Инесса Агаджанян
Конспект ОД по развитию речи в старшей группе «Насекомые вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить представления детей о насекомых.
Задачи:
образовательные: расширить и систематизировать знания детей о насекомых, об их особенностях, о приспособленности к жизни, о внешнем виде, питании, передвижении, желание у детей активно изучать природу.
развивающие : развивать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы, развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.
Публикация «Конспект ОД по развитию речи в старшей группе „Насекомые вокруг нас“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
воспитательные: воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей.
Материалы: иллюстрации групп насекомых, аудиозапись звуки леса, насекомых, раздаточный материал на каждого ребенка - иллюстрация насекомых, игрушка Смешарик – Копатыч.
Ход НОД:
Воспитатель:
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся,
Побежит тепло по кругу,
Будем вместе очень дружно,
Фантазировать играть,
Мы хотим, всё, все узнать.
(Дети садятся на стулья)
-Ребята, у нас в гостях сегодня ваш друг – Смешарик Копатыч.
Он не может поверить, что зима уже уходит и на смену придет другое время года. Какое. Отгадайте мою загадку:
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В улей пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
- О каком времени года эта загадка?
Ответы детей.
- Почему вы решили, что это весна?
Ответы детей (Зазвенели ручьи, в улей прилетела пчела)
Кто появляется весной?
( Ответы детей: насекомые).
Каких насекомых вы знаете?
( Ответы детей: муравей, пчела, и т. д.)
Воспитатель: А сейчас, Копатыч, послушай, как наши дети расскажут о насекомых.
Игра «Назови-ласково»
Воспитатель – дети:
Комар-комарик
Жук-жучок
Пчела-пчёлка
Усы-усики
Лапы-лапки
Муравей-муравьишка
Стрекоза-стрекозка
Муха-мушка
Игровое упражнение «Хлопни в ладоши».
Воспитатель называет насекомых, дети, увидев названное насекомое у себя на столе, хлопают в ладоши (у всех разные насекомые).
Копатыч предлагает детям послушать стихотворение о муравье:
- Муравей бревно несет,
Песню громкую поет:
"Я могучий муравей!
Я сильнее всех в траве!
Я легко несу бревно,
Хоть огромное оно!".
Муравьшка - не бездельник.
Целый день он в муравейник,
Носит, носит без заминки
Облетевшие хвоинки.
Воспитатель: Спасибо, Копатыч, прекрасное стихотворение. Ребята, а вам понравился Муравей? Чем? Какой он?
(Ответы детей)
Воспитатель: Копатыч, а хочешь поиграть с детьми.
Копатыч: Очень, а я сумею?
Воспитатель: Дети тебе помогут.
Игра: «Закончи предложение» - правильно подобрать слова, я начну, а вы продолжите.
Жук большой, а комар…. (маленький)
Бабочка летает, а гусеница (ползает)
Пчёлы живут в ульях, а муравьи….(в муравейнике)
У птиц две лапки, а у насекомых (шесть).
Божья коровка маленькая, а улитка (большая)
Пчёлы из нектара делают (мёд)
У жука крылья короткие, а у стрекозы (длинные).
Физминутка. «Бабочка»
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, считать не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц. (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
Беседа о появлении (рождении) насекомых.
Воспитатель: Ребята, вам нравятся чудеса?
(Ответы детей)
Послушайте, про чудо, которое происходит с насекомыми. Чудо, это то, что жуки, мухи, бабочки, стрекозы – никогда не бывают малышами. Они появляются на свет сразу взрослыми. Каждое насекомое, прежде чем стать взрослым бывает сначала яйцом, затем вылупляется личинка, гусеница. Ей надо много кушать, и расти, когда она вырастает, превращается в куколку. Проходит время, из куколки выходит бабочка. Стрекозы откладывают яйца в воду, комары откладывают личинки в воду, жук откладывает личинки в землю, ребята, где живут насекомые?
(Ответы детей)
Воспитатель: Они живут везде: в траве, на деревьях, в цветах, в воде. А как они передвигаются?
( Ответы детей: Бегают, прыгают, летают)
Воспитатель: Чем питаются насекомые?
( Ответы детей: цветочным нектаром, листьями растений)
Воспитатель: это насекомые, значит они чем – то похожи? Чем они отличаются от других лесных жителей? Что у них общее? По каким признакам можно их определить?
( Ответы детей: У них 6 лап, голова, крылышки, брюшко)
Воспитатель: Дети много насекомых, это хорошо? Какую пользу они приносят?
( Ответы детей: Много корма для птиц, опыляют растения, пчелы дают мед)
Воспитатель: Но много насекомых, это ведь и плохо, как вы думаете, почему?
( Ответы детей: переносят разные болезни, мешают спать, кусают)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю прослушать «звуки насекомых».
Прослушивание аудиозаписи «звуки насекомых».
Воспитатель: А теперь давайте покажем, как разговаривают насекомые?
Жу – жу – жу жжужит пчела
Хороши мои дела
Зу – зу – зу комар пищит
Укусить скорей спешит
Уф – уф –уф как паровоз шмель пыхтит, пыльцу повез
Жук жужжит гу - жу –гу – жу
Я любого разбужу.
Копатыч: Ребята, а вы мот загадки отгадаете?
(ответы детей).
Загадки о насекомых.
Скажите-ка, что за букашка?
На ней в черных точках рубашка,
Умеет карабкаться ловко
По листикам божья. (коровка)
Не пчела она, а жалит.
Мед, варенье обожает.
Есть на брюшке полоса.
Кто она, скажи? (Оса)
Что за гость с голодным брюхом
Все звенит у нас над ухом?
Из цветов не пьет нектар,
Покусает нас. (комар)
Кто влетает в каждый дом
Вместе с летним сквозняком?
Кто жужжит за рамой глухо?
Надоедливая. (муха)
Что за чудо-вертолет
Мошкаре спать не дает?
Только высохнет роса,
Вылетает. (стрекоза)
На поляне в васильках
Упражнялся он в прыжках.
Жаль, позавтракал им птенчик.
Кто же это был? (Кузнечик)
Где немытая посуда,
Там усач живет не худо.
И в кастрюли, и в стакан
Влезет рыжий. (таракан)
Копатыч: Молодцы, ребята, я обязательно расскажу своим друзьям о вас! А мне пора прощаться, до свидания!
Итог занятия.
Воспитатель: Вам понравилось наше занятие, дети? Что вы сегодня узнали? Вы такие молодцы, внимательно меня слушали, правильно отвечали на вопросы, играли! А сейчас наше путешествие в мир насекомых подошло к концу, спасибо за внимание.