ольга пронина
Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №21 «Сказка» Старооскольского городского округа
Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе
на тему «Путешествие в прошлое»
Выполнила воспитатель Пронина О. В.
г. Старый Оскол
Цель. Знакомить детей с историей России.
Задачи.
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в подготовительной группе „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Темочки
Образовательная область. Познавательное развитие.
1. Формировать представления детей о ремеслах и ремесленниках.
2. Закрепить знания детей о народной игрушке.
3. Познакомить детей к русской народной культурой, обычаям и традициям русского народа.
Образовательная область. Художественно-эстетическое развитие.
3. Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (дымковская, филлимоновская).
Образовательная область. Речевое развитие.
6. Учить отвечать на вопросы полным предложением.
7. Развивать речевую активность.
Образовательная область. Социально-коммуникативное развитие
8. Воспитывать чувство гордости за свою страну.
9. Развивать коммуникативные навыки.
Материал. Игрушка Незнайка, корзинка, дымковские и филлимоновские игрушки, ткань, глиняная посуда, карточки с изображением игрушек: народных, филлимоновских и дымковских игрушек, калачи, баранки, куличи, иллюстрации с изображением ткацких и других станков, контуры прялок и детали узора к ним, ноутбук, слайды с изображением ярмарки, прялки, ткача, ткацкого станка, мастерской.
Предварительная работа. Беседы, рассматривание иллюстраций и презентаций об истории, традициях и обычаях России, рассматривание народных игрушек, чтение художественной и познавательной литературы, разучивание стихов, песен, народных игр, пословиц.
Ход организованной образовательной деятельности
В группу входит Незнайка с корзинкой, в которой лежат разные товары: народные игрушки (свистульки, бараны, козлики и т. д., глиняная посуда, баранки.
Незнайка. Здравствуйте ребята. У моей бабушки я нашел много разных предметов и принес их вам. Где продавали эти товары? Вы знаете, ребята?
Дети. На ярмарке.
Незнайка. А что такое ярмарка? (ответы детей)
В-ель. Ребята, чтобы узнать, как люди раньше изготавливали разные товары и где их продавали, нам нужно отправиться в прошлое. Как мы туда попадем?
Ответы детей.
В-ель. Мы сейчас с вами отправимся на машине времени в прошлое и заглянем на ярмарку, в мастерские, где люди занимались ремеслом и возьмем с собой Незнайку.
Звучит музыка, дети под музыку выполняют движения и мы попадаем на ярмарку.
В-ель. Что душа твоя желает-
Все на ярмарке найдешь!
Всяк подарки выбирает,
Без покупок не уйдешь!
Эй, не стойте у дверей
Заходите к нам скорей!
Народ собирается
Наша ярмарка открывается.
В-ель. Куда мы с вами попали?
Дети. На ярмарку.
На столах разложены разные товары.
Воспитатель показывает слайд с изображением ярмарки.
В-ель. В 19 веке ярмарка — это рынок в центре населенного пункта, куда съезжаются со всей округи. На ярмарках можно было купить все, что душе угодно: от домашней скотины до шедевров гончарного, кузнечного, ткацкого искусства. Ну и конечно разносолы всех мастей. Проводились здесь театрализованные представления, устанавливались балаганы. Было немало веселых забав и интересных конкурсов.
Воспитатель показывает на стол, где лежит ткань.
В-ель. Ребята, что это такое?
Дети. Ткань.
В-ель. Из чего состоит ткань?
Дети. Из нитей.
В-ель. Как раньше, в давние времена делали нити?
Дети. На прялке.
В-ель. Что такое прялка?
Дети. Прялка -это устройство для прядения нити из шерсти.
Воспитатель на ноутбуке показывает слайд с изображением прялки.
В-ель. Прялка — предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки. На Руси прялки использовались с давних времен. Труд это был чисто женский. Пряхи проводили свои дни и зачастую ночи у этого станка. Прялки были не похожи одна на другую. Вернее, конструкция-то была одна, но вот украшена каждая прялка была по-разному.
Игра «Укрась прялку» На доске контуры прялок, дети украшают ее разными узорами.
В-ель. Назовите ремесло человека, который изготавливал ткань?
Дети. Ткач.
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением ткача.
В-ель. С помощью чего ткач-мастер занимался изготовлением тканей?
Дети. С помощью ткацкого станка.
Воспитатель показывает слайд с изображением ткацкого станка.
