Наталья Синягина
Конспект ОД по речевому развитию и рисованию с детьми средней группы «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: выявить уровень овладения детьми среднего дошкольного возраста речью как средством общения на основе комплексного развития всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи, связной речи.
Задачи
Образовательные:
– выявить уровень формирования лексической стороны речи: словарного запаса детей, умения подбирать признаки, действия к предмету, объекту; определять качества и свойства предметов, пользоваться простейшими обобщениями в речи;
Публикация «Конспект ОД по речевому развитию и рисованию с детьми средней группы „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
– проверить формирование грамматического строя речи: употребление имен существительных во множественном числе и образование форм родительного падежа множественного числа существительных; умение употреблять названия животных и детёнышей в единственном и множественном числе, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных, согласовывать числительные с существительными, согласовывать прилагательные с существительными (в роде и числе); употребление предлогов (в, из, на, с, за, под, к, над).
Развивающие:
– выявить уровень развития и совершенствования звуковой культуры речи: развитие фонематического слуха, речевого дыхания; речевого слуха,
– выявить уровень развития связной речи детей: умения вести диалог, готовности к обучению монологическим типам речи (описанию и повествованию);
– выявить уровень развития мелкой моторики.
Воспитательные:
– упражнять детей в умении быть вежливым и тактичным в диалоге со взрос-лыми и сверстниками;
– воспитывать умение слушать друг друга;
– формировать чувство любви к родному языку; умение сопереживать, помогать друг другу.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Методы и приемы: словесный образец, игровые ситуации, показ, художественное слово, работа с раздаточным материалом.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстративного материала, повторение чистоговорок, скороговорок, сюжетно-ролевые, дидактические, пальчиковые игры, театрализация, артикуляционная гимнастика, работа со штампами, с карандашом, дыхательные упражнения, чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование: аудиозапись «Приходите в гости к нам», сл. Ю. Ким, муз. В. Дашкевич, «Сказки гуляют по свету», сл. М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина, иллюстративный материал «Сказки», «Дикие животные и их детеныши», конусные куклы, карточки с изображением детёнышей животных; с изображением овощей, карандаши-штампы, незавершенные рисунки.
Ход ОД
I. Организационный момент
Воспитатель: дети, вы хотите пойти в гости к сказкам? Готовы? Чтобы попасть в сказку надо произнести сказочное заклинание: «Крибли-крабли-бумс». Но не просто его произнести, а выполнить условия: первый раз сказать шепотом, второй раз – тихо, третий раз – громко. Готовы?
Закройте глаза и все вместе произнесите шепотом. Теперь – тихо. Ну и последний раз – громко.
(Аудиозапись «Приходите в гости к нам», сл. Ю. Ким, муз. В. Дашкевич)
II. Основная часть
(Воспитатель приглашает подойти детей к доске с иллюстративным материалом к сказке «Курочка Ряба»)
Вот мы и попали в сказочный город. Встречает нас первая сказка. Кто вспомнил, как она называется?
Работа с иллюстративным материалом по сказке «Курочка Ряба»
1. Диалог
– Кто помнит, какими словами начинается сказка?
– Какое яичко снесла курочка?
– Что делали дед и баба?
– Кто разбил яичко?
– Как курочка утешала деда и бабу?
2. Звукоподражание и речевое дыхание. (По сказке «Теремок»)
Дети подходят к столу со сказочными героями. Воспитатель предлагает отдохнуть и сесть на стулья- «пенечки».
На столе лежат карточки с изображением музыкальных инструментов.
Воспитатель: мы пришли в гости к следующей сказке. Кто помнит, как она называется? Чем закончилась эта сказка? (Построили новый дом и стали дружно жить в нем.) Очень обрадовались звери и решили устроить концерт. Давайте мы тоже повеселимся с ними. Только у нас с вами будет оркестр.
Д/ и «Оркестр».
Вы выберете карточки с изображением музыкальных инструментов, и мы разделимся на три группы: колокольчики, барабаны, дудочки.
Колокольчики: динь-динь-динь.
Дудочки: ду-ду-ду.
Барабаны: бам-бам-бам.
Вы помните, что в каждом оркестре есть дирижёр? Кто это? (Человек, который управляет игрой музыкантов. Музыканты внимательно наблюдают за дирижёром и выполняют то, что он им показывает.) В нашем оркестре дирижёром буду я. А вы будете музыкантами. Приготовились, начали!
Работа со звуковой дорожкой: «Звук [У]»
Волк мне шепчет, что хочет спеть песенку, но не один, а вместе с вами.
3. Словарная работа (Настольный театр «Колобок» и иллюстративный материал)
Назовите животных, которых колобок встретил в лесу. Как можно назвать их одним словом?
4. Словообразование
Д/и «Мамы и малыши»
В семьях животных случились радостные события. У них появились малыши – детёныши. У лисы появился. (лисёнок). (Воспитатель демонстрирует картинку). У волка –. (волчонок). У медведя –. (медвежонок). У зайца –. (зайчонок). У волка – … (волченок)
5. Согласование
Д/и «Волшебники»
Цель. Упражнять в употреблении существительных множественного числа.
Воспитатель берёт волшебную палочку и объясняет детям правила игры. Дети по очереди берут палочку в руки и касаются ею картинки с изображение одного детеныша. При этом ребёнок с палочкой должен назвать детеныша (в единственном числе, на которого он указывает палочкой. Остальные дети называют – во множественном числе. (Воспитатель переворачивает картинку – дети видят изображение нескольких детенышей.)
6. Подготовка к монологической речи. (На доске появляется иллюстрация к сказке «Репка»)
Д/и «Угадай по описанию!»
Учить соотносить предложенное описание с объектом; чётко называть объект описания; дополнять предложенное описание. Оборудование. Карточки (на одной стороне — изображение овощей: репы, моркови, капусты, редиски и т. п., на другой стороне — описание этого овоща).
Картинки, повёрнутые таким образом, что дети не видят изображений предметов. Воспитатель зачитывает описание, дети определяют объект. («Это репа. Это редиска» и т. п.)
Воспитатель предлагает детям назвать изображённые предметы одним словом. (Овощи.)
А теперь наступило времья прощаться со сказками и возврашаться в детский сад. Чтобы вернуться обратно, надо произнести сказочное заклинание: «Крибли-крабли-бумс». Закрываем глаза и произносим заклинание.
Вот мы и вернулись с нашего удивительного путешествия по сказкам.
7. Работа с карандашом-штампом. Звучит аудиозапись «Сказки гуляют по свету», сл. М. Пляцковского, муз. Е. Птичкина.
Сказочные герои, как и вы, очень любят рисовать. Для этого у них есть вот такие веселые карандаши и рисунки, которые они не успели дорисовать. Давайте сделаем им подарок, дорисуем их, и когда в следующий раз будем играть в сказку, подарим сказочным героям.
Приготовим пальчики: кинезиологические упражнения для пальцев – дом, ежик, замок (3 раза).
Дети работают со штампами с незавершенными рисунками (Гризик Т. И. «Готовим руку к письму: пособие для детей 4-8 лет/Т. И. Гризик. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 47 с.)
III. Заключительная часть.
– Где мы сегодня были?
– Что вам понравилось?
– О чем вы расскажете дома маме и папе?
Я хочу сказать, что все вы всегодня молодцы!
Литература
1. Гризик Т. И. Готовим руку к письму: пособие для детей 4-8 лет/Т. И. Гризик. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2017. – 47 с.)
2. Гризик, Т. Н. Речевое развитие детей 4-5 лет: метод. пособие для воспитателей / Т. Н. Гризик. – М. : Просвещение, 2015. – 168 с.