Кириллова Тамара
Конспект ОД по познавательному развитию «Вспорхнул и полетел… живой цветок» в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
Конспект ОД
по познавательному развитию
«Вспорхнул и полетел… живой цветок»
в подготовительной группе детей с ЗПР
Разработчик:
воспитатель: Кириллова Т. Н.
2018 г
Цель:
1. Сформировать представление о бабочках.
2. Дать знания об образе жизни этих насекомых.
3. Показать их красоту и значение в природе.
4. Воспитывать необходимость бережного отношения к насекомым.
Публикация «Конспект ОД по познавательному развитию „Вспорхнул и полетел… живой цветок“ в подготовительной группе детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2018
Оборудование: иллюстрации с изображением бабочки - адмирал, бабочки – перламутровки, траурницы, бабочки павлиний глаз.
Ход занятия.
1. Вступительное слово воспитателя.
Попробуйте отгадать загадку, чтобы узнать о ком мы будем вести сегодня речь на занятии.
На большой цветной ковёр
Села эскадрилья –
То раскроет, то закроет
Расписные крылья.
(Бабочки).
Действительно, разговор пойдёт сегодня о бабочках. Вы уже знаете, что бабочка – насекомое, и мы будем говорить о красоте бабочек, о необходимости бережного отношения к ним. И начнём с легенды о возникновении бабочки.
2. Легенда о возникновении бабочки.
Когда – то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всём белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о чудо! – Цветок оторвался от стебля и полетел. Так, по древнегреческой легенде, появилась бабочка.
3. Практическая работа: рассматривание бабочки.
Давайте рассмотрим бабочку на иллюстрации и попробуем вместе описать её.
Описание бабочки по плану:
1). Назовите части тела бабочки (Ответы детей : голова, грудка, брюшко).
2). Что находится на голове бабочки? (Ответы детей : глаза, усики, хоботок).
3). Назовите количество крыльев.
4). Скажите, сколько лапок у бабочки?
- Кто держал в руках бабочку?
- Что вы чувствовали при этом?
- А что могла чувствовать бабочка?
Предлагаю обратить внимание на красоту бабочки. Посмотрите, природа создала один из своих шедевров – узоры на крыльях бабочки. Материалом послужили мельчайшие, как пыльца, чешуйки, ярко и нежно окрашенные во всевозможные цвета. Эти чешуйки расположены на крыльях в строгом порядке и образуют незабываемый рисунок. По рисункам на крыльях получили своё название самые красивые из наших бабочек, в том числе встречающиеся в городах: бабочка-адмирал, перламутровка, траурница, павлиний глаз.
У многих бабочек крылья снаружи и изнутри имеют разную окраску. Такая разница не случайна: она помогает насекомому скрыться от врагов. Летит бабочка цветная, пёстрая, а села на цветок, сложила крылья и… как пропала. Ищешь бабочку одного цвета, а перед тобой сидит другого цвета – на неё и внимания не обратишь.
Интересно, что когда бабочка долго сидит на одном месте, то она садится так, чтобы свет падал на неё отвесно. Тогда нет тени от крыльев, и её трудно заметить. Так бабочки маскируются от врагов.
4. Физкультминутка «Бабочка».
Спал цветок и вдруг проснулся
(туловище вправо, влево.)
(туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел,
(руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружится, вьется.
(покружиться)
5. «Живые цветы»
Давайте познакомимся поближе с самыми красивыми бабочками, чтобы при встрече с ними вы могли бы их узнать и порадоваться встрече с ними.
Бабочка-адмирал издали заметна бархатисто-чёрной окраской с ярко-красными полосами и белыми пятнами. Как драгоценные камни, сверкают бирюзовые отметины. Когда бабочка складывает крылья, то становится виден узор на нижней стороне крыла. Словно с красивого камня - мрамора – скопирован рисунок этого узора.
У одной из самых распространённых бабочек – перламутровки нижняя сторона крыла красивее, чем верхняя. Сверху крыло из чешуек желтовато-рыжего цвета, среди них узором расположились чёрные крапинки. А снизу красиво сверкают на солнце перламутрово-серебристые пятна на серовато-зелёном фоне крыла.
Траурница – одна из самых красивых бабочек нашей страны. Крылья её выложены чешуйками бархатистого тёмно-коричневого цвета. Крылья её выложены чешуйками бархатистого тёмно-коричневого цвета.
Бабочка павлиний глаз получила своё название за великолепные пятна на крыльях. Чешуйки жёлтого, бурого, чёрного и синего цвета образуют кольца, напоминающие глаза. Эти «глаза» - отличная защита от врага. Подлетит к насекомому птица, бабочка широко распахнёт крылья, и птица вдруг увидит перед собой два больших «глаза», глядящие на неё в упор! В первый момент птица пугается, а когда опомнится, бабочка уже улетела!
6. Бабочка, занесённая в Красную книгу, - редчайшая бабочка Приморья - Пенелопа.
Бабочка Пенелопа встречается на китайском севере, в северной Корее, приморском юге. Переднее крыло достигает до 40 мм. У особей мужского пола верхняя плоскость крыльев ярко-красная с желтизной. У женских экземпляров верхняя плоскость крыла тёмная зелёная с оливковой опалесценцией и большими тёмными пятнами. На нижней плоскости задних крылышек серебристые перевязки. Излюбленное место обитания лиственные и смешанного типа леса, расположенные не выше 0,6–0,7 км. В районе Уссурийска можно увидеть в речных долинах и на равнине. Лёт с июля по сентябрь. Взрослые особи кормятся на змееголовнике многоцветном и рябиннике. При этом самцы не допускают на места своего обитания другие виды бабочек. В стадии гусениц питаются фиалкой пёстрой, где и находятся яйцекладки этого вида.
7. Раскрась «живой цветок».
На столе у каждого ребёнка шаблон бабочки.
Раскрасьте его восковыми мелками, передав расцветку любой бабочки.
8. Итог.
Для каждого любителя природы бабочки – это праздник души. Богатство красок и полёт – то стремительный, то неторопливый – вот что замечает большинство из нас. Закончить занятие я хочу строками стихотворения поэта А. Майкова:
Долина вся в цветах.
Над этими цветами –
Рой пёстрых бабочек,
Цветов летучих рой!