Елена Марченко
Конспект занятия по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) «Дом и его части»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром)
Тема: «Дом и его части».
Задачи: Расширять представление детей о доме и его части. Развивать наблюдательность, умение всматриваться в привычное окружение.
Темочки:
- Архитектура, дома, домики и строения
- Дом, дома. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Коррекционная работа: Развивать умение ориентироваться в ближайшем окружении. Развивать память, зрительное восприятие, ориентировку в пространстве, мышление, связной речи, мелкую моторику рук.
Словарная работа: помогать детям в освоении соответствующего словаря, в умении точно и четко выражать свои суждения, Упражнять в образовании сложных прилагательных.
Предшествующая работа: провести экскурсию по улицам города, обратить внимание детей на различные строения домов (одноэтажные, многоэтажные, каменные, деревянные, панельные).
1. Организационный момент.
- Начнем наше занятие с круга друзей.
- Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука.
Здравствуй друг, здравствуй друг.
Больше всех не любим скуке – это мы!
Мастера на все руки – это мы!
Любим петь, плясать – это мы!
И занятие начнем – это мы!
- Ребята, подойдите к нашему игровому уголку. Что вы видите? (Дом)
- Какой это дом? – настоящий или игрушечный? (Игрушечный)
- Кто живет, в нашем кукольном доме? (кукольные человечки)
- Для чего нам нужен игрушечный домик и кукольные человечки? (Играть)
- Мы с вами поиграем в игру «Назови жильё». Эта игра поможет нам вспомнить, где жили разные сказочные герои. Я бросаю мяч и называю сказочного героя, а вы должны мне сказать, какое у него жильё.
- Где живёт Баба – Яга? (В избушке на курьих ножках.)
- Где жили лягушка, мышка, заяц, лиса, волк, медведь? (Теремок)
Снежная королева (Ледяной дворец, Кощей Бессмертный (Пещера, Три поросенка (соломенный, из веток и прутьев, каменный, Старик со старухой, из сказки «Золотая рыбка» (Ветхая землянка – изба) Дед Мороз (Терем).
- Ребята, мы с вами вспомнили, в каких домах живут сказочные герои, а сейчас, я вас познакомлю, с традиционные жилища разных народов, многие из них существуют до сих пор.
2. Презентация «Традиционные жилища разных народов»
Слайд 1.
Дом для каждого человека — это не просто место уединения и отдыха, а самая настоящая крепость, которая защищает от непогоды, позволяет чувствовать себя комфортно и уверенно.
Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга и иглу. Они и сейчас сохраняют свою актуальность, так как соответствуют всем требованиям непростых условий севера.
Чум
Это жилище прекрасно приспособлено к кочевым условиям и используется народами, которые занимаются оленеводством.
Чум представляет собой конусообразную палатку, которая состоит из высоких шестов, накрываемых в летнее время мешковиной, а в зимнее — шкурами. Вход в жилище также завешивают мешковиной. Конусообразная форма чума позволяет снегу скользить по его поверхности и не накапливаться на строении, а, кроме того, делает его более устойчивым к ветру. В центре жилища располагается очаг, который служит для обогрева и приготовления пищи. К установке чума привлекается вся семья, в том числе дети. На пол жилища кладут шкуры и циновки, а для сна используют подушки, перины и спальные мешки из овечьей шкуры.
Слайд 2.
Балаган
В нем жили якуты в зимний период времени. Балаган представляет собой сложенное из бревен прямоугольное строение с пологой крышей. Строить его было довольно легко и быстро. После установки стены замазывали глиной. Пол внутри балагана представлял собой утоптанный песок. Спали хозяева дома на нарах, расположенных справа (для мужчин) и слева (для женщин) от очага.
Слайд 3.
Иглу
Это снежное жилье строили эскимосы. Они жили небогато и, в отличие от чукчей, у них не было возможности построить полноценное жилище.
Иглу представляло собой строение, созданное из ледяных блоков.
Свет в жилище проникал через ледяные блоки, а тепло обеспечивали плошки-жиринки. Интересным моментом являлось то, что от тепла стены иглу не таяли, а просто оплавлялись, что помогало поддерживать комфортную температуру внутри жилища. Даже в сорокаградусный мороз в иглу температура составляла +20°С. Ледяные блоки впитывали также избыточную влагу, что позволяло помещению оставаться сухим.
Слайд 4.
Юрта
Юрта во все времена была жилищем кочевников. Сейчас она продолжает оставаться традиционным домом в Казахстане, Монголии, Туркмении, Кыргызстане, на Алтае. Юрта представляет собой жилище круглой формы, покрытое шкурами или войлоком. Основу ее составляют деревянные жерди, поставленные в форме решеток. В верхней части купола располагается специально отверстие для выхода дыма от очага.
Вещи внутри юрты располагаются по краям, а в центре находится очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол обычно устилают шкурами или досками.
Это жилище очень мобильное. Его можно собрать за 2 часа и также быстро разобрать. Благодаря войлоку, который покрывает его стены, внутри сохраняется тепло, а жара или сильный холод практически не меняют климат внутри помещения. Круглая форма этого строения придает ему устойчивости, которая необходима при сильных степных ветрах.
Слайд 5.
Самыми известными и исторически ценными жилищами европейской части нашего континента являются: мазанка, сакля, др. Многие из них существуют до сих пор.
Мазанка
Она является старинным традиционным жилищем Украины. Мазанку строили на деревянном каркасе, а стены состояли из тонких веток дерева, которые снаружи и внутри обмазывались белой глиной. Крыша обычно делалась из соломы или камыша. Пол был земляной или дощатый. Для утепления жилища, его стены изнутри обмазывали глиной, смешанной с камышом и соломой. Несмотря на то, что мазанки не имели фундамента и были плохо защищены от влаги, они могли простоять до 100 лет.
Слайд 6.
Сакля
Это каменное сооружение — традиционное жилище жителей Кавказа. Самые первые сакли были однокомнатными с земляным полом и не имели окон. Крыша была плоской и в ней находилось отверстие для выхода дыма. В горной местности сакли примыкают друг к другу в виде террас. При этом, крыша одного жилища является полом для другого. Такое построение было обусловлено не только удобством, но и служило дополнительной защитой от врагов.
Слайд 7
Вигвам
Это жилище индейцев севера и северо-востока Северной Америки. В настоящее время вигвамы используют для различных обрядов. Это жилище имеет форму купола и состоит из гибких изогнутых стволов, соединенных вязовой корой и покрытых циновками, листьями кукурузы, корой или шкурами. В верхней части вигвама находится отверстие для выхода дыма. Вход в жилище обычно прикрыт занавеской. Внутри находился очаг и места для сна и отдыха, пищу готовили за пределами вигвама.
Слайд 8.
Типи
В типи жили индейцы Великих равнин. Жилище имеет форму конуса и достигает в высоту 8 метров. Его каркас составляли шесты из сосны или можжевельника. Сверху их накрывали кожей бизонов или оленей и укрепляли внизу колышками. В центре жилища располагался очаг, а по краям — места для отдыха и утварь.
Типи соединяло в себе все те качества, которые необходимы были индейцам Великих равнин. Это жилище быстро разбиралось и собиралось, легко транспортировалось, защищало от дождя и ветра.
Слайд 9.
Землянка
Это строение является одним из древнейших утеплённых жилищ народов России.
Стена и пол землянки представляли собой вырытую в земле на глубине 1,5 метров квадратную яму. Крышу делали из теса и покрывали толстым слоем соломы и земли. Стены также укрепляли бревнами и присыпали снаружи землей, а пол обмазывали глиной.
Недостатком такого жилья было то, что дым от очага мог выходить только через дверь, а близость грунтовых вод делала помещение очень сырым. Однако, преимуществ у землянки было значительно больше. К ним можно отнести:
• Безопасность. Землянка не боится ураганов и пожаров.
• Постоянная температура. Она сохраняется как при сильных морозах, так и в жару.
• Не пропускает громкие звуки и шум.
• Практически не требует ремонта.
• Землянку можно построить даже на неровной местности.
Слайд 10.
Изба
Традиционная русская изба возводилась из бревен, при этом, основным инструментом был топор. С его помощью на конце каждого бревна делали небольшое углубление, в которое закрепляли следующее бревно. Таким образом, постепенно возводились стены. Крышу обычно делали двускатной, что позволяло экономить материал. Для того, чтобы в избе было тепло, между бревнами клали лесной мох. Он при оседании дома становился плотным и закрывал все щели. Фундамент в те времена не делали и первые бревна ставили на уплотненную землю.
Крышу сверху покрывали соломой, так как она служила хорошим средством защиты от снега и дождя. Стены снаружи обмазывали глиной, смешанной с соломой и коровьим пометом. Это делалось с целью утепления. Основную же роль в сохранении тепла в избе играла печь, дым от которой выходил через окно, а с начала 17 века — через дымоход.
- Ребята, для чего человеку необходим дом? (чтобы было, где жить, для защиты от врагов, чтобы отдыхать, укрыться от непогоды)
3. Физминутка.
- Приглашаю вас на физкультурную минутку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим.
Окна ставим, крышу кроем.
Красим стены, красим пол.
Прибираем все кругом.
Вот какой красивый дом!
Как мы славно заживём.
4. Работа с демонстрационным материалом.
- Друзья, мы с вами познакомились с традиционными домами разных народов. Сейчас поговорим, в каких домах живём мы с вами. Подойдем к доске, рассмотрим картинки. На которых изображены современные дома
Посмотрите, какие они (одноэтажные, многоэтажные)
Почему дома называются одноэтажный и многоэтажные? (разное количество этажей)
Из каких материалов строятся современные дома? (из кирпича, панелей, дерева)
- Если дом построен из дерева, он какой? (Деревянный.)
- Если дом построен из панелей? (Панельный.)
- Если дом построен из кирпича? (Кирпичный.)
- Из камня? (Каменный.)
- Из каких частей состоит дом.
- Назовите части дома? (крыша, окна, подвал; подъезд, лестница, лифт, квартиры и т. д.)
5. Игра «Узнай свой дом».
(Составление рассказа с использованием мнемотаблицы)
6. Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики.
- В нашем городе много домов и они все разные. Я предлагаю каждому, выбрать и вырезать из цветной бумаги, свой дом. (на столах листы с изображением разных видов домов)
Пальчиковая гимнастика.
Тук, тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Этот дом — для Маши,
Этот дом — для Саши,
Этот дом — для Даши,
Этот — для Наташи.
Этот дом — для Ксюши,
Этот — для Андрюши.
Все соседи,
Все друзья.
Жить без дружбы им нельзя.
- Приступаем к работе.
Посмотрите, на большом листе бумаги я нарисовала: дорогу, небо, посадила деревья, но на этой картинке чего-то не хватает, чтобы получилась настоящая улица города. Как вы думаете, чего не хватает? (Ответы детей). Возьмите вырезанные вами дома и расположите их так, как каждый из вас пожелает.
- Посмотрите, что у нас с вами получилось? (Улица города с домами.)
7. Итог работы.
- О чём мы сегодня с вами говорили? (Ответы детей.)
- Что вам на занятии понравилось больше всего?
- Что для вас было сложно?
Оценка деятельности детей.
- Занятие наше закончено.