Ольга Степанова
ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы: ворона и воробей» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование представления о внешнем виде, повадках, особенностях жизни в зимний период зимующих птиц.
Задачи:
Образовательные:
- расширять представления о группах птиц: зимующие – перелетные;
- учить распознавать птиц (воробей, ворона) по издаваемым звукам, имитировать голоса и способы передвижения птиц;
- продолжать учить детей отвечать полным ответом на вопрос.
Развивающие:
- развивать умение составлять предложения по схематическим рисункам;
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитательные:
Публикация «ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи „Зимующие птицы: ворона и воробей“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Воробей, воробышек
- Ворона. О птице для детей
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
- продолжать воспитывать интерес к живой природе, заботливое отношение, сочувствие.
Оборудование: иллюстрации птиц, изображение кормушки и моря, тарелочки с кормом для птиц, кормушки из бросового материала, ободки для игры.
Словарная работа: зимующие, зимовать, нахохлились, чирикают, каркает, перья, пух.
Предварительная работа:
- беседа о птицах на занятии;
- рассматривание иллюстраций с изображением птиц в группе;
- чтение воспитателем стихов про зимующих птиц;
- наблюдение за птицами во время прогулки.
Методические приемы:
- Наглядные методы - демонстрация иллюстраций;
- Словесные методы - беседа, рассказ детей.
- Игровые методы – дидактические игры, создание игровой ситуации, разгадывание загадок.
1. Орг. момент
Воспитатель:
- Ребята, давайте возьмемся за руки и образуем круг. Закройте глаза и представьте, что вы на прогулке, светит ярко солнышко, где-то рядом раздались птичьи голоса. Я, например, увидела сороку, а кого увидели вы? Давайте каждый расскажет, какую птицу он увидел. (Ответы детей)
2. Введение в тему
- Кого мы с вами сейчас представляли? (Птиц)
- Все ли птицы живут всегда на одном месте? (Нет)
- Есть птицы, которые остаются на зиму с нами? (Да)
- Как они называются? (Зимующие)
- Сегодня мы познакомимся с повадками и привычками двух птиц, которых вы видите каждый день. Догадайтесь, что это за птицы. (На доске картинки – голубь, воробей, ворона, грач, ласточка) (Слайд 2)
- Посмотрите на картинки и выберете только тех птиц, о которых я загадаю вам загадки.
Он растрёпанный, драчливый.
Непоседливый, крикливый.
На асфальте, под окошком,
Хлеба собирает крошки.
Искупается в пыли
Или в луже на мели.
Отгадайте поскорей,
Эта птичка …
(Воробей)
Под карнизом слышен крик:
«Чик-чирик да чик-чирик!»
Это песенкам детей
Учит серый (воробей)
Корку хлебную таскает,
Птиц других не подпускает.
Крепко держит оборону,
Громко каркая?
(Ворона)
Сильная, большая птица
Даже кошки не боится.
Очень важная персона –
Чёрно-серая.
(Ворона)
3. Сравнение птиц.
- Молодцы! Сейчас мы с вами поговорим о вороне и воробье.
- У меня есть волшебный мешочек. Сейчас каждый из вас достанет из него свернутый листочек и узнает, в какой команде он окажется (На листках изображение вороны и воробья).
- Те ребята, у кого картинки с воробьем садятся за стол, где лежит такая же большая картинка. Это будет команда «Воробьи». А у кого картинки с вороной, садятся за свой стол. Это будет команда «Вороны».
- Давайте внимательно рассмотрим ворону и воробья и сравним их: чем они отличаются друг от друга. А помогут вам модели (картинки с изображением вороны и воробья)
- Что общего у птиц? (есть туловище, голова, по две лапки, по два крыла, хвост, клюв, тело покрыто перьями. Живут рядом с человеком. Это зимующие птицы).
(На столах лежат схематические рисунки – клюв, голова, тело, крылья, лапки. Дети по очереди составляют предложения: «У воробья клюв маленький» - команда «Воробьи», «А у вороны клюв большой» - команда «Вороны» и т. д.
- Вспомните, мы с вами наблюдали: как ведут себя птицы во время еды? (воробьи прыгают, перелетают с места на место. Вороны берут пищу клювом и отлетают в сторону).
- Что мы слышим, когда птицы собираются у кормушки? (щебечут, громко кричат). Почему? («просят» у нас крошек, зовут к кормушке своих «друзей»).
- Покажите, пожалуйста, как важно шагают вороны. Как они каркают. Как прыгают воробьи? Как чирикают?
4. Физкультминутка: «Серенькие перышки»
Воробьи – воробушки, (похлопывание руками по бокам)
Серенькие пёрышки! (махи руками вверх – вниз)
Клюйте, клюйте крошки (стучат кулачками один о другой перед собой)
У меня с ладошки! (дуть на раскрытые ладошки)
Нет, с ладошки не клюют (руки в стороны, пожать плечами)
И погладить не дают (гладить внешнюю сторону правой и левой кисти)
Как бы нам поладить, (хлопки
Чтобы их погладить. в ладоши)
П/игра «Воробей» (на стихи И. Демьянова)
Среди белых голубей (дети идут по кругу)
Скачет шустрый воробей (один ребёнок прыгает по кругу в
противоположную сторону)
Воробушек – пташка,
Серая рубашка
Откликайся, воробей! (грозят пальцем)
Вылетай и не робей (дети закрывают ворота, а «воробей»
пытается вылететь)
- Шустрый воробей, а вылететь не смог. Ребята, а вороны и воробьи улетают в тёплые края? (Нет, они остаются зимовать).
- Правильно. Ворона и воробей, зимующие птицы. Чем покрывается туловище птиц под перьями на зиму? (пухом). К ночи летят птицы в парк или ближайший лес и ночуют на ветках деревьев. Как птицы спасаются от мороза? (Сидят, нахохлившись, прячут клюв, лапки, распушают пёрышки).
- Птицам зимой голодно. Как мы с вами можем помочь им? (Смастерить кормушки, накормить).
- Какой корм можно заготовить для птиц? (Семечки, зерно, крошки, корочки хлеба, пшено).
5. Игра «Накорми птиц»
(Выставить тарелочки с кормом: зерно, семечки, пшено, крошки, пуговки, бусинки, проволока – и предложить детям выбрать, чем можно накормить птиц, а что не годится для корма).
- Лучше всего птиц кормить в их птичьей «столовой» - кормушке (рассмотреть кормушки из чего они сделаны).
6. Игра «Зимующие и перелетные птицы (разложи картинки)»
- Давайте поиграем и вспомним, какие еще птицы прилетают к нашим кормушкам, а какие улетают на юг зимовать.
На доске прикреплена картинка с кормушкой и картинка с морем. Ребенок выбирает себе картинку с изображением птицы, называет ее и прикрепляет к соответствующей картинке – кормушке или морю. Например, это ворона. Она остается на зиму. Она зимующая птица. Я поставлю эту картинку к кормушке… и т. д.
Картинки: клест, снегирь, синица, воробей, ворона, голубь, ласточка, лебедь, скворец, кукушка.
- Молодцы! Все птицы оказались на своих местах.
7. Итог.
- Давайте вспомним, ворона и воробей – какие птицы? (Это зимующие птицы.)
- Что значит «зимующие» птицы?
- Какие еще птицы есть, кроме зимующих? (Перелетные)
- Что значит перелетные?
- Чем питаются птицы зимой? (Ягодами, семенами, крошками, крупой)
- Мне очень понравилась ваша работа и ваши ответы на вопросы.
А что вам понравилось и запомнилось больше всего? (Ответы детей)