Татьяна Александровна Ульянова
Конспект ОД по познавательному развитию в старшей группе «Новый год у ворот»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ Организационно-методическая
информация Содержание
1. Тема образовательной деятельности «Новый год у ворот»
2. Доминирующая образовательная область Познавательное развитие
3. Виды деятельности детей Игровая (Сюрпризный момент – мешочек из адвент-календаря, подарок Деда Мороза- конфеты; хоровод «Российский Дед Мороз»).
Коммуникативная (Ответы на вопросы воспитателя)
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2018
Двигательная (физминутка - подвижная игра «Елки, сугробы, снежинки»).
4 Методы и приемы реализации содержания занятия
4. 1 Общепедагогические методы и приемы Методы формирования сознания:
- показ слайдов
- беседа
- рассказ
Обращение к опыту детей (какие традиции встречи Нового года они соблюдают дома)
Методы организации деятельности, общения, опыта поведения:
- просьба: (дополнять рассказы товарищей).
Методы стимулирования и мотивации деятельности:
- наглядность (слайды)
- проблемные (в случае необходимости)
- занимательные и игровые ситуации (рассказывание и показ слайдов)
- ситуации успеха (похвалить всех детей; поощрение детей (угощение);
3.2 Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности Культурные практики: обращение к личному опыту, показ слайдов
Словесные: уточняющие вопросы к детям
Наглядные: слайды, адвент-календарь
5. Интеграция образовательных областей Социально-коммуникативное: Развитие навыков позитивного общения в процессе деятельности (игры, закрепление умения внимательно слушать воспитателя
Познавательное развитие : получение информации о новых словах, их значении и способах использования в речи.
Речевое развитие : рассказ из личного опыта, ответы на вопросы воспитателя.
Физическое развитие : выполнение двигательных упражнений.
6. Возрастная группа Старший дошкольный возраст (5-6 лет)
7. Цель Знакомство с традициями празднования Нового года.
8. Задачи Планируемые результаты
8.1 Расширять представление детей о культуре своего народа.
3. Развивать целостное восприятие
8.2 Формировать представления о традициях и обычаях празднования Нового года на Руси, истории их возникновения. Систематизировать знания детей о праздновании Нового года в разных странах. Умеет работать по инструкции взрослого. Активно взаимодействует со сверстниками в совместных играх Умеет «опредмечивать» заданный признак Связное изложение мыслей детей Активизация пассивного и активного словаря детей новыми словами
8.3 Развивать память, любознательность, познавательный интерес.
8.4 Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, уважение к русским традициям и традициям народов разных стран.
9. Возможные затруднения детей и способы их преодоления
Затруднения
Рассказ на основе собственного опыта Способы преодоления
Наводящие вопросы
10. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Материалы и оборудование: адвент-календарь, наряженная елка, проектор, ноутбук, экран для показа слайдов, глобус, снежинки для самооценки
11. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Разучивание песен, танцев и стихов к празднику, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов.
2).ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ Этап Содержание Примечание
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему Организационный момент
(дети заходят в зал здороваются).
Сюрпризный момент.
Воспитатель показывает детям адвент-календарь и просит ребенка открыть мешочек с заданием от Деда Мороза, потом читает задание «Узнать, как празднуют Новый год в России и других странах»
1.2 Мотивация деятельности детей В. : Ребята, вы хотите узнать, как празднуют Новый год в нашей стране и других странах?
Д. : Да!
1.3 Целеполагание В. : Тогда садимся красиво, держим спину прямо, сейчас мы отправимся в новогоднее путешествие по разным странам и посмотрим, где и как празднуют Новый год.
(Дети «путешествуют» по миру с помощью глобуса.)
II. Основная часть:
2. 1 Актуализация ранее приобретенных знаний Воспитатель: Как называется праздник в конце года, который мы отмечаем зимой?
Дети: Новый год.
Воспитатель: Правильно этот праздник называется Новый год. Новый год празднуют во всех странах мира. И везде по – особому. Посмотрите на глобус – это модель нашей планеты. Здесь показаны разные страны. Их очень – очень много.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания/
Наши предки, древние славяне встречали Новый год в марте и отмечали его, как праздник весны, солнца, тепла и ожидания нового урожая. Когда Русь приняла христианство, Новый год стали встречать 1 сентября. По указу Петра 1 началом Нового года повелевалось считать 1 января, как во всех европейских странах. Многие народы, жившие на территории нашей страны в далеком прошлом, поклонялись дубу, жители Камчатки чтили березу. У славян был обычай выращивать в кадках цветущие вишни. Именно вишня украшала новогодний праздник. Зацветет вишня на пересмене лет – быть Новому году цветущим, счастливым. Встреча Нового года - древняя традиция, существующая у всех народов мира. И хотя этот праздник проводится по-разному, основным украшением во многих странах является это растение.
В. : Отгадайте загадку, и вы узнаете, что же является украшением праздника:
Ее всегда в лесу найдешь-
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем (елка). (Слайд 1)
В. : Молодцы, правильно отгадали. Основным украшением новогоднего праздника является елка.
Первоначально новогодние елки наряжали в лесу, а затем стали приносить в дом. Но сначала их не «ставили», как водится сегодня, а подвешивали к потолочной балке, украшая разными вкусностями. А утром дети обтряхивали новогодние деревья.
Обычай приносить елку в дом и украшать ее родился в Германии. Затем этот обычай переняли и в России. У нас это дерево украшают разноцветными новогодними игрушками - гирляндами, шарами, вешают на него яблоки, орехи, пряники. В других странах елку украшают фигурками ангелов, свечками, звездочками.
Физминутка
В. : Ребята, давайте мы поиграем в игру «Елки, снежинки, сугробы».
В. : Послушайте загадку и отгадайте о ком она.
У этого дедушки много внучат,
Внучата на дедушку часто ворчат!
На улице дедушка к ним пристает –
За пальцы хватает, за уши дерет,
Кусается, щиплет, доводит до слез.
У внуков краснеют и уши и нос.
Но вечер приходит счастливый в году.
Сердитого дедушку в гости я жду
Подарки приносит он, добрый на вид
И все веселятся, никто не ворчит. (Дед Мороз)
В. : Кто мне скажет, как выглядит Дед Мороз?
Д. : Дед Мороз – это дедушка с большой белой бородой, с усами, с заснеженными бровями, в нарядной красной шубе, усыпанной снежинками, в красной шапке, с посохом в руках и мешком с подарками.
В. : Правильно, посмотрите на экран, какой Дед Мороз к нам приходит. (Слайд 2)
Он приходит к нам со своей внучкой Снегурочкой. (Слайд 3)
Живет Дед Мороз в красивом деревянном тереме в городе Великий Устюг. (Слайд 4)
В. : Ребята, у нас в группе есть елка, давайте поставим ее в середину и поводим хоровод вокруг нее, послушаем песню про нашего, российского Деда Мороза.
(Дети встают и водят хоровод вокруг елки под песню «Российский Дед Мороз»)
В. : Садитесь на свои места и слушайте дальше.
Каждый народ ждет на празднике доброго Дедушку, только имена у него в разных странах разные, не такие как в России.
В Швеции вместо Деда Мороза подарки детям дарит дед, которого зовут Юлтомтеннен. Вместе с ним ходит карлик Юлниссар. (Слайд 5)
Есть на свете такая страна Италия. Итальянский Дед Мороз Баббо Натале – спешит к детям
(Слайд 6)
В Италии в самую последнюю минуту старого года из окон квартир на улицу выбрасывают различный хлам, старые вещи. Чем больше выбросить старых вещей, считают итальянцы, тем больше богатства принесет Новый год. А другая традиция прекрасна: обязательно помириться накануне Нового года с тем, с кем в ссоре, простить все прегрешения друзьям.
Слайд 7
В Америке, Канаде, Нидерландах, Англии и во многих других странах Деда Мороза называют Санта Клаусом. Он очень похож на нашего Деда Мороза, только носит вместо шубы красную куртку. Санта Клаус оставляет подарки детям в вязанных чулочках.
Слайд 8
Финский Дед Мороз носит красную шапку. Вместе с ним ходят гномы. А подарки раздает не сам Дед Мороз, а козел. Его зовут Иолупукки. И раздает подарки только тем детям, кто хорошо вел себя весь год.
Слайд 9
В Узбекистане Деда Мороза зовут Корбобо ("Снежный Дед"). Он одет в полосатый халат и красную тюбетейку, возит мешки с подарками на ослике.
Слайд 11
В Германии — «Nikolaus»
Дети кладут в свои ботинки морковку для пролетающего коня Одина. А Один взамен кладет им сладости.
Слайд 12
В Индии функции Деда Мороза выполняет богиня Лакшми деви - богиня счастья и процветания. Лакшми обычно изображается и описывается как богиня необыкновенной красоты, стоящая на лотосе и держащая лотос в каждой из двух рук.
Слайд 13
В. :
В Швеции под Новый год принято прямо у дверей соседей разбивать посуду на счастье. Слайд 14
В Германии люди самого разного возраста забираются на стулья, столы, диваны, как только часы начинают бить 12 раз. А двенадцатым ударом они впрыгивают в новый год! Слайд 15
В Японии, когда наступает новый год, с первым ударом часов, все начинают смеяться. Японцы верят, что смех принесет им удачу. Слайд 16
У французов есть традиция — запекать в торте или пироге боб. Кому достается этот кусочек с бобом, тот становится «бобовым королем»! На него надевают корону, и весь новогодний праздник выполняют его пожелания. Слайд 17
В Италии под Новый год выбрасывают старые вещи из окон.
В Японии в новогоднюю ночь звонят колокола. Они ударяют 108 раз. В это время все дети заняты рисованием. Каждый рисует то, что хотел бы получить в подарок. Этот рисунок ребенок должен положить под подушку и уснуть, как только колокол ударит последний 108 раз. Рано утром жители Японии выходят из домов, чтобы поклониться восходящему солнцу, и только после этого начинается праздник.
РОССИЯ. В Новогодний праздник россияне накрывают праздничный стол: зажигают свечи, гирлянды на елочке, накрывают празднично стол, готовят вкусные блюда. И около 12 часов ночью под бой самых главных часов слушают поздравление президента России. Слайд 17
Но самое главное то, что у всех людей на Земле принято перед Новым годом прощать друг другу обиды, желать всем только мира, добра и здоровья.
На этом наше путешествие по странам закончились.
2. 3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Воспитатель: А как в ваших семьях отмечают Новогодний праздник? (ответы детей)
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей
рефлексия
Самооценка Подводится итог:
- Вам понравилось занятие?
-А что вам понравилось больше всего?
- Что нового для себя вы узнали? (Ответы детей)
Е. В. : Ребята, наше путешествие закончено, я вам хочу подавить снежинки, но вы их должны выбрать сами. Обратите внимание, если вы испытывали трудности, и вы ничего не поняли, берите маленькую снежинку.
Ну а если вам все понятно, и все у вас получилось, берите большую снежинку.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Г. Я,Затулина. Развитие речи дошкольников. Старшая группа. Методическое пособие-М. : Центр педагогического образования, 2015.-144с.
2. Гербова В. В. Развитие речи в дет саду. Старшая группа. –М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.-96с.
3. Развитие речи детей 3-5 лет. 3-е изд., дополн. /Под ред. О. С. Ушаковой. –М. : ТЦ Сфера, 2015.-192с. -(Развиваем речь).
4. Бородич А. М. Методика развития речи детей : Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкольная педагогика и психология».2-е изд. -М. : Просвещение, 1981.-255.
5. Журнал «Воспитатель» №4/2017-44 с.