В-ель. С давних времён на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Мастерицы своими руками стремились создавать не только полезные, но и красивые вещи. Как сырьё использовали лён, коноплю, шерсть (козью или овечью). Для начала сырьё выращивали, обрабатывали, отбеливали, красили и пряли. И только после этого приступали к трудоёмкому и требующему внимание процессу ткачества.
Игра «Найди ткацкий станок». На столе разложены изображения ткацкого и других станков. Дети находят ткацкий станок и рассказывают, почему они выбрали это изображение.
В-ель. Назовите, что ткали мастерицы?
Дети. Одежду, пояса, ленты, полотенца, скатерти, покрывала, занавеси, половики.
Воспитатель предлагает подойти к прилавку с товарами из муки. На столе баранки, кренделя.
В-ель. Кто изготавливал мучные изделия?
Дети. Пекарь.
В-ель. Из чего он изготавливал?
Дети. Из муки.
Воспитатель подводит детей к игрушечной мельнице.
В-ель. Что это такое?
Дети. Мельница.
В-ель. Что такое мельница?
Дети. Место, куда свозили зерно для помола.
В-ель. Мельница – это механизм, в котором размалывают различные зёрна, например, пшеницу, для того, чтоб получить муку, или мелкий корм для животных. Когда человек хочет получить муку, он идёт на мельницу, высыпает пшеницу в специальный контейнер, из которого зёрна подаются в небольшом количестве в жернова. Там они размалываются на мелкие кусочки, которые очищаются и просеиваются. В конце мы получаем чистую белую муку, из которой наши мамы пекут нам вкусные булочки и пироги.
В-ель. Назовите ремесло человека, который занимался помолом зерна?
Дети. Мельник.
В-ель. Мельник — это ремесленник, деятельность которого напрямую связана с производством муки. На смену ручным мельницам пришли ветряные и водяные, и сама собой возникла профессия мельник. У этих людей были свои мельницы, куда со всей округи привозили зерно.
Воспитатель продолжает путешествие по ярмарке. Подводит детей к глиняной посуде.
В-ель. Из чего сделана посуда?
Дети. Из глины.
В-ель. Назовите ремесло человека, который занимался изготовлением посуды из глины?
Дети. Гончар.
В-ель. Кто такой гончар?
Дети. Гончар - мастер, изготавливающий изделия из глины.
Воспитатель предлагает посмотреть слайд с изображением гончара.
В-ель. Глину, перед работой на несколько дней замачивали, а потом месили, чтобы она стала мягкой и эластичной. А лепили из нее разные полезные вещи миски, кувшины, игрушки и т. д. Потом люди придумали гончарный круг, научились обжигать посуду из глины в печи. В ней можно было хранить воду и молоко, готовить пищу на огне. Ремесло превратилось в промысел и глиняную посуду стали использовать везде. Гончарное производство требует трудолюбия, фантазии.
В-ель. Что изготавливали гончары?
Дети. Кувшины, чашки, миски, свистульки, блюда и т. д.
Воспитатель обращает внимание на прилавок с глиняными народными игрушками.
В-ель. Назовите, какие народные игрушки, сделанные из глины вы знаете?
Дети. Дымковская, филлимоновская.
Д/игра «Найди народную игрушку». На столе карточки с изображением народных игрушек. Дети находят дымковские и филлимоновские игрушки и называют их.
В-ель. Как называли место, где люди занимались ремеслом?
Дети. Мастерская.
Воспитатель показывает на ноутбуке слайд с изображением мастерской.
В-ель. Фабрик и заводов в городе не было. Разнообразные изделия, продававшиеся на городских рынках, производились в маленьких мастерских ремесленников. В мастерской не было машин; все делалось вручную, с помощью самых простых орудий труда. Главным работником в мастерской был ремесленник-мастер. Кроме мастера, в мастерской работали ученики и подмастерья. Подростки-ученики выполняли подсобные работы и изучали ремесло. Чтобы приобрести опыт, надо было долго учиться.
В-ель. Нам пора возвращаться в детский сад.
Дети выполняют движения, на машине времени мы возвращаемся в детский сад.
В-ель. Что интересного вы сегодня узнали? Где мы сегодня побывали?
Незнайка. Ребята, спасибо, что вы меня взяли в такое путешествие, я теперь знаю, что такое ярмарка, кто такие ремесленники и что такое ремесло.