Cветлана Ворончихина
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зимующие птицы».
Цель: создать условия для уточнения и расширения представлений детей об образе жизни зимующих птиц.
Задачи:
1. Формировать умение выделять и охарактеризовать особенности внешнего вида зимующих птиц;
2. Обобщать и закреплять знания детей о зимующих птиц;
3. Пополнять имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни зимующих птиц;
4. Развивать фантазию и воображение;
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
5. Воспитывать бережное отношение к родной природе, желание её охранять.
Методы и приёмы:
игровой (превращения);
словесный (вопросы, ответы детей, поощрение);
наглядный (слайды, фильм);
практический (решение ребусов).
Оборудование: мультимедийная установка, листы бумаги, цветные карандаши
Формы организации детской деятельности: работа в парах, в подгруппах.
Ход занятия
I. Вступительная беседа.
Закройте, ребята глаза. Что вы представляете себе?
- В какое время года можно услышать голоса птиц?
- А как вы думаете, можно сейчас услышать такое чудесное птичье пение?
- Почему?
- Когда поют птицы? (Когда тепло и сытно) Зимой птицам не до песен, голодно им. Многие из них, так и не дождавшись весны, гибнут. Как птицам перезимовать?
Известно, что у птиц,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Но кто же им даёт приют,
Когда снега метут?
Бывают птицы разные.
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие - те народ иной,
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Но если долго снег идёт
И долго длится вьюга
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
- Сегодня мы с вами будем говорить о том, как бы птицам пережить трудное зимнее время. Во время метелей и сильных морозов много птиц погибает от голода, особенно в конце зимы, когда почти весь корм съеден. Особенно страдают синицы. Из 10 синиц зиму переживает только одна.
- А как называются птицы, которые улетают на юг? (перелётные) - А почему они улетают? (нет насекомых, которыми они питаются, нет семян)
- А как называются птицы, которые не улетают? (зимующие)
- Каких птиц вы знаете? (воробьи, вороны, синицы, сороки, дятлы)
- Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас своей красотой и необычными звуками. Но им очень трудно.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие вместе с зимующими птицами.
На чём можно путешествовать? Мы полетим на самолёте, чтобы ощутить себя птицами. Садимся на места согласно нашим билетам и полетели.
II. Основная часть.
1. Игра «Назови птиц».
- Посмотрите картинки и назовите зимующих птиц (Воробей, ворона, сорока, снегирь).
- Где обитают зимующие птицы?
- Чем питаются зимующие птицы?
2. Игра «Вопрос - ответ»
• Птица, которая прилетает к нам с первым снегом (Снегирь)
• Какие птицы перекочевывают на зиму к жилью человека? (Синица большая, сорока, ворона, галка)
• Назовите зимующих птиц, на голове которых есть хохол? (Свиристель, чечетка, хохлатая синица)
• В холодную погоду воробьи взъерошенные, почему? (легче сохранять тепло)
• Когда температура тела воробья ниже — зимой или летом? (Температура тела воробья всегда одинакова).
• Как называются птицы, которые живут с нами постоянно? (Оседлые)
• Какую птицу называют лесным доктором? (дятел)
• У какой зимующей птицы самый длинный язык? (дятел)
• Какая зимующая птица имеет очень длинный хвост? (сорока)
• У этой птицы клюв необычный, крестообразный, чтобы шишки легко расклёвывать. (у клеста)
• Народные названия какой птицы — сизак, сизарь. В разговорной речи часто употребляются слова «гуля», «гулька»? (сизый голубь)
• Эта небольшая птичка – настоящая красавица. Её ярко-жёлтое брюшко не спутаешь ни с какой другой птицей. (б. синица)
• Птица с хохолком на голове, прилетающая к нам зимой. (свиристель)
• Какая птица наших мест живет дольше всех (Ворон живет 100 лет)
• Где зимующие птицы спят? Вороны и галки ночуют стаями, прижавшись друг к другу. Дятлы и синицы спят в дуплах. А где прячутся ночью тетерева и рябчики? (Тетерева и рябчики прячутся под снегом).
• Утки с удовольствием залезают в воду в самый сильный мороз. Почему? В мороз вода теплее, чем воздух. Поэтому в воде уткам не так холодно
• У какой зимующей птицы самый длинный клюв? (длинный клюв у дятла – примерно 15 см)
(при ответах детей нажимаю на картинку, если ответ правильный появляется увеличенное изображение зимующей птицы, если нет – грустная мордашка).
III. Физминутка для глаз.
Наши глазки устали, давайте сделаем гимнастику для глаз.
- Повторяйте глазами за движением птиц.
3. Игра «Подберите слова-признаки»
-Давайте дадим характеристику каждой зимующей птице.
Воробей (какой) – быстрый, юркий, маленький, серый, веселый.
Ворона (какая) – большая, черная, громкая, грозная и т. д.
Сорока (какая) -,
Снегирь (какой) - …. (ответы детей).
(Задавая вопрос, нажимаю на название – появляется картинка с изображением зимующей птицы).
4. Игра «Третий лишний» (Работа в парах).
- Посмотрите, какая птица лишняя и почему вы так считаете?
лебедь, аист, воробей ….,
голуби, журавль, сорока ….,
снегирь, цапля, сова ….,
дятел, ласточка, соловей ….,
грач, трясогузка, снегирь ….,
скворец, ворона, клёст ….,
клёст, лебедь, галка,
дятел, кукушка, голуби ….,
Просмотр фильма «Зимующие птицы».
- Сейчас мы с вами посмотрим фильм о зимующих птицах.
- Что нового вы узнали из фильма? Каких зимующих птиц вы увидели? Где они живут? Некоторые птицы редкие и исчезают. Что делает человек, чтобы их сохранить? Как называют людей, которые истребляют птиц? Кто помогает зимующим птицам пережить тяжелые зимы, подкармливает их?
(Ответы детей).
5. Игра «Превращения».
- Смотрите на картинку и постарайтесь изобразить эту зимующую птицу.
- Молодцы, дети!
- Наше путешествие в мир зимующих птиц подходит к концу.
- Давайте ещё раз вспомним зимующих птиц, с которыми мы сегодня повстречались (Воробей, ворона, сорока, снегирь и т. д.).
IV. Рефлексия.
Игра «Какая птица спряталась?»
- Давайте разделимся на три компании по желанию.
- Посмотрите внимательно на ребус и попробуйте отгадать зимующую птицу, которая спряталась: воробей, ворона, сорока, снегирь (проверяем ответы детей, нажимая на ребус, появляется картинка с изображением птицы).
-Давайте нарисуем на листе бумаги зимующую птицу, которая вам больше всего понравилась.
Молодцы! Наше путешествие закончилось. Мы отгадали ребус и нарисовали замечательных зимующих птиц. На память о нашем путешествии хочу подарить вам наклейки с изображением зимующих птиц. Спасибо.