассказе сказано «крохотныйершишка». Как можно сказать по-другому?

- Подберите к слову крохотный слова, близкие, похожие по смыслу (маленький, малюсенький).

- Какое слово будет противоположным по смыслу слову маленький?

- Какими словами сказано про «ершище»? Да, «большущий ершище».

-Давайте скажем по-другому. Подберите к слову «большущий» слова, близкие по смыслу (огромный,громадный).

- Как вы думаете, можно ли так сказать: «большущий ершик»? Почему вы

считаете, что нельзя?

- А можно сказать «крохотный ершище»? Почему так нельзя сказать?

Дидактическая игра: «Скажи наоборот».

Воспитатель:Ребята, а как вы думаете, в какой воде любят жить рыбки?

А давайте поиграем?

- Я буду называть слова, а вы подбираете слова противоположные по смыслу:

Прозрачная - мутная

Горячая - холодная

Сырая -кипяченая

Соленая- пресная

Грязная - чистая

Итог занятия.

Воспитатель:Ребята, давайте встанем в круг и немного поговорим. С каким произведение познакомились сегодня?

- Кто автор этого произведения?Что вам больше всего понравилось?

- Что вызвало затруднение?

-Я хочу всех поблагодарить за вашу внимательность. Предлагаю вам рассказать рассказ «Первая рыбка» дома своим родителям, братикам и сестренкам.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Поздняя осень. Пересказ рассказа «Предзимье»Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Поздняя осень. Пересказ рассказа «Предзимье» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме. • Упражнять в подборе прилагательных.

Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе Конспект НОД по развитию речи «Пересказ рассказа «Ёж» Е. И. Чарушина» в старшей группе. Цель: обучать детей пересказу короткого литературного.

Конспект НОД по речевому развитию «Семья. Слушание рассказа Е. Пермяка «Как Маша стала большой» Задачи: - учить составлять предложения по сюжетным картинкам; - учить отгадывать загадки, выделяя существенные признаки предметов; - учить.

Конспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект ОД по речевому развитию «Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по речевому.

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «В гости к ноябрю. Гласные звуки (обобщение)» Цель: Совершенствование фонетико-фонематического слуха; развитие навыков звукового анализа; анализ и синтез сочетаний из 3 гласных букв.

Конспект совместной деятельности по развитию речи в старшей группе. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Пчёлки на разведках» Тема: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского “Пчёлки на разведках”. Цель: Учить детей пересказывать текст. Задачи: •Активизировать словарь по.

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» Задачи: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без наводящих вопросов воспитателя; учить придумывать загадки; согласовывать.

Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?»Конспект занятия по речевому развитию для старшей группы «Пересказ рассказа Н. Калининой «Разве так играют?» Задачи: учить детей пересказывать текст рассказа, при помощи схемы; передавая интонацию при характеристике персонажей. Упражнять воспитанников.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка» Конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе. Воспитатель: Власова Ирина Викторовна Тема занятия: «Пересказ рассказа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по речевому развитию «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 23 апреля 2020 в 16:20
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД по речевому развитию «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной к школе группе» (включая файлы) размещена пользователем ирина храмова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД