Нататья Силянкова
Конспект ООД «Весна» по развитию речи через ознакомление с окружающим миром для детей от 5 до 6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
организованной образовательной деятельности
по развитию речи через ознакомление с окружающим миром
в группе общеразвивающей направленности
для детей от 5 до 6 лет
Тема: «Весна».
Цель: Обобщить представления детей о весне : назвать приметы весны, весенние месяцы.
Программное содержание:
1. Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе, расширять лексический запас по теме «Весна».
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
2. Развивать словесно-логическое мышление, умение подбирать действия и признаки, отвечать полными предложениями, общую моторику, диафрагмальный тип дыхания с элементами релаксации.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
4. Формировать умение работать в коллективе.
Словарная работа: март-капельник, апрель-водолей, май-цветень.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке за весенними признаками, чтение стихотворений и рассказов о весне, рассматривание иллюстраций по теме.
Оборудование: ватман с изображением голубого неба, дерева и снега из ваты, фигурки из бумаги (солнце, птицы, сосульки, скворечник, ручеек, травка, цветы, мячик, слайдовая презентация, музыка для релаксации, композиция П. И. Чайковского «Времена года. Март»
Ход ООД:
Воспитатель:
Придумано кем – то, просто и мудро
При встрече, здороваться: «Доброе утро»
- Давайте мы с вами поздороваемся с нашими гостями.
Ребята, посмотрите какое сегодня чудесное весеннее утро.
Мы собрались, чтобы вместе порадоваться весеннему солнышку, теплу, птицам.
-Ребята, отгадайте загадку:
Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года. (Весна)
- Да, ребята, вот и наступила весна-красна. А почему говорят «весна-красна?» (Потому что весна красивая).
- Да, вы правы ребята. Так в народе называли весну, потому что она очень красивая, ее приходу все радовались: и люди, и животные.
-А какие весенние месяцы вы знаете? (март, апрель, май).
-А сейчас, какой месяц, ребята? (март).
-Ребята, а как вы думаете, как в народе называли март? (март- капельник)
- Март называли март-капельник. Давайте вместе скажем март- капельник. Почему называли капельник? (Снег тает, с крыш свисают сосульки и, когда солнышко пригревает, сосульки начинают таять и капает капель). (снег на крышах тает, капает вода).
- А как называли апрель? (апрель-водолей). Повторим все вместе апрель-водолей. Как вы думаете, почему его так называли? (Снег тает, течет вода, лужи, ручьи, реки разливаются)
- Как называли май? (май-цветень). Скажем все вместе май-цветень. Почему так называли май? (В мае расцветают деревья и кустарники, распускаются в лесу ландыши и медуницы).
- Ребята, а вы зиму с весной не перепутаете? Давайте, проверим.
- Зима ушла, а весна … (пришла).
- Зима холодная, а весна … (теплая).
- Зимой солнце морозит, а весной… (греет).
- Зимой сугробы высокие, а весной (низкие).
- Зимой деревья голые, а весной… (с почками, с листочками).
Ребята, хорошо ли вы знаете приметы весны?
- Что весной бежит, журчит? (ручей).
- Что весной капает, звенит? (капель).
- Что весной греет, светит, припекает? (солнце).
- Ну, вот, все признаки весны мы вспомнили.
– Весна очень рада, что вы знаете о ней так много. Она хочет знать, знаете ли вы, где в слове «весна» живет звук «с». В начале, середине или в конце слова?
- А в таких словах как «солнце»? В начале, середине или в конце слова?
- В слове «сосулька», где находится звук «с»? В начале, середине или в конце слова?
- Вот еще слово «снеговик»? Где спрятался звук «с»? В начале, середине или в конце слова?
- Молодцы, ребята!
– У нас у всех есть родственники, это близкие люди. И у слов есть родственники, слова, похожие по звучанию и по смыслу:
- Весной ручей какой? – весенний.
- Весной на лице появляются что? – веснушки.
- Как ласково называют весну? – веснянка.
– Предлагаю поиграть в игру «Приметы весны». Сейчас мы будем передавать солнышко друг другу по кругу и вспоминать приметы весны, о которых говорили сегодня, которые наблюдали на прогулке, по дороге в детский сад: солнце светит ярко и пригревает и т. д.)
- Молодцы, ребята, много примет назвали. А сможете ли вы отгадать то, о чем я говорю. (отгаданные слова сопровождаются слайдами из презентации)
Весной с небес светит теплое, ласковое… (солнышко)
Над головой чистое, ясное, голубое… (небо)
На крышах вырастают белые морковки (сосульки).
И вот они уже зазвенели, запели – это звонкая весенняя (капель).
Становится рыхлым, мокрым и вот уже тает (снег)
Снег превращается в быстрые, озорные (ручейки, которые бегут-звенят по всем дорожкам, зовут в гости весну.
На деревьях набухают и распускаются пушистые или коричневые… (почки)
А потом из них прорастают первые зеленые, свежие, клейкие… (листики)
И вот уже из-под снега появляются первые цветы. Их называют… (подснежниками)
А с юга прилетают, возвращаются к нам назад стаи (птиц)
Они рассаживаются на ветках и вьют на деревьях свои… (гнезда)
- Вот какие вы молодцы! Все загадки разгадали.
- Ребята, зимой какие осадки выпадают с неба? (снег)
- А весной? (дождь)
- Молодцы, ребята.
- Давайте изобразим весенний дождик и сделаем друг другу небольшой массаж спины
Массаж спины
Дождик бегает по крыше похлоп ладош по спине
Бом-бом-бом!
По веселой звонкой крыше
Бом-бом-бом!
Дома, дома посидите, – постукивание пальцами рук
Бом-бом-бом!
Никуда не выходите, –
Бом-бом-бом!
Почитайте, поиграйте, – постукивание кулачками
Бом-бом-бом!
Я уйду тогда гуляйте
Бом-бом-бом!
Дождик бегает по крыше поглаживание ладошками
Бом-бом-бом!
По веселой звонкой крыше –
Бом-бом-бом!
-Ребята, я приготовила картину, давайте ее рассмотрим. Ой, а что случилось?. Куда исчезли картинки? Предлагаю стать волшебными художниками и вернуть изображение на картину. А помогут нам фигурки, которые вы сделали сами. Подумайте, где вы будете их располагать. (Дети добавляют к картине фигурки).
- Куда Вильдан разместит солнце на картине?
- Аня, где у нас будут находиться птицы?
- Алеша, где бежать будет ручеек?
- Сережа, сосульки расположи на картине.
- Валера разместит скворечник.
- Полина, где травка зеленеет?
- Ева, размести цветы на картине.
- Ребята, скажите, правда или нет, что весной снег не тает?
-Правда или нет, что весной ручьи не бегут?
- Правда или нет, что весной солнце не теплое?
- А ваши ладошки какие? (теплые, дотроньтесь друг до друга вашими ладонями, подарите свое тепло друг другу.
(Пока дети касаются руками друг друга, воспитатель опрыскивает вату на картине водой).
- Что происходит снегом весной? (тает). – Потрогайте снег на картине, каким он стал? (мокрым, липким, сырым).
Воспитатель раздвигает вату на картине и показывает детям, что появляются первые цветы – подснежники.
- Какая красивая картина у нас получилась.
- Как мы ее можем назвать? («Встреча весны», «Весна»).
–Ребята, как вы думаете, что люди должны делать для сохранения этой природы? (бережно относиться к природе, не сорить, не разжигать огонь, не шуметь в лесу и т. д.)
Физминутка.
Релаксация, развитие диафрагмального типа дыхания
Звучит музыка для релаксации. Дети садятся на свои места.
Воспитатель: Сели спокойно, руки свободно положите на колени, закройте глазки. Не открывая глаз, положите ладонь на живот и почувствуйте, как он поднимается, когда вы делаете вдох, и опускается, когда вы выдыхаете. Плечи не поднимайте. Вдох — выдох, вдох — выдох, вдох — выдох. (Дети выполняют движения).
Весной природа пробуждается от зимнего сна, и мы с вами сейчас откроем глазки, опустим ручки, встряхнем ими. Дети открывают глаза и выполняют движения.)
Весной появляются первые весенние цветочки, они тянутся к солнышку. И мы с вами медленно поднимем руки вверх, встанем и потянемся. (Дети потягиваются.)
Опустите руки, сядьте. Молодцы!
Воспитатель предлагает детям встать в круг. Она в центре с мячом в руках.
- Ребята, давайте поиграем в игру «Один и много». Я называю один предмет, а тот, кто поймал мяч – много этих же предметов. Начали:
Ручей – ручьи
скворец – скворцы
гнездо - гнезда
дождь – дожди
сосулька – сосульки
дерево – деревья
лист – листья
проталина – проталины
скворечник – скворечники
Лужа – лужи
- Молодцы, садитесь.
Итог.
- Ребята, кто запомнил, как называли раньше март? (Март-капельник). А апрель? (апрель-водолей). Кто помнит, как называли май? (май-цветень).
- Давайте еще раз назовем признаки весны. (Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются первые цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из теплых стран).
- Молодцы, все сегодня хорошо поработали.