Ильичева Ирина
Конспект ООД по познавательному развитию «Звук» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Обучающие задачи: Понять, как распространяются звуковые волны. Выявить одну из причин возникновения высоких и низких звуков, зависимость звучащих предметов от их размера.
Развивающие задачи: Развивать любознательность, познавать мир через открытие свойств предметов и экспериментирование с ними, обобщать результаты опытов.
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к опытам.
Используемый материал: Емкость с водой, камешки, стол с ровной поверхностью, рупор из бумаги, линейка, ширма, пакет, барабан, колокольчик, расческа, металлофон.
Ход.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
(Слайд № 1 «Заголовок»)
Введение в игровую ситуацию.
- Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся. Гости улыбаются вам в ответ. От наших улыбок стало сразу светлее и теплее.
- Ребята, вы любите путешествовать?
- А сейчас хотите отправиться в путешествие? А путешествие наше будет в необычный город - «Город звуков». Но чтобы туда попасть, нам необходимо сказать волшебные слова: «Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы Город звуков откроем
О котором не забудем».
- Ну, что отправляемся? Давайте закроем глаза и скажем волшебные слова.
(Произносят волшебные слова)
(Слайд № 2 «Город звуков»)
Актуализация знаний и фиксация затруднения.
- Ребята, посмотрите, мы оказались в городе звуков. Какой он красивый, какие очаровательные волшебные домики. Но теперь, чтобы вернуться обратно в детский сад, нам нужно преодолеть много испытаний в городе звуков. Вы готовы?
- Итак наше путешествие начинается.
Открытие нового знания.
Шёпотом:
— Ребята, как тихо сейчас в городе звуков. Послушаем тишину?
(Звучит аудио запись пения птиц)
- Что вы услышали? (Мы услышали пение птиц)
- Но вы не видите птиц, а как вы догадались, что это именно они поют в городе звуков? (Мы их услышали с помощью ушей)
(Слайд № 3 «Девочка»)
- Значит, даже не видя предмета, мы можем догадаться (услышать, что это он. И в этом нам помогает слух.
- Звуков может быть очень много, и они все разные.
- Звук по воздуху долетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку.
- Хорошо, что мы сейчас в городе звуков. Сейчас мы посмотрим, как же распространяется звук. Сейчас мы попробуем преодолеть первое испытание.
Опыт № 1.
- Подойдите к емкости с водой. Я беру в руки камешек и бросаю в воду. Что произошло?
- Что вы наблюдали на воде? (Во все стороны побежали волны).
- Верно, мы наблюдали волны. Подобно водной волне, распространяется и звуковая волна, только она невидима и передается по воздуху.
- Поэтому, когда говорят о распространении звука, то употребляют слова «звуковая волна». Она плывет по воздуху и попадает к нам в уши.
- Звуки бывают громкими и тихими, высокими и низкими. Это зависит от размеров звуковой волны.
- А сейчас вы что-нибудь слышите? (Нет. Тишина, никаких звуков).
- Итак, напомните, как распространяется звук? (Звук распространяется с помощью звуковой волны).
Опыт № 2.
- Но вот лежит линейка. Зачем она нужна? (Чертить, измерять)
- Правильно, но еще нам линейка нужна, чтобы посмотреть могут ли от линейки идти звуки. Как это сделать? (Подвести к опыту)
- Я положила на край стола линейку, придерживаю с одной стороны на столе и отпуска. Что вы услышали? (Звук, линейка задрожала).
- Это колебания. Звук появляется от дрожащих предметов.
- Еще раз скажите мне, когда появляется звук?
Опыт № 3.
- Приложите руку к горлу, а теперь потяните звук «У». Что вы слышите? (Горлышко дрожит).
- Это дрожат голосовые связки, когда мы говорим. Эти колебания передаются по воздуху, и он тоже дрожит. Еще их называют звуковыми волнами. Они расходятся по воздуху, как круги по воде. А воздух, как мы знаем находится повсюду.
- Скажите еще раз, как передаются звуковые волны? (Звуковые волны передаются только по воздуху)
- Если нет воздуха – мы ничего не услышим.
Опыт № 4.
- А теперь новое испытание в городе звуков. Нужно угадать что звучит за ширмой.
(Шуршание пакета, барабан, колокольчик, погремушка)
- Что вы услышали? (Звук погремушки, стук барабана, звон, шуршание).
- Звуки бывают тихими и громкими. Звук маленький, он колышет мало воздуха и идет меньше звуковых волн.
- Ребята, а вы знаете, как усилить звук? (ответы детей)
(Слайд № 4 «Микрофон»)
- На концерте артисты пользуются микрофоном. В большом зале, где много людей микрофон необходим, потому что артист не сможет громко кричать, его все-равно никто не услышит. А когда исполнитель берет микрофон и включает его и начинает петь, то звук становится очень громким, звуковая волна по воздуху распространяется очень далеко и всем людям в зале слышно то, что поет певец.
Опыт № 5.
- Ребята, а если человек заблудился в лесу, как можно очень громко позвать на помощь? (Нужно сложить ладошки вместе, оставив щелочку и позвать на помощь и приложить ко рту).
(Слайд № 5 «Крик о помощи»)
- Правильно. Когда вы складываете ладошки вместе, прилаживаете ко рту и кричите на помощь вас слышно намного дальше. Попробуйте это сделать сами. Что вы ощущаете?
- Правильно. Ваши руки ощущают движение или колебание воздуха и от этих колебаний возникает звук. Он стал громче (звук усилился).
- Какой прибор часто используют капитаны на кораблях, командиры, когда отдают команды? (Рупор).
(Слайд № 6 «Рупор»)
- Рупор, как и микрофон усиливает звук. Делают его из меди – это такой металл. Если его включить и сказать в него какие-нибудь слова, то звуковая волна разлетится по воздуху очень далеко.
- На какую геометрическую фигуру похож рупор? (На конус)
- На столе у меня лежит рупор и сделан он из чего? (Из бумаги)
На столе лежит рупор из бумаги.
- А сейчас Лера возьмет рупор (из бумаги, отойдет в самый дальний конец группы и прокричит «Ау» сначала без использования рупора, а затем через рупор.
- Где звук получился громче без рупора или с помощью рупора? (Крики о помощи через рупор громче).
- Правильно крики о помощи через рупор громче, так как от голоса начинает дрожать рупор, и звук получается более сильным.
- Ребята, посмотрите, мы пришли к лесу. Здесь немного страшно. Давайте возьмемся за руки и пройдем этот лес.
(Слайд № 7 «Лес»)
Физминутка.
Лес ночной был полон звуков (ш-ш-ш, (Идут по кругу)
Кто –то выл (у-у-у, (присесть на корточки, подняв голову)
А кто мяукал (мяу- мяу, (Встать руки сложить)
кто – то хрюкал (хрю- хрю, (покружиться)
кто- то топал (тихо ш шагаем,
кто –то крыльями захлопал (машем руками,
кто-то ухал и кричал (ух-ух, (прыжки)
И глазищами вращал (движение глаз,
Ну, а кто – то тихо-тихо тонким голосом молчал. (тс). Палец к губам.
Выполнение пробного действия в аналогичной ситуации.
Опыт № 6.
- Ребята, в городе звуков жители очень любят сказки. Особенно вот эту.
(Слайд № 8 «Три медведя»)
- Как называется эта сказка? («Три медведя»)
- Как звали трех медведей? (Михаил Иванович, Настасья Петровна, Мишутка)
- Каким голосом говорил Михайло Иванович? (Грубым, громким)
- Как говорила Настасья Петровна? (не очень грубый, не очень громкий)
- Как говорил Мишутка? (тоненький голосок, не говорил, а пищал).
- Почему у медведей такие разные голоса?
- Как появляются звуки речи, когда мы разговариваем? (дрожат голосовые связки).
- Перед вами музыкальный инструмент металлофон (ксилофон).
- Посмотрите, у металлофона длинные и короткие металлические пластины-клавиши. Послушайте как он звучит.
- Давайте выберем звуки, которые напоминают голос Михайло Ивановича. Прочему? (Самая длинная металлическая пластина-клавиша звучит похоже на голос Михайло Ивановича, потому что он очень большой, поэтому и голос у него громкий и грубый.)
- … Настасьи Петровны. (средняя - на голос Настасьи Петровны, потому что она меньше, чем Михайло Иванович. У нее голос не очень громкий, и не такой громкий по сравнению с Михайло Ивановичем).
- … Мишутки. (самая тоненькая – на голос Мишутки, потому что он самый маленький и голосок у него тоненький.)
- Верно, если предмет, человек или животное больше по размерам или толще, то звук – низкий или средний. А если - меньше, то звук тонкий.
- Правильно. Вы молодцы!
- Жители города звуков очень любят петь. Давайте их послушаем.
(Слайд № 9 «Видео-песня»)
- Ребята, вы справились со всеми испытаниями в городе звуков. Теперь нам можно возвращаться в группу. Но для этого снова закроем глаза и скажем волшебные слова: «Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем
В детский садик мы вернемся
Город звуков не забудем».
- Мы снова в нашей группе. Теперь вы знаете, как возникает звук, как доходят разные звуки до вашего уха.
(Слайд № 10 «Звуки»)
Рефлексия. Итог.
- Давайте вспомним где мы сегодня были?
- Скажите, ребята, понравилось ли вам в Городе звуков?
- Что мы делали в городе звуков?
- Что вы узнали о звуке?
- Что вам показалось самым интересным?
- Теперь вы знаете, как возникает звук, как доходят до вашего уха. Звуковые волны передаются только по воздуху, если нет воздуха – мы ничего не услышим.
- Спасибо вам за хорошую работу и до нового путешествия!