Ирина Титова
Конспект ОД по развитию речи «Пересказ рассказа Л. Толстого «Еж» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обучать детей пересказу короткого литературного текста с использованием сюжетных картин.
Задачи:
- Формирование навыков отвечать на вопросы фразой из 3 - 4 слов,объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.
- Упражнение в согласовании существительных в косвенных падежах.
- Развитие слухового и зрительного внимания детей, коммуникативные
навыков, умение воспринимать и воспроизводить красоту звучания рус-ского языка;
- Воспитание доброжелательности, бережного отношения к диким животным.
Публикация «Конспект ОД по развитию речи „Пересказ рассказа Л, Толстого „Еж“ в старшей группе» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Чтение, пересказ
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Еж, ёжики. Сказки, стихи, детская литература
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Планируемый результат: Пересказ детьми короткого рассказа с использованием сюжетных картин.
Предварительная работа:
• чтение рассказов и рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина «Моя первая зоология»;
• беседа с детьми о диких животных;
• разучивание физкультминутки.
Материал: рассказ Л. Толстого «Еж», сюжетные картины, мяч
Оборудование:, доска для сюжетных картин.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Эмоциональный настрой.
Воспитатель предлагает встать детям полукругом.
Педагог: Дети посмотрите внимательно, у меня в руках лист, сейчас каждый из вас по очереди ответит, кто, что видит на нём. (картинка с животными)
Ребята, сегодня к нам в гости лесной житель спешит.
Полежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг побежала. (Ёж)
Педагог: Кто это, ребята?
Дети: ёжик.
Педагог: правильно, сегодня к нам в гости пришёл ёжик (демонстрируется силуэт или мягкая игрушка ёжика).
Рассматривание (рисунок или игрушка).
- Зачем у ежа на спине иголки? (Еж иголками защищается от врагов)
- Как еж спасается от врагов? (Еж сворачивается шариком, выставляет иголки)
- Если дотронешься до иголок ежа, то больно уколешься. А чем еще можно уколоться? (Колючкой, шипом розы, кактусом, булавкой).
Дети под руководством педагога рассматривают колющие предметы. Воспитатель Кто самый страшный враг ежа кто из вас знает?
Дети Лиса, филин, ястреб, сова, волк…
Воспитатель. Ёжик дикое или домашнее животное?
Дети. Ёжик живет в лесу, дикое животное.
Воспитатель. Ребята, вспомните, какие звуки издают ежи?
Дети. Фыркают, пыхтят, токают
Воспитатель. Ежики ведут ночной образ жизни. Если принести его домой, никто ночью не уснет ни взрослые, ни дети, потому что ежики ночью бегают, топают, сопят, пыхтят, фыркают, а еще ежики очень много кушаю.
Воспитатель. Чем же питается ежик?
Дети. еж ест мышей, улиток, гусениц, ящериц, жуков, червяков.
Воспитатель. Они являются хищниками и любят лакомиться мышками. Ёж – друг всех садоводов.
Про ежиков, про это удивительное животное написано много стихов, песен, рассказов. Сегодня ребята мы с вами познакомимся ещё с одной сказкой Александра Николаевича Толстого.
-А какие сказки А. Н. Толстого мы с вами читали? (Хаврошечка, Петушок-золотой гребешок, Сестрица Алёнушка и братец Иванушка, Золотой ключик или приключения Буратино).
-А какая сказка А. Н. Толстого вам больше всего понравилась и почему?
А кто мне скажет: Чем отличается сказка от рассказа? Что есть в сказке такое, чего нет в рассказе? (в сказке много волшебных предметов, и существ, а в рассказе их нет).
- Молодцы!
В:- Приготовили свои ушки, приготовили свои глазки, они вам помогут, потом будем пересказывать. И наша сегодняшняя сказка так и называется «Ёж».
-На сегодняшнем занятий Ёжик будет смотреть, как вы занимаетесь и как отвечаете на вопросы.
2. Представьте, что встретились однажды ёж и телёнок, которые никогда раньше не видели друг друга. Интересно, что подумал ёж. С кем сравнил незнакомого ему огромного зверя?
А что подумал телёнок, увидев ежа?
Как вы думаете, чем закончилась эта встреча?
3. Чтение сказки Теленок увидел ежа и говорит:
– Я тебя съем!
Еж не знал, что теленок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:
– Попробуй.
Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
– Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жалуется.
– Еж меня за язык укусил.
Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.
А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:
– Я огромного зверя победил, должно быть, льва!
И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес.
– У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.
4. Вопросы по содержанию. Понравилась вам сказка? - Скажите, про кого эта сказка? (Ответы детей)
- Кто кого увидел в сказке? (Теленок увидел ежа).(Показ картинки с изображением теленка и ежа).
- Что теленок сказал ежу (Я тебя съем.)
- А еж знал, что теленок не ест ежей? (Еж не знал, что теленок ежей не ест.)
- И что сделал еж? (Еж испугался, клубком свернулся и фыркнул:«Попробуй».)
- А что значит выражение «клубком свернулся»(Ответы детей)
Воспитатель дает точное определение выражения.
- Выражение «клубком свернулся» означает: скататься, скрутится в клубок.
-А почему так делают некоторые звери? (Ответы детей)
- Потому что чего- то боятся, от испуга.
- Что сделал теленок? (Задрав хвост, запрыгал глупый теленок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.
- Как вы понимаете выражение «задрав хвост»? (Ответы детей)
Воспитатель дает точное определение выражения.
- «Задрав хвост» значит поднять кверху.
- А что значит слово «норовит»? (Ответы детей)
Воспитатель дает точное определение выражения.
- «Норовит» значит настойчиво стремиться сделать что-нибудь – настойчиво стремиться боднуть рогами. Вообще, быки бодаются, потому что хотят показать свое преимущество над соперником.
- Что значит «растопырил»(Отве6ты детей)
Воспитатель дает точное определение выражения.
- «Растопырить» значит неуклюже расставить в стороны, раздвинуть. Теленок неуклюже расставил передние ноги.
- Что закричал теленок (Ой, ой, ой, ой, ой! – заревел теленок и побежал к корове-матери, жаловаться).(Показ картинки).
- Что сказал он матери? (Показ картинки) (Еж меня за язык укусил.)
- Что сделала корова? (Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.)
- Куда в это время покатился еж? ( А еж покатился в темную нору под рябиновый корень и сказал ежихе: «Я огромного зверя победил, должно быть, льва!»)
- Почему он так сказал? (Потому что он не знал, что это был теленок, и он был намного больше его ежа).
- И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. Что это значит? (Что про его храбрость стало известно всем зверям).
- А на самом деле еж проявил свою храбрость или нет? (Нет. Он тоже испугался теленка и свернулся в клубок. И даже, наверное, не понял, почему теленок закричал и убежал.)
- А что говорили звери про него? (У нас еж – богатырь, – шепотом со страху говорили звери.)
- Почему они это говорили шепотом со страху? (Потому что они думали, что он действительно победил настоящего льва.) - Давайте повторим конец сказки: И пошла слава про храбрость ежову за синее море, за тёмный лес. (Повторяют девочки, потом мальчики)
- А давайте произнесём последнюю строчку шёпотом.
У нас ёж-богатырь (сложим ладошки рупором и произнесём ещё раз) -
- А сейчас давайте с вами превратимся в ежей и поиграем.
Физкультминутка.
-Подожди, колючий ёж (разводим руки в стороны затем перед грудью)
Ты скажи: куда идёшь? (ходьба с высоким подниманием колен)
- К рыжим белкам я иду, (прыжки на месте)
Им иголки я несу. (вращение руками сцепленными в замок)
Пять портних за пять минут. (поочерёдно загибаем пальцы прав. руки в кулак)
Рукавицы мне сошьют. (загибают пальцы левой руки в кулак, затем встряхивают)
Повторное чтение сказки. Пересказ сказки с опорой на графические схемы.
Воспитатель: Ребята, пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроем, даже вчетвером. Сначала надо рассказать о встрече теленка и ежа, потом как теленок лизнул ежа.
А потом? (Как теленок убежал рассказывать корове – матери жаловаться.)
- Потом? (Как еж рассказал ежихе, что он победил огромного зверя, возможно даже льва.)
- И чем завершить пересказ? (Что пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за темный лес. И все звери со страху шепотом говорили: «У нас еж – богатырь».)
Пересказ сказки с опорой на графические схемы (по цепочке по частям).
Пересказ детей. (2-3 пересказа)по картинкам.
Развитие чёткости речи. Работа со скороговоркой.
*Ежу и ежонку ужин нужен,
Дадим ежевики ежатам на ужин.
*У ежа ежата, у ужа ужата. (проговаривают с разной интонацией)
Релаксация: В:- С какой сказкой вы сегодня познакомились? («Еж»)
Воспитатель:Кто написал эту сказку? (Алексей Николаевич Толстой)
Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из сказки?
- Какой ёж в этой сказке(Ёж хвастливый)
- Хорошо или плохо быть хвастливым? Почему (Хвастливым быть плохо. Если бы ёж не хвастался своей победой, звери бы называли его храбрым богатырем)
- Ёжик за занятие вам всем говорит спасибо.
-Молодцы ребята! Вы очень хорошо сегодня работали.