Получи документы

Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) «Дом и его части»

Елена Марченко
Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) «Дом и его части»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром)

Тема: «Дом и его части».

Задачи: Расширять представление детей о доме и его части. Развивать наблюдательность, умение всматриваться в привычное окружение.

Темочки:

Коррекционная работа: Развивать умение ориентироваться в ближайшем окружении. Развивать память, зрительное восприятие, ориентировку в пространстве, мышление, связной речи, мелкую моторику рук.

Словарная работа: помогать детям в освоении соответствующего словаря, в умении точно и четко выражать свои суждения, Упражнять в образовании сложных прилагательных.

Предшествующая работа: провести экскурсию по улицам города, обратить внимание детей на различные строения домов (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные, панельные).

1. Организационный момент.

- Начнем наше занятие с круга друзей.

- Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг.

Больше всех не любим скуке – это мы!

Мастера на все руки – это мы!

Любим петь, плясать – это мы!

И занятие начнем – это мы!

- Ребята, подойдите к нашему игровому уголку. Что вы видите? (Дом)

- Какой это дом? – настоящий или игрушечный? (Игрушечный)

- Кто живет, в нашем кукольном доме? (кукольные человечки)

- Для чего нам нужен игрушечный домик и кукольные человечки? (Играть)

- Мы с вами поиграем в игру «Назови жильё». Эта игра поможет нам вспомнить, где жили разные сказочные герои. Я бросаю мяч и называю сказочного героя, а вы должны мне сказать, какое у него жильё.

- Где живёт Баба – Яга? (В избушке на курьих ножках.)

- Где жили лягушка, мышка, заяц, лиса, волк, медведь? (Теремок)

Снежная королева (Ледяной дворец, Кощей Бессмертный (Пещера, Три поросенка (соломенный, из веток и прутьев, каменный, Старик со старухой, из сказки «Золотая рыбка» (Ветхая землянка – изба) Дед Мороз (Терем).

- Ребята, мы с вами вспомнили, в каких домах живут сказочные герои, а сейчас, я вас познакомлю, с традиционные жилища разных народов, многие из них существуют до сих пор.

2. Презентация «Традиционные жилища разных народов»

Слайд 1.

Дом для каждого человека — это не просто место уединения и отдыха, а самая настоящая крепость, которая защищает от непогоды, позволяет чувствовать себя комфортно и уверенно.

Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга и иглу. Они и сейчас сохраняют свою актуальность, так как соответствуют всем требованиям непростых условий севера.

Чум

Это жилище прекрасно приспособлено к кочевым условиям и используется народами, которые занимаются оленеводством.

Чум представляет собой конусообразную палатку, которая состоит из высоких шестов, накрываемых в летнее время мешковиной, а в зимнее — шкурами. Вход в жилище также завешивают мешковиной. Конусообразная форма чума позволяет снегу скользить по его поверхности и не накапливаться на строении, а, кроме того, делает его более устойчивым к ветру. В центре жилища располагается очаг, который служит для обогрева и приготовления пищи. К установке чума привлекается вся семья, в том числе дети. На пол жилища кладут шкуры и циновки, а для сна используют подушки, перины и спальные мешки из овечьей шкуры.

Слайд 2.

Балаган

В нем жили якуты в зимний период времени. Балаган представляет собой сложенное из бревен прямоугольное строение с пологой крышей. Строить его было довольно легко и быстро. После установки стены замазывали глиной. Пол внутри балагана представлял собой утоптанный песок. Спали хозяева дома на нарах, расположенных справа (для мужчин) и слева (для женщин) от очага.

Слайд 3.

Иглу

Это снежное жилье строили эскимосы. Они жили небогато и, в отличие от чукчей, у них не было возможности построить полноценное жилище.

Иглу представляло собой строение, созданное из ледяных блоков.

Свет в жилище проникал через ледяные блоки, а тепло обеспечивали плошки-жиринки. Интересным моментом являлось то, что от тепла стены иглу не таяли, а просто оплавлялись, что помогало поддерживать комфортную температуру внутри жилища. Даже в сорокаградусный мороз в иглу температура составляла +20°С. Ледяные блоки впитывали также избыточную влагу, что позволяло помещению оставаться сухим.

Слайд 4.

Юрта

Юрта во все времена была жилищем кочевников. Сейчас она продолжает оставаться традиционным домом в Казахстане, Монголии, Туркмении, Кыргызстане, на Алтае. Юрта представляет собой жилище круглой формы, покрытое шкурами или войлоком. Основу ее составляют деревянные жерди, поставленные в форме решеток. В верхней части купола располагается специально отверстие для выхода дыма от очага.

Вещи внутри юрты располагаются по краям, а в центре находится очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол обычно устилают шкурами или досками.

Это жилище очень мобильное. Его можно собрать за 2 часа и также быстро разобрать. Благодаря войлоку, который покрывает его стены, внутри сохраняется тепло, а жара или сильный холод практически не меняют климат внутри помещения. Круглая форма этого строения придает ему устойчивости, которая необходима при сильных степных ветрах.

Слайд 5.

Самыми известными и исторически ценными жилищами европейской части нашего континента являются: мазанка, сакля, др. Многие из них существуют до сих пор.

Мазанка

Она является старинным традиционным жилищем Украины. Мазанку строили на деревянном каркасе, а стены состояли из тонких веток дерева, которые снаружи и внутри обмазывались белой глиной. Крыша обычно делалась из соломы или камыша. Пол был земляной или дощатый. Для утепления жилища, его стены изнутри обмазывали глиной, смешанной с камышом и соломой. Несмотря на то, что мазанки не имели фундамента и были плохо защищены от влаги, они могли простоять до 100 лет.

Слайд 6.

Сакля

Это каменное сооружение — традиционное жилище жителей Кавказа. Самые первые сакли были однокомнатными с земляным полом и не имели окон. Крыша была плоской и в ней находилось отверстие для выхода дыма. В горной местности сакли примыкают друг к другу в виде террас. При этом, крыша одного жилища является полом для другого. Такое построение было обусловлено не только удобством, но и служило дополнительной защитой от врагов.

Слайд 7

Вигвам

Это жилище индейцев севера и северо-востока Северной Америки. В настоящее время вигвамы используют для различных обрядов. Это жилище имеет форму купола и состоит из гибких изогнутых стволов, соединенных вязовой корой и покрытых циновками, листьями кукурузы, корой или шкурами. В верхней части вигвама находится отверстие для выхода дыма. Вход в жилище обычно прикрыт занавеской. Внутри находился очаг и места для сна и отдыха, пищу готовили за пределами вигвама.

Слайд 8.

Типи

В типи жили индейцы Великих равнин. Жилище имеет форму конуса и достигает в высоту 8 метров. Его каркас составляли шесты из сосны или можжевельника. Сверху их накрывали кожей бизонов или оленей и укрепляли внизу колышками. В центре жилища располагался очаг, а по краям — места для отдыха и утварь.

Типи соединяло в себе все те качества, которые необходимы были индейцам Великих равнин. Это жилище быстро разбиралось и собиралось, легко транспортировалось, защищало от дождя и ветра.

Слайд 9.

Землянка

Это строение является одним из древнейших утеплённых жилищ народов России.

Стена и пол землянки представляли собой вырытую в земле на глубине 1,5 метров квадратную яму. Крышу делали из теса и покрывали толстым слоем соломы и земли. Стены также укрепляли бревнами и присыпали снаружи землей, а пол обмазывали глиной.

Недостатком такого жилья было то, что дым от очага мог выходить только через дверь, а близость грунтовых вод делала помещение очень сырым. Однако, преимуществ у землянки было значительно больше. К ним можно отнести:

• Безопасность. Землянка не боится ураганов и пожаров.

• Постоянная температура. Она сохраняется как при сильных морозах, так и в жару.

• Не пропускает громкие звуки и шум.

• Практически не требует ремонта.

• Землянку можно построить даже на неровной местности.

Слайд 10.

Изба

Традиционная русская изба возводилась из бревен, при этом, основным инструментом был топор. С его помощью на конце каждого бревна делали небольшое углубление, в которое закрепляли следующее бревно. Таким образом, постепенно возводились стены. Крышу обычно делали двускатной, что позволяло экономить материал. Для того, чтобы в избе было тепло, между бревнами клали лесной мох. Он при оседании дома становился плотным и закрывал все щели. Фундамент в те времена не делали и первые бревна ставили на уплотненную землю.

Крышу сверху покрывали соломой, так как она служила хорошим средством защиты от снега и дождя. Стены снаружи обмазывали глиной, смешанной с соломой и коровьим пометом. Это делалось с целью утепления. Основную же роль в сохранении тепла в избе играла печь, дым от которой выходил через окно, а с начала 17 века — через дымоход.

- Ребята, для чего человеку необходим дом? (чтобы было, где жить, для защиты от врагов, чтобы отдыхать, укрыться от непогоды)

3. Физминутка.

- Приглашаю вас на физкультурную минутку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем строить и играть.

Дом большой, высокий строим.

Окна ставим, крышу кроем.

Красим стены, красим пол.

Прибираем все кругом.

Вот какой красивый дом!

Как мы славно заживём.

4. Работа с демонстрационным материалом.

- Друзья, мы с вами познакомились с традиционными домами разных народов. Сейчас поговорим, в каких домах живём мы с вами. Подойдем к доске, рассмотрим картинки. На которых изображены современные дома

Посмотрите, какие они (одноэтажные, многоэтажные)

Почему дома называются одноэтажный и многоэтажные? (разное количество этажей)

Из каких материалов строятся современные дома? (из кирпича, панелей, дерева)

- Если дом построен из дерева, он какой? (Деревянный.)

- Если дом построен из панелей? (Панельный.)

- Если дом построен из кирпича? (Кирпичный.)

- Из камня? (Каменный.)

- Из каких частей состоит дом.

- Назовите части дома? (крыша, окна, подвал; подъезд, лестница, лифт, квартиры и т. д.)

5. Игра «Узнай свой дом».

(Составление рассказа с использованием мнемотаблицы)

6. Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики.

- В нашем городе много домов и они все разные. Я предлагаю каждому, выбрать и вырезать из цветной бумаги, свой дом. (на столах листы с изображением разных видов домов)

Пальчиковая гимнастика.

Тук, тук молотком,

Строим, строим новый дом.

Этот дом — для Маши,

Этот дом — для Саши,

Этот дом — для Даши,

Этот — для Наташи.

Этот дом — для Ксюши,

Этот — для Андрюши.

Все соседи,

Все друзья.

Жить без дружбы им нельзя.

- Приступаем к работе.

Посмотрите, на большом листе бумаги я нарисовала: дорогу, небо, посадила деревья, но на этой картинке чего-то не хватает, чтобы получилась настоящая улица города. Как вы думаете, чего не хватает? (Ответы детей). Возьмите вырезанные вами дома и расположите их так, как каждый из вас пожелает.

- Посмотрите, что у нас с вами получилось? (Улица города с домами.)

7. Итог работы.

- О чём мы сегодня с вами говорили? (Ответы детей.)

- Что вам на занятии понравилось больше всего?

- Что для вас было сложно?

Оценка деятельности детей.

- Занятие наше закончено.

Публикации по теме:

Конспект фронтальной логопедической работы в старшей группе по теме «Дом и его части»Конспект фронтальной логопедической работы в старшей группе по теме «Дом и его части» .

Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) с детьми средней группы «Животные наших лесов» Цель. Установление взаимосвязей между животными и природой, человеком и животными. Задачи: Образовательные. - обогащать знания детей о животных.

Конспект НОД по познавательному развитию, ознакомление с окружающим миром для детей первой младшей группы «Дождь» Конспект по познавательному развитию, ознакомлению с окружающим миром для детей первой младшей группы на тему «Дождь» Цель: закрепить представления.

Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим) «В гости к волшебнику» Для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет. Тип НОД – итоговое занятие, закрепление и обобщение ранее приобретенных знаний. Цель: обобщить.

Конспект НОД по познавательному развитию во второй младшей группе. Ознакомление с миром природы Тема: «Осень в гости к нам пришла». Программные задачи: закреплять знания детей об осени, ее характерных признаках. Формировать целостные.

Конспект ОД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) для детей старшей группы «Путешествие в Африку» Конспект ОД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) для детей старшей группы на тему: «Путешествие в Африку» Цель:.

Конспект занятия по сенсорике и ознакомлению с окружающим миром «Петушок и его семья» Программное содержание: 1. Расширять представление детей о домашних птицах: курице, петухе, цыплятах; продолжать учить различать их. 2.

Перспективное планирование по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим миром» (средняя группа) № п/п Тема занятий, количество занятий, дата. Цель Источник лит-ры 1 «Детский сад и его сотрудники (представления о ближайшей окружающей.

Конспект занятия по ознакомление с окружающим миром «Птицы. Сова» НОД Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром. «Птицы. Сова». Цель: знакомить детей с разнообразием мира птиц, с особенностями.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Магнит и его свойства» Тема: «Магнит и его свойства» Цель: познакомить детей с магнитом, его свойствами и способностью притягивать металлические предметы. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) «Дом и его части»
Опубликовано: 14 января 2018 в 14:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) «Дом и его части»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Марченко (УИ 41849) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД