Светлана Мартынова
Конспект ООД по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ «Чудесное путешествие, или Зима-волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ. подготовительная логопедическая группа.
Цель: Обобщить и дополнить знания детей по теме «Зима. Зимующие птицы» с использованием элементов ТРИЗ
Задачи
Коррекционно – образовательные:
- Активизировать и актуализировать словарь по теме «Зима. Зимующие птицы»
- Упражнять составлять сложные предложения, отвечая на поисковые вопросы педагога;
- Упражнять в отгадывании задок;
Публикация «Конспект ООД по развитию речи с использованием технологий ТРИЗ „Чудесное путешествие, или Зима-волшебница“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
- Совершенствовать умение согласовывать числительное с существительным;
- Закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи;
Коррекционно –развивающие :
- Развивать связную речь;
- Развивать фонематические представления; речевой слух, мышление
Воспитательные:
- Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, активности, умение слушать других, инициативности, бережное отношения к природе.
Предварительная работа: Беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций серии картин с изображением птиц наших лесов, рисование зимующих птиц, разучивание стихотворений и загадок о птицах, игра-драматизация сказки «Как сорока клеста судила».
Оборудование и материалы:
Костюм «Зимы», шапочки птиц, мольберт, снежинка, наглядное пособие «Дерево», картинки зимующих и перелетных птиц, мяч, одноразовые бумажные платочки, ткань для имитации сугроба, раскраски с птицами.
Использование ИКТ : аудиозапись «Звуки природы» (музыка снежинок, вьюга)
Ход занятия:
Вступительная часть
Звучит запись «Танец снежинок»
(дети подходят к воспитателю)
-Ребята, прислушайтесь! Что вы слышите?
- Смотрите, Что это? (дети находят снежинку)
-Снежинка не простая, а волшебная
-Она приглашает нас в сказку. Принимаем предложение?
-Чтобы в сказку нам попасть произнесем волшебные слова:
Вокруг себя повернись,
В зимней сказке окажись!
- А я вокруг себя повернусь,
И в волшебницу Зиму превращусь!
(воспитатель надевает накидку «Зимы»)
Основная часть
-Здравствуйте мои друзья, я рада вас видеть. Давайте прогуляемся по зимнему лесу, полному чудес и волшебства.
-Что бы вы не замерзли по дороге поиграем в игру
Игра «Хорошо – плохо» (ТРИЗ цель - находить положительные и отрицательные стороны любой ситуации или объекта)
Воспитатель называет объект или природное явление, дети перечисляют его свойства, сначала те, которые они считают полезными, а затем те, которые считают вредными. Например: мороз - это хорошо, потому что снег не тает, можно кататься на санках, коньках и т. д. Мороз - это плохо, потому что руки мерзнут, нельзя долго гулять и т. п.
-Ребята смотрите, какое заснеженное поле.
Как же нам с вами его преодолеть
-Я предлагаю вам построить волшебный мост. Построить его в моей сказке легко.
Игра парами «Слова наоборот» (ТРИЗ цель :- подбирать к названному слову его противоположность)
Дети попарно соединяют руки, называя антонимы.
-Вот мы и в лесу (воспитатель раздает детям бумажные платочки)
Арткуляционная гимнастика
-Посмотрите как ласково нас встречает солнышко, давайте ему улыбнемся
«Улыбка – трубочка»
-Смотрите, а там воробей чистит свои перышки, как мы с вами чистим зубки
«Почистим зубки – верхние, нижние» (Язык за зубами – влево, вправо, затем нижние (помогаем руками влево, вправо)
- А там на веточке белочка сушит грибочек
«Грибочек» (помогаем ладошками, изображая «чашечку»; считать в слух взрослому до пяти)
- А здесь остался орешек
«Орешек» (считать до пяти, затем в другую щеку)
- А вы слышите, как в лесу стучит дятел?
«Дятел»
- Чувствуете как подул прохладный ветерок
«Ветерок» (Ссссссссссссс ; дуем на ладошку)
- Ребята, кроме дятла в моем лесу живет много птиц, а чтобы их увидеть, нужно отгадать загадки:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)
Не страшны ему метели,
Гнезда вьет зимой на ели,
Крик его отрывист, прост,
Кривоносый красный.
(Клёст)
На берёзу птички сели.
И на белом заалели
Словно капельки зари
Чудо - птички.!
(Снегири)
Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут её.
(Сорока)
Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
(Сова)
Эта птица всем знакома -
Важно ходит возле дома
Кар-Кар-Кар вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её …
(Ворона)
-Молодцы, все загадки отгадали. Хотите посмотреть, чем занимаются птицы зимой в лесу?
- Давайте спрячемся за сугроб и понаблюдаем. (воспитатель приглашает детей на стульчики, «сугроб» - накинуть белую ткань на стол. Дети птицы – одевают шапочки)
Сказка «Как сорока клеста судила».
Зима : Тишина в лесу. Спит лес под теплым одеялом. Склонили ветки
березы в белых шапках, согнули лапы под тяжестью снега ели.
(Стрекот Сороки)
Вдруг – шум, гам, хлопанье крыльев, трескотня. Это сорока-белобока шлепнулась на ветку ели, тряхнула с нее снег, затрещала, застрекотала.
(Ребенок – Сорока, движения по тексту, машет крыльями).
Зима : Из- под тяжелой еловой лапы выглянул клест.
Клест (реб.) : Слушай, не шуми, не трещи! Не пугай моих птенцов!
Сорока (реб.) : Что? Птенцов? В зимнем лесу? Ты, клест, лесные порядки нарушаешь. Птенцов положено весной выводить. Эй, птицы, слетайтесь все сюда. Клеста судить будем за нарушение лесных порядков.
Зима : Первым на зов сороки прилетел красногрудый красавец снегирь и уселся на ветку рябины.
Снегирь (реб.) : Что за шум? За что клеста судить?
Клест (реб.) : Да, вот, сорока говорит, что лесные порядки нарушаю,
зимой птенцов вывожу.
Снегирь (реб.) : И холодов не боишься?
Клест (реб.) : Нет. Мы гнездо делаем очень толстое, из мелких веточек, утепляем его шерстью, перьями и прячем среди еловых веток. Туда клестиха и откладывает яйца.
Зима : Тут рядом со снегирем приземлилась другие птицы.
Ворона (реб.) : А вдруг даже в таком теплом гнезде яйца замерзнут?
Клест (реб.) : Нет! Клестиха на них полмесяца сидит, своим теплом согревает.
Синица (реб.) : А как же она питается?
Клест (реб.) : Я ей семена из еловых шишек ношу, почки елки и березы.
Дятел (реб.) : Молодцы, клесты! Не страшатся морозов. Я давно за ними наблюдаю. Дружные птицы! И питание у них правильное. Так же любят еловые семена, как и я.
Зима : Из дупла вышла тетушка Сова и сказала:
Сова (реб.) : Я хоть и плохо вижу днем, зато хорошо слышу. Молодцы, клесты! К весне их клестята на крыло встанут. А знаете, сколько вырастет семян, что они уронили?
Снегирь (реб.) : Не права ты, сорока!
Синица (реб.) : Трещишь без толку!
Дятел (реб.) : Не за что клеста судить!
Сова: Разлетайтесь птицы, не за что клеста судить!
(Птицы улетают)
-Разлетелись птицы, а снега сколько с веток упало. Давайте слепим снеговика.
Массаж биологически активных точек «Снеговик»
Раз и два, раз и два –
Лепим мы снеговика (Имитируют лепку снежков)
Мы покатим снежный ком (Катят снежный ком)
Кувырком, кувырком (Поочередно проводят ладонями по шее, справа и слева)
Мы его слепили ловко (Проводят пальцами по щекам сверху вниз)
Вместо носа есть морковка (Растирают указательными пальцами крылья носа)
Вместо глазок угольки (Прикладывают ладони ко лбу «Козырьком» и энергично растирают)
Ручки – веточки нашли (Трут ладонями друг о друга)
А на голову - ведро, (Раздвигают указательный и средний палец «вилочкой» и растирают точки перед ушами и за ними)
Посмотрите, вот оно! (Кладут обе ладони на макушку и покачивают головой)
-Мы с вами слепили замечательного снеговика, а заодно погрелись.
Игра «Что лишнее и почему?»
- Посмотрите, какое необычное дерево, что-то здесь не так (воспитатель приглашает детей к мольберту, где на дереве вместе с зимующими птицами находятся перелетные)
-Назовите птиц, которых не должно здесь быть.
Проблемная ситуация:
-Расскажите, как вы думаете почему перелетные птицы улетают с наступлением холодов? (ТРИЗ – Цель : научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов)
Игра «Кормушка – один -много» (согласование числительных с существительным)
-Посмотрите сколько птиц осталось на дереве, давайте их назовем
-А если прилетит еще одна синица (и т. д.)
- Вот и подошла наша прогулка к концу, вам пора возвращаться в детский сад, а мне заняться своими зимними делами. А, что бы путешествие вам запомнилось, я подарю вам волшебные раскраски с изображением зимующих птиц, раскрасите их дома с родителями и расскажите им о нашей прогулке.
-А сейчас, глаза закрываем и вместе со мной повторяем:
-Вокруг себя повернитесь и в детском саду окажитесь
-А я, волшебница Зима, вокруг себя повернусь и в воспитателя превращусь.
Рефлексия
-Понравилась Вам зимняя прогулка?
- Что понравилось?
-Что вы узнали нового?
-Что вам подарила Зима?
-Какое задание она вам дала?