Аневич Ольга Васильевна
Конспект ОД по развитию речи в старшей компенсирующей группе «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
в старшей компенсирующей группе.
Тема: «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»
Цель: Развитие речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
Публикация «Конспект ОД по развитию речи в старшей компенсирующей группе „Путешествие в сказку „Гуси-лебеди“» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Коррекционно-образовательные: закрепить понятия «гласный звук» и «согласный звук», совершенствовать умение определять и называть количество слогов в словах,совершенствовать умение определять количество слов в предложение, продолжать учить детей выделять из слов первые звуки, расширять словарь антонимов, совершенствовать умение отвечать предложением на вопрос.
Коррекционно- развивающие : развивать речевую активность, память, логическое мышление, развитие артикуляционной моторики, координации речи с движением.
Коррекционно- воспитательные: воспитывать умение слушать и понимать речь логопеда и своих товарищей. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: чтение сказки с детьми, изготовление атрибутов к сказке.
Методы и приё мы: Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование ИКТ.
Материалы и оборудование: магнитная доска, ноутбук, видеозапись сказки «Гуси-лебеди», избушка Бабы-Яги, печка, яблоня, речка; пироги, пирожки, яблоки,3 корзины, трубочки, стаканчики по количеству детей, брёвна.
Ход ОД.
1. Организационный момент. (Дети стоят в кругу)
Учитель-логопед:
Слайд (солнце)
(Психогимнастика "Лучик")
- Подходите ко мне и становитесь в круг.
К солнышку потянулись
Лучик взяли,
К сердцу прижали
И друг другу отдали
Друг на друга посмотрели, улыбнулись и обнялись.
- Молодцы!
-Ребята, у нас сегодня гости. Поздоровайтесь и подарите свои улыбки (дети здороваются).
2. Введение в тему.
Учитель - логопед: Ребята, вы любите сказки?
- Я сегодня предлагаю в сказку всем отправиться
- Я, ребята, точно знаю, сказки детям нравятся.
Я вам сейчас загадаю загадку, отгадав ее, вы узнаете в какую сказку мы с вами отправимся.
В сказке небо синее
В сказке птицы страшные
Яблонька, спаси меня
Реченька, спаси меня. (Гуси - лебеди)
Но чтобы попасть в сказку, произнесем волшебные слова: раз, два, три, вокруг себя повернись и в сказке очутись. Сказка оживает - внимательно смотри!» (дети смотрят отрывок из мультфильма «Гуси – лебеди»).
3. Основная часть.
Учитель-логопед: В этой сказке беда приключилась. Злая баба-яга с помощью гусей-лебедей похитила мальчика. Когда вернуться родители детей, что они будут чувствовать?
Дети: Страх, боль, горе, печаль.
Учитель-логопед: Чтобы они не расстраивались, давайте поможем девочке вернуть брата. Испытания будут сложными, вы не боитесь трудностей?
Учитель-логопед:
Поможем Машеньке, ребята,
Братца ей вернуть обратно?
Нам нужно Иванушку срочно найти,
Но ждут преграды на нашем пути.
Учитель - логопед: Ребята, а куда мы с вами пойдем, в какую сторону?
Дети: Нужно идти в ту сторону, куда полетели гуси-лебеди.
Учитель - логопед: Ребята, давайте сначала посмотрим внимательно вокруг, вы видите что – нибудь необычное?
Учитель - логопед:Догадайтесь, куда полетели гуси-лебеди? Куда идти нам? (Перья на полу)
Учитель - логопед:Почему вы так решили?
Дети: Потому, что, когда пролетали гуси-лебеди, они обронили несколько своих перьев на дорогу.
Учитель - логопед:Тогда в путь…Но прежде чем отравится проведем речевую зарядку.
Речевая зарядка.
Ра-ра-ра начинается игра.
Са-са-са ждут в пути нас чудеса
Ру-ру-ру я тебя собой беру.
Учитель - логопед:Вот видите тропинка, пойдем по ней.
Все: По тропинке мы пойдем,
Вместе мы Ягу найдем.
Сил своих не пожалеем,
Все преграды одолеем.
Глубоко мы в лес зашли,
Прямо к печке подошли.
Учитель - логопед:-Куда нас привели перья?
Дети: К печке.
Учитель - логопед:-Печка, скажи, пожалуйста, куда гуси-лебеди полетели?
Голос Печки:-Я Вам помогу и дорогу укажу, но Вы выполните мои задания Из печки возьмите пирожки и узнаете что нужно сделать.
Учитель - логопед:Ребята давайте возьмём первый пирожок,ой, ребята, он не простой, с вопросами.
Вопросы:
Из чего состоит предложение? (из слов)
Из чего состоят слова? (из букв и звуков)
Какие бывают звуки речи? (гласные и согласные)
Назовите «гласные» звуки.
Почему они называются «гласные»? (они поются)
Назовите «согласные» звуки.
Почему они не поются, что мешает?
Чем отличаются «звуки» от «букв»? (звуки мы слышим и говорим, буквы мы видим и пишем)
Учитель - логопед:Молодцы, выполнили задание!
Учитель - логопед:Ребята давайте возьмём ещё один пирожок.
Здесь задание такое: Помогите пироги мне испеките.
Учитель - логопед: ребята, поможем печке спечь пироги.
Дети: Да.
Учитель - логопед: «Но ведь для того, чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Замесим?»
Биоэнергопластика «Месим тесто» (сопряженные движения пальцев рук)
«Месим тесто»(толкаем языком то одну щечку, то другую;сжимаем и разжимаем кулачки, имитируя замес теста).
«Раскатываем тесто»(с силой проталкиваем язык через зубы и втягиваемобратно в рот; руки вытягиваем вперед, пальцы
выпрямлены; сгибая руки в локтях, прижимаем сжатые кулачки к груди).
«Лепешка»(держим язык широкой лопаткой; показываем раскрытые ладони рук).
«Кладем начинку»(заворачиваем края языка к верхним зубам; пальцысжимаем в кулачок).
«Печем пироги»( надуваем щеки и медленно выпускаем воздух через губы: «пух-х-х»; разжимаем пальцы рук).
«Вкусный пирог»(облизываем верхнюю и нижнюю губу, поглаживаемрукой живот).
Учитель - логопед: Ребята, а теперь каждый достаньте пирог из печки, они получились румяные да с разными начинками. Угостимся каждый пирогом,назовем с чем они и определим первый звук в этом слове.
Лё ша Б: Я взял пирог с вишней. В слове вишня первый звук Вь.
Ира Б: Я взяла пирог с малиной. В слове малина первый звук М.
Аня К: Я взялапирог с мясом. В слове мясо первый звук Мь.
Миша К. Я взялпирог с грибами. В слове грибы первый звук Г.
Ваня М: Я взялпирог с грушей. В слове груша первый звук Г.
Егор П. Я взял пирогс капустой. В слове капуста первый звук К.
Лера Т. Я взяла пирог с рыбой. В слове рыба первый звук Р.
Костя Щ. Я взял пирог с клубникой. В слове клубника первый звук К.
Учитель - логопед: Ребята давайте возьмём ещё один пирожок, здесь ребята для Вас загадка
Родился я в печке,
Завился в колечки,
Сплясал трепака
И ушёл в облака. (дым)
Звуковой анализ слова Дым.
Какие звуки мы слышим в этом слове?
Назовите их по порядку, дайте характеристику каждому звуку.
Первый звук в этом слове [д], согласный твёрдый звук, обозначается синей фишкой. Второй звук [ы], гласный звук, обозначается красной фишкой. Третий звук [м], согласный твёрдый звук, обозначается синей фишкой.
У нас получилась звуковая схема слова Дым.
Сколько всего звуков в этом слове?
Сколько гласных звуков?
Сколько согласных звуков?
Сколько слогов?
Учитель - логопед:Молодцы, ребята, выполнили задание.
Учитель - логопед:Печка, мы выполнили все твои задание, куда нам дальше идти?
Голос Печки: «Вот молодцы, ребятки! И тесто замесили, и пироги испекли, и подкрепились в путь-дорожку. Идите теперь к яблоньке, она на самой опушке леса растет. Она вам дорогу дальше укажет».
Все. Спасибо, печка!
Путь мы дальше продолжаем,
К лесу смело мы шагаем.
Побыстрее мы пойдем,
В лесу яблоньку найдем.
Учитель - логопед:Ребята, смотрите, а вот и яблоня (подходят все к яблоньке)
Учитель - логопед и дети: «Здравствуй, яблонька. Яблонька, милая, выручай, где искать нам Ванечку, отвечай».
ГолосЯблоньки: «Тяжело мне яблочки на ветвях держать.
Помогите мне скорей, сорвите яблочки с ветвей.
Помогу и я вам Ванечку отыскать».
Учитель - логопед: «Ребята, давайте поможем яблоньке, сорвем яблочки,а яблочки-то непростые, они, оказываются, с секретом у каждого яблока есть картинка, нужно слово, которое изображено на яблоке поделить на слоги и положить в соответствующее ведро. Ребята здесь три ведра, в ведро под цифрой 1 какие мы будем класть яблоки, под цифрой 2, под цифрой 3.
Учитель - логопед: Вы ребята, молодцы! Отлично справились с заданием. Все яблоки помогли собрать.
Голос яблоньки:- Спасибо вам, ребята! Вы правильно выполнили моё задание, гуси – лебеди полетели в сторону речки.
Учитель - логопед: Спасибо тебе яблонька!
Учитель - логопед:
- К речке быстрой поспешим.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по той же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
Стоп немного отдохнем
Гимнастика для глаз
Посмотри-ка на ребят,
Теперь на небо-
Там птички летят,
Внизу, по травке,
Жук ползёт
А слева-
Деревце растёт
Направо-
Алые цветы.
Закрыть глаза
-Сделать глубокий вдох.
Понюхай ты.
По тропинке побежим
И до речки добежим.
Учитель - логопед: Вот и пришли мы к речке. Слышите, тишина.
Речка, речка
Помоги, скажи,
Куда гуси-лебеди полетели,
Куда Ваню унести посмели?
Голос речки:«Ох,я тихая речка. Да болит мое сердечко! Злая Баба-Яга, воздух у меня отняла, а без воздуха и рыбки в моей водице перестали водиться….Я, конечно, помогу путь- дорожку укажу, но сначала помогите мне.
Учитель - логопед: Ребята,я знаю что надо делать. У меня есть волшебные трубочки, сейчас мы с вами поможем речке. Давайте поделимся воздухом с речкой, будем дуть в эти волшебные трубочки.
Учитель - логопед:Речка просит ребята, нас еще построить мостик из брёвен, что на берегу лежат. Посмотрите к каждому брёвнышку прикреплена картинка, мы сможем положить брёвнышко только тогда, когда составим предложение по картинке и определим сколько слов в этом предложении (дети по очереди берут брёвнышки с картинками и составляют предложение, определяя количество слов)
Учитель - логопед: Молодцы ребята,посмотрите какой мы построили мост. Голос речки: Спасибо вам, ребята за вашу доброту….Идите через мост и попадете прямо к домику Бабы-Яги… Гуси-лебеди полетели туда!
Все: — Спасибо тебе речка!
Учитель - логопед:
Друг за другом мы встаем,
Через мост сейчаспойдём.
И Ивана мы найдем.
(Руки на поясе, идем на носочках, слежу за осанкой)
Руки в стороны разводим,
По мосту сейчас проходим.
На тропинку мы выходим
По густой траве шагаем
Ноги выше поднимаем,
В дремучий лес попадаем
Смотрите, перед нами дом.
Интересно, кто же в нем?
Дети:Баба- Яга.
Голос Бабы-Яги: «Чую, чую, чужими пахнет в лесу. А кто это ко мне в лес пожаловал?
Учитель - логопед: «Мы маленького Ванюшу ищем. Отдай нам его.»
Голос Бабы-Яги:«Да, сейчас я его вам прямо и отдала».
Учитель - логопед: (тихо, шепотом созывает детей) : «Ребята, я что-то придумала. Давайте будем говорить о Бабе Яге добрые слова, чтобы она подобрела».
Дети придумывают слова – антонимы.
Игра «Скажи наоборот».
Учитель - логопед: «Баба Яга была плохая, а стала – …».
«Была злая, стала – …».
«Была страшная, а стала – …».
«Была жадная, а стала – …».
«Была грязнуля, а стала –…».
«Была неряшливая, а стала –…».
«А как мы ласково назовем Бабу Ягу?»
Дети обращаются к Бабе Яге ласково.
«Ты, Бабулечка Ягулечка, Бабусенька Ягусенька, Бабушка Ягуша, ты совсем не злая и мы тебя не боимся. Отдай нам, Ванюшку, пожалуйста, Машенька плачет, из-за того, что братик потерялся».
Голос Бабы-Яги:«Ой-ой-ой! Что это со мной происходит. Сама не ведаю, что творю. Да, и правда, нехорошо чужих детей в лес заманивать. Сейчас попрошу гусей – лебедей отнести Ванюшку домой».
Учитель – логопеди дети: «Спасибо тебе, Баба-Яга. До свидания!»
-Смотрите Баба-Яга не обманула, мальчик уже дома. (показать слайд).
Учитель - логопед: А мы должны возвращаться в детский сад.
- Глазки закрываем! Раз, два, три.
Вокруг себя покружись
В детском саду очутись.
Вот мы и вернулись в детский сад.
4. Заключительная часть:
- Ребята, вам понравилось путешествие в сказку?
- Чем оно Вам запомнилось?
- Какое доброе дело мы с Вами сделали?
- Ребята, что было самым интересным?
- Легко или трудно Вам было делать доброе дело?
А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?
Дети: - Потому что мы очень дружные, умеем выполнять сложные задания, помогаем друг другу.
Учитель - логопед: Вы были дружными, активными, преодолели все препятствия!
Рефлексия:
Слайд (Солнышко грустное и веселое)
Учитель - логопед:
- Ребята, кому на занятии было интересно, и кто легко справился с заданиями, возьмите веселое солнышко.
- Ребята, кому было трудно, возьмите грустное солнышко.
Я очень рада, что вам понравилось занятие. Я вас всех благодарю за активное участие. А родители Иванушки и Машеньки привезли вам с ярмарки конфеты. Угощайтесь